архив докладов
статья по теме

Солонина Елена Александровна

доклады и сообщения, которые звучали на педсоветах и единых методических днях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результатами работы любого учителя являются: знания, умения, навыки; воспитанность; здоровье и психологическое состояние наших учащихся.

 О работе учителя судят по конечному результату. Эффективность его работы зависит от того,  насколько он знает уровень знаний и умений учащихся, учебные возможности. Задача учителя удачно подбирать материал обязательной части, а также дополнительных заданий, чтобы их выполнение было посильно успевающему ученику. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволяет вовлечь учеников в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных силах.

Учет индивидуальных особенностей ученика. Учитель должен читать по лицам учеников и понимать:
– как на уроке создана установка быть внимательным;
– как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (новизна, структурирование, яркость и пр.);
– как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
– как организована смена видов деятельности на уроке;
– как организована активность учащихся на уроке;
– как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Личностные критерии успешности учителя.

Эмоциональность (интенсивность, устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния, доброжелательность).

Выразительность речи. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

Творческое начало личности. Если работать без творческого подхода, то не будет замечательных уроков, ни оригинальных суждений, ни непредметных интересов. В результате: “На уроке скучно!”

Организаторские способности (организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу).

Чувство юмора (В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение– то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Имея чувство юмора, учитель может избежать часть конфликтов, по-другому отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку).

Настойчивость, дисциплинированность (Эти два качества помогают достигать поставленной цели, доводить принятые решения до конца, сознательно подчинять свое поведение общественным правилам. Они также влияют на организацию труда учителя, отношения с администрацией, родителями и учащимися, возможность реализации своих профессиональных качеств).

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. . Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников. Для этого важна сформированность у учителя положительную установку на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность. Эта установка помогает учителю реализовать личностно-ориентированный подход, своевременно учесть индивидуальные особенности и возможности учащихся в учебной деятельности, и во внеклассной работе и особенно в общении. 
  Развитие умения познавать учащихся – необходимое условие гуманизации отношений в системе «учитель—ученик», установления деловых и эмоционально личностных контактов. Практика показывает, что учитель, у которого слабо развито это умение или вовсе отсутствует, бессознательно подменяет изучение возможностей и индивидуальности ученика стереотипными представлениями о нем. Чем больше такой учитель работает в школе, тем более шаблонно он оценивает своих воспитанников, тем меньше контакт и взаимопонимание между ними.
  Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки: 
  – дружеское единение в системе «учитель—ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
  – проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
  – защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
  – разумная и полезная деятельность всех на уроке;
  – умение быть сдержанным в движениях, словах.
  Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. . Успех гуманизации учебного процесса во многом зависит от позиции педагога, стиля его общения и руководства учебно-воспитательной деятельностью школьников, от того, насколько ему удается обеспечить контакт со своими воспитанниками. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены — есть. А на самом деле в школьной практике наблюдается иногда совершенно иная картина.
  По данным исследований установлено, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт. Две трети учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учитель—ученик», «ученик—класс».   Для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач.

                              МОУ « ООШ» с. Трубетчино

Доклад: « Эмоциональность и выразительность речи учителя на уроках»

К педсовету на тему:

« Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке»

                                                                        Подготовила Солонина Е.А.                                                                                                                                        

                                                                         учитель истории и географии

                                        14.01.2011

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Из многочисленных существующих диагностических методик оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя. Эмоциональность и выразительность речи являются основными качествами учителя при проведении уроков.

Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
— интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
— адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
— доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
— уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

Качественная эмоциональность учителей-женщин (склонность к проявлению эмоций разной модальности) изучалась  по методикам, разработанным  специально для педагогической деятельности. Это позволило выявить более четкую динамику изменения эмоциональной сферы учителей с увеличением их педагогического стажа.

В первые годы работы в школе склонность к переживанию радости у молодых учителей уменьшается, а к переживанию печали, гнева и страха увеличивается. Затем по мере увеличения стажа и приобретения опыта картина меняется: склонность к переживанию радости возрастает, а к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Возрастает и оптимизм учителей. Очевидно, это связано с тем, что, с одной стороны, у учителей становится меньше ошибок и неудач, а с другой - вырабатывается своеобразный иммунитет против неудач и огорчений, которые возникают в ходе педагогической деятельности. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей.

Из четырех изученных модальностей эмоций самые высокие оценки были получены по эмоции радости. Оценки печали были выше, чем страха и гнева, что представляется закономерным: страх и гнев - плохие помощники в педагогической деятельности, так как они приводят к растерянности, скованности учителя, препятствуют проявлению им творческой инициативы, стремлению к инновациям, мешают налаживать контакт с учащимися.

