Программа развития Дома детского творчества
рабочая программа по теме

Программа развития Дома детского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_ddt_ispravlennaya.docx161.81 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………

3

  1. Паспорт Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества …………………………………...

5

  1. Информационно-аналитическая справка о Доме детского творчества ….................................................................................

8

  1. Основные цель и задачи Программы развития ………………….

17

  1. Характеристика социального заказа общества на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность Дома детского творчества………………………….

20

  1. Основные принципы и концептуальные подходы Программы развития …………………………………………………………….

24

  1. Ожидаемые результаты Программы………………………………

28

Введение 

Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе обучение, воспитание и развитие личности ребенка.

Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.

Дом детского творчества, как многопрофильное образовательное учреждение, осуществляющее четко спланированное, целенаправленное полноценное образование детей и подростков, реализуя дополнительные образовательные программы, решает следующие задачи:

- осуществление государственной политики гуманизации образования, основывающееся на приоритете свободного развития личности;

- вовлечение детей и подростков в активную творческую деятельность;

- выявление  одаренных детей, создание условий для самоопределения, всестороннего развития,  самореализации личности  и осуществление ранней профессиональной ориентации;

- проведение массовой просветительской работы.

Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества (далее ДДТ) – важный нормативно-правовой документ, который определяет цели и задачи, стратегию и тактику развития учреждения, приоритетные направления его деятельности, механизм реализации и предполагаемый результат развития учреждения в указанный период.

Программа разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Законом РФ «Об образовании», решениями Правительства РФ и органов управления образованием, на основе Устава и Программы деятельности ДДТ.

Программа разработана на основе:

- всестороннего анализа результатов деятельности и проблем развития ДДТ;

- согласования ценностей субъектов образовательного процесса в определении приоритетов деятельности ДДТ;

- учёта экономических механизмов функционирования и развития ДДТ.

I. Паспорт Программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества

Наименование программы

Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества

Основания для разработки программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
  • Национальная доктрина образования в Российской

Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751

  • Концепция развития дополнительного образования

Разработчик программы

  • Администрация
  • Педагогический коллектив

Основные исполнители программы

  • Администрация
  • Педагогический коллектив
  • Обучающиеся
  • Родители
  • Вспомогательный персонал

Цель

Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

Задачи

  • Обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг
  • Анализ и совершенствование содержания образовательного процесса на основе компетентного и научно-методического подхода, внедрение инновационных образовательных технологий и методик обучения
  • Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности
  •  Совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования ДДТ
  • Совершенствовать модель взаимодействия основного и дополнительного образования
  • Повысить рейтинг ДДТ на рынке услуг дополнительного образования в районе
  • Создать условия для активного освоения и использования педагогическими работниками, специалистами, обучающимися новых информационно-коммуникационных технологий

Ожидаемые результаты

  • Создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей детей в занятиях по интересам; формирование всесторонне развитой, социально-активной личности
  • Распространение научно-методического и педагогического опыта работы ДДТ  в районе
  • Обновление содержания образования
  • Обновление деятельности методической службы
  • Совершенствование модели взаимодействия основного и дополнительного образования
  • Успешное освоение педагогами дополнительного образования проектной деятельности, получение грантовой поддержки под целевые программы
  • Совершенствование материально-технического обеспечения учреждения

II. Информационно-аналитическая справка о Доме детского творчества

Муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования детей  Дом детского творчества, сокращенное название – Дом детского творчества.

Учредитель: Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Отдел по образованию  администрации Петропавловского муниципального района Воронежской области.

 Место нахождения учредителя (юридический и  фактический адрес): 397670 Воронежская область, Петропавловский район, с. Петропавловка, улица Победы, 67.

Лицензия:

 вид образовательной деятельности - дополнительное образование детей; номер и дата выдачи – серия А № 302984  рег.№ И-2354 от 14 марта 2012  г.; срок действия - бессрочно; услуги – бесплатные.

Почтовый и юридический адрес учреждения: 397670 , Воронежская обл., Петропавловский район, с. Петропавловка, ул. Победы, 34

Телефон, факс, е-mail: тел.8(47365)2-14-86,  gorbina84 @ yandex. ru.

Дом детского творчества Петропавловского района является многопрофильным учреждением дополнительного образования, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Основными этапами в истории становления и развития Дома детского творчества являются:

- в 1967 году был открыт Дом пионеров и школьников;

- в 2005 году переименован в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества.

Это открыло новые перспективы для дальнейшего развития учреждения.

Дом детского творчества является образовательным учреждением дополнительного образования детей, созданным для целенаправленного обучения и воспитания детей возраста от 6 до 18 лет.

Учебно-материальная база пополняется за счёт внебюджетной части дохода учреждения, добровольных родительских вложений, помощи ресурсных партнёров, участия в конкурсе социального проектирования и получения средств на их реализацию.

Многопрофильное образовательное учреждение Дом детского творчества осуществляет свою деятельность по реализации дополнительных образовательных программ по следующим направленностям:

- художественно-эстетическое;

- спортивно-техническое;

- эколого-биологическое;

- естественнонаучное;

- туристско-краеведческое;

- социально-педагогическое;

- научно-техническое.

27 педагогов работают по модифицированным программам и 7 по авторским программам дополнительного образования. Общее количество программ – 34.

На базе учреждения создана и успешно работает Районная пионерская организация – Содружество детских организаций «Радуга».

Для обеспечения качественного образовательного процесса в Доме детского творчества создана система методической работы, обеспечивающей непрерывный профессиональный рост педагогического коллектива, молодых специалистов.

Педагоги повышают квалификацию, проходя обучение на курсах повышения квалификации, выезжая на  областные и региональные семинары, мастер-классы, участвуя в областных