Самая высокая эмоциональность выявлена у учителей начальных классов, что можно связать с особенностью контингента учащихся, с которым они работают, его отзывчивостью и непосредственностью в выражении своих чувств.

Выявлены эмоциональные различия между учителями-предметниками. У учителей физкультуры, трудового обучения и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, преподающих гуманитарные и естественные науки.

Выявление эмоциональных типов показало, что у учителей-женщин  радость преобладает над одинаково выраженными гневом и страхом. Таким образом, у учителей со средним и высоким уровнем мастерства отмечается большее разнообразие эмоциональных типов, чем у учителей с низким уровнем мастерства.

Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

Выразительность речи.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Выразительность речи-это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд
важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.



Предварительный просмотр:

Сообщение на тему « Повышение самостоятельности и творческой составляющей в учебно-воспитательном процессе»

( на уроках истории и географии)

Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими  и географическими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.

Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она  предполагает следующее:

— включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);

— осуществлять переход от простых знаний к более сложным;

— постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;

— включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предмете знаний.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати и других средств массовой информации, Интернет. Учебник как основной источник знаний наиболее полно используется в 5-7 классах, в старших классах его роль снижается.

Средством систематизации объемного материала учебников истории  и географии является самостоятельная работа со статистическими данными.

Формировать самостоятельность мышления у учащихся можно при помощи логических заданий. Например, при изучении вопроса о причинах Великих географических открытий.  

Уроки строю так, чтобы учащиеся как можно больше работали самостоятельно, т.е. добывали информацию сами. В начале урока ставится проблема, формируются задачи, причём сами ученики пытаются сформулировать тему и задачи  урока. Дети работают с учебником, отвечая на поставленные задачи, формулируя правильно свои ответы. Так же на уроке можно провести взаимоконтроль, особенно в начале, когда идёт актуализация знаний ( тестовая работа или работа в контурных картах). На уроках истории проводится работа с документами, учащиеся читают и отвечают на вопросы. Можно на дом задать опережающее задание, например, разделить на группы детей и обязать подготовить новый параграф по разделам, а на следующий урок провести опрос в виде дискуссии или соревновании по группам. На уроках проводится тестирование ( после изучения 2-3 параграфов по истории, после изучения темы по географии), на уроках географии проводится практическая работа. К самостоятельной работе также относится и подготовка докладов и презентаций учащимися.

Учитель истории и географии: Солонина Е.А.



Предварительный просмотр:

Каждый учитель должен строить работу исходя из образовательных и воспитательных задач своего предмета.

 Для географии и истории наиболее значимыми являются следующие задачи: 
1. Формирование и развитие логического мышления, речи и воображения учащихся. 
2. Развитие познавательного интереса к предмету. 
3. Формирование практических навыков работы с картами, контурами. 
4. Воспитание патриотизма, любви к своей родине. 
Для успешного выполнения всех этих задач, а также других, более конкретных для каждого урока, нужно использовать как традиционные технологии, так и современные.

Необходимой составляющей процесса обучения является эмоциональное состояние учащихся на уроках. При больших учебных нагрузках учителю трудно создавать и поддерживать высокий эмоциональный настрой. И здесь большую услугу оказывает подбор наглядности: рисунков, схем, таблиц , стихотворений, загадок и конечно мультимедийных презентаций. 
Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. 

Нельзя сохранять внимание учеников, держа класс в напряжении весь урок. Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратный результат. Смена видов деятельности, разноплановые задания и особые приемы позволяют снять напряжение при выполнении проверочных контрольных работ .
Обязательное условие устойчивости внимания – чередование напряжения и расслабления. Помогает в работе интеллектуальная разминка: творческие задания, загадки, демонстрация экспонатов. Они, как правило, облегчают переход к более сложным заданиям. И здесь хорошо помогают разноуровневые тестовые задания и рисунки учебников. 

На своих уроках проявляю внимание к каждому учащемуся, поощряя их хвалебными словами: молодец, сегодня ты работаешь лучше, у тебя обязательно получится и т.д.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, даю задание на поиск новой информации, устраиваем выставки лучших работ ( по истории в 5 классе проводили выставки творческих работ, ребята оценивали коллективно работу, характеризуя неточности или  правильность исполнения, такая работа очень нравится пятиклассникам).

Для развития творческих способностей на уроках истории даю творческие задания ( сделать рисунок к мифам, составить рассказ о жизни бедного египтянина и др.). учащиеся с удовольствием создают презентации и готовят сообщения на заданные темы, особенно по курсу « Юный Колумб», географическое краеведение, элективные курсы.

На уроках географии проводится исследовательская работа, например, в 9 классе ставятся проблемы об экологической безопасности при развитии промышленности или об использовании ресурсов нашей страны и учащиеся высказывают своё мнение на эти проблемы.

У детей есть возможность проявить свои знания в олимпиадах, особенно активно участвуют 5-6 классы.

Охотно дети играют на уроках, часто провожу уроки-обобщения в виде игр-соревнований, так интереснее повторяется материал и каждый учащийся старается проявить себя в ходе соревнования.

Данные методы, применяемы на уроках стимулируют познавательную деятельность учащихся, активизируя их саморазвитие и самореализацию.

                           МОУ « ООШ» с. Трубетчино

Педсовет на тему « Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации»

Сообщение « Стимулирование познавательной деятельности на уроках географии и истории»

                                                           Подготовила Солонина Е.А.

                                                           учитель истории и географии

                                            17.01.2012



Предварительный просмотр:

До последнего времени в российской педагогической науке анализу понятия качества уделялось не очень много внимания. Существующие разработки, касающиеся проблем качества образования, ориентированы главным образом на проблемы стандартизации. Рассматривая качество образования в средней школе  дают такое его определение: "...под качеством образования понимается "степень удовлетворения  ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач. Анализируя различные трактовки понятия качества, мы отмечаем наиболее важные для обоснования нашего подхода характеристики:

  • взаимосвязь с целями функционирования образовательной системы;
  • многомерность и многофакторность определения качества;
  • зависимость в определении качества от различных точек зрения, аспектов рассмотрения образовательной системы и т. д.

Качество образования — это:

а) уровень достижения комплекса образовательных задач, включая:

– учебные результаты,

– социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе,развитие гражданского самосознания;

-  наличие факторов, влияющих на результаты образования. Выделяются следующие факторы:

* факторы, которые школа может изменять (профессионализм учителя, степень участия педагогов в принятии решений, методы обучения, содержание образования и т. д.);

* факторы, которые школа может изменять при определенных условиях (организация учебного труда, организация свободного времени и т. д.);

* факторы, на которые школа может оказать влияние (жизненные планы, личные качества, физическая подготовка, здоровье и т. д.);

* факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях (перегруженность программ, тип, вид, статус ОУ, частота общения родителей с детьми);

* факторы, на которые школа не может оказать влияние (уровень дохода семьи, половой состав и т. д.).

 При обсуждении проблем качества образования говорят об оценивании, контроле, мониторинге, обеспечении качества и др.

Контроль качества  - применяется для обозначения  внешних процедур оценки качества, ориентированных на достижение некоторого ожидаемого уровня качества.

Мониторинг качества - подразумевает процессы непосредственной оценки или отслеживания тех или иных критериев или индикаторов качества, определяет "уровень" качества, связан также с оценкой эффективности материальных вложений.

Мониторинг в образовательном учреждении -- это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем ОУ и прогнозирование их развития.

 Для оценки качества образования должны быть разработаны критерии и показатели (индикаторы) развития образовательной системы (региона, муниципалитета или учреждения).

 Индикаторы -- это аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие системы образования.

Цель формирования системы индикаторов -- обеспечить пользователя аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования для принятия управленческих решений.

  

 

Результаты обучения

Критерии учебных достижений

Показатели (индикаторы)

Уровень внеучебных достижений

Количество участников в региональной олимпиаде и конкурсах

Повторное обучение

Для второгодников

Уровень социализации

Способность к межкультурному диалогу

Отношение к приезжим людям, другой национальной культуре и вероисповеданию

и т. п. — результаты специального тестирования

Уровень освоения социальных навыков и компетенций в области решения проблем

Результаты специального тестирования

Асоциальное поведение

Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений.

Доля подростков 14 – 17 лет, состоящих на учете в милиции, в общей численности учащихся 14 – 17 лет.

Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя

Уровень освоения стандарта

Доля выпускников, сдавших ГИА менее чем на «удовлетворительно» (по 5-балльной шкале)

Соответствие запросу родителей и учащихся

Оценка качества образования родителей и учащихся — специальное обследование

Соблюдение нормативных требований

Доля учреждений, не имеющих лицензии.

Доля учреждений, не имеющих аккредитацию.

Безопасность и здоровье

Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье (понижение острого зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушение осанки и т. д.), до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет

Стандартные медицинские обследования

Количество случаев травматизма в школах .

Доля детей, имеющих отклонение в здоровье.

Показатели ресурсов и условий. Индивидуальные характеристики

Состояние зданий

Доля образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства.

Доля образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии.

Кадры

Доля преподавателей, имеющих высшее образование.

Соотношение численности преподавателей первой и второй квалификационной категории и высшей.

Доля преподавателей пенсионного возраста.

Доля преподавателей, прошедших переподготовку и в прошедшем году.

Доля образовательных учреждений, в которых на 1 сентября отсутствуют преподаватели по определенным предметам

Информатизация

Количество учащихся на один компьютер.

Доля образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет.

Финансирование

Расходы на одного учащихся.

Отношение расходов на одного учащегося и расходам бюджета на одного жителя.

Сетевые характеристики

Наличие и доступность образовательных ресурсов общего и коллективного пользования

Доля учащихся, пользующихся учебными, спортивными и иными ресурсами учебных заведений, в которых они не обучаются

Наличие условий подготовки к школе — снижение дополнительного образования для детей предшкольного возраста

Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте 5 – 6 лет

(к населению 5 – 6 лет, за исключением обучающихся в начальной школе)

Характеристики и управление

Развитие потенциала управления

Доля руководителей образовательных учреждений общего среднего образования, повысивших квалификацию в менеджменте, всего, в том числе: получивших второе высшее образование, прошедших переподготовку, окончивших курсы повышения квалификации.

Доля учебных заведений, имеющих Школьные советы и органы общественного управления.

Использование ресурсов

Доля расходов на оплату труда и коммунальных расходов в общей сумме бюджетного финансирования образовательного учреждения.

Доля расходов консолидированного бюджета по программам в образовании в общей сумме.

Система показателей и индикаторов для управления качеством образования

на региональном и муниципальном уровнях

 

Критерии

Показатели

Академическая успешность учащихся

Доля учащихся, которые учатся на «4» и «5»

Доля учащихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах

Доля учащихся, которые выполняют проекты

Доля учащихся, которые участвуют в научно-практических конференциях

Здоровье учащихся

Доля учащихся, которые улучшили здоровье (например, осанка)

Доля учащихся, которые имеют потребность в здоровом образе жизни

Доля учащихся, которые занимаются спортом

Доля классов в школе с расписанием уроков, которое соответствует всем требованиям СанПиН

Социализация учащихся

Доля учащихся, которые участвуют в проекте «Добротворчество»

Доля учащихся, успешно выполняющих задания, которые имитируют различные жизненные ситуации

Доля учащихся, которые считают себя социально успешными в ОУ (специальное анкетирование)

Инновационный потенциал учителей

Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии

Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках

Готовность родителей к участию

в управлении школой

Доля родителей, участвующих в «жизни школы»

Удовлетворенность родителей

Доля родителей, которые удовлетворены условиями обучения в школе

 

 

 

Таким образом, управление качеством образования на основе индикаторов и показателей, использование количественных характеристик и оценок позволяет решить комплекс задач:

во-первых, оценить состояние системы, уровень качества образования, которое оно обеспечивает;

во-вторых, выявить сильные и слабые стороны системы и, соответственно, определить приоритеты развития, индикаторы и их целевые значения;

в-третьих, идентифицировать те факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования.

На основе анализа полученных данных, выявления зависимостей между ресурсами и условиями, с одной стороны, и результатами, с другой стороны, следует выбрать необходимые управленческие действия для решения имеющихся проблем, повышения качества образования.

По проблеме «Мониторинг качества образования»

Практическое задание 1

Выполните следующее задание, которое ориентировано на определение достоинств и недостатков тестирования как метода оценки качества образования.

Одним из наиболее распространенных методов проверки качества образования является тестирование. Определите достоинства и недостатки осуществления данного метода. Для этого заполните таблицу «Плюс, минус, интересно». Поместите в ячейку «Интересно» то, что Вам хотелось бы в первую очередь подвергнуть проверке с помощью тестирования в Вашем образовательном учреждении. Обсудите результаты самостоятельной работы с группой. При необходимости дополните свою таблицу мнениями коллег.

Таблица «ПМИ»

+         -         И         

Практическое задание 2

Обсудите с коллегами внутренние и внешние факторы, влияющие на качество образования. Существуют различные группы факторов, оказывающих влияние на качество образования в школе. Однако не все из этих факторов школа может изменить. Очевидно, что для руководителей школ, педагогов более важным станет обсуждение тех факторов, которые школа все-таки может изменить или оказать на них влияние.

Обсудите с коллегами, каким образом (т.е. что именно нужно сделать) школа может оказывать влияние на приведенные в таблице факторы. Результаты обсуждения занесите в таблицу:

Факторы, влияющие на качество школьного образования

  1. Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования
  •  Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.)         
  • Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень         
  • Уровень дисциплины в образовательном учреждении         
  • Сформированность у учащихся общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос; умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках .        
  • Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные)         
  • Использование учителем методов (ориентированных на запоминание иющие влияние на качество школьного образования
  • Материальная база ОУ и учебные ресурсы         
  • Степень участия педагогов образовательного учреждения в принятии решений         
  • Личностная и практическая ориентированность содержания и процесса обучения, связь с реалиями жизни, окружающей школьника         
  • Диалогический характер образования         
  • Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства         

Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях

  • Перегруженность программ и учебников учебными материалами         
  • Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера         
  • Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж         
  • Социально-экономический показатель школы (обобщенная характеристика всех семей учащихся, обучающихся в школе)         
  • Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах)         

Влияние каких из указанных факторов сказывается в Вашем образовательном учреждении? Какими факторами Вы могли бы дополнить таблицу? Обсудите эти факторы с коллегами и систематизируйте результаты обсуждения в таблице.

                                МОУ « ООШ» с. Трубетчино

        

« Повышение качества образования в условиях реализации инициативы наша новая школа»

( индикаторы качества образования)

                                                                          

                                                                          Подготовила Солонина Е.А

                                                                          учитель географии и истории

                                                  25.10.2010

        

Факторы, влияющие на качество школьного образования

  1. Факторы, оказывающие влияние на качество школьного образования
  •  Степень использования учащимися образовательных ресурсов (библиотеки, компьютеров, Интернета и др.)         
  • Количество учителей, имеющих высокий профессиональный уровень         
  • Уровень дисциплины в образовательном учреждении         
  • Сформированность у учащихся общеучебных умений: умение организовать собственное познание, умение управлять познавательным процессом; умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос; умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках .        
  • Стратегии, используемые учащимися при овладении учебным материалом (активные, пассивные)         
  • Использование учителем методов (ориентированных на запоминание иющие влияние на качество школьного образования
  • Материальная база ОУ и учебные ресурсы         
  • Степень участия педагогов образовательного учреждения в принятии решений         
  • Личностная и практическая ориентированность содержания и процесса обучения, связь с реалиями жизни, окружающей школьника         
  • Диалогический характер образования         
  • Знакомство школьников с различными точками зрения на события истории и жизни общества, на явления искусства         

Факторы, на которые школа может оказать влияние при определенных условиях

  • Перегруженность программ и учебников учебными материалами         
  • Введение в программы и учебники материалов практико ориентированного характера         
  • Тип, вид, статус образовательного учреждения, его имидж         
  • Социально-экономический показатель школы (обобщенная характеристика всех семей учащихся, обучающихся в школе)         
  • Частота общения родителей с детьми и характер обсуждаемых тем (например, беседы о прочитанных книгах)         

Влияние каких из указанных факторов сказывается в Вашем образовательном учреждении? Какими факторами Вы могли бы дополнить таблицу? Обсудите эти факторы с коллегами и систематизируйте результаты обсуждения в таблице.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео уроки и презентации программ обучения для школьников по техническим дисциплинам. Архив 2010 года

Для школьников. Компьютерные курсы с нуля для начинающих , школьников. Программирование на языках C++ C# OpenGL. Трехмерное компьютерное моделирование. Обучение компьютерному черчению. Санкт-Пет...

Архив олимпиады "Физтех"

В помощь в работе с одаренными детьми - подготовка к олимпиадам....

Рабочие программы по истории (Архив)

весь пакет программ, которые используются мной. 6, 8 и 11 класс....

Государственный архив Ростовской области

Государственный архив Ростовской области...

Контрольные работы по русскому языку и литературе Архив

Контрольные работы по русскому языку и литературе Архивом...

Анализ деятельности СПС ГБОУ СОШ № 629 (Архив)

Социально-психологическая служба– создана для сохранения и укрепления психологического здоровья, а также повышения и развития психологической культуры всех участников образовательного процесса. О...

Биографическая летопись регионов России «Живой архив» Смоленщины

Редколлегия "Биографической летописи регионов России" сочла возможным опубликовать мой жизненный путь на страницах сборника «Живой архив» Смоленщины[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5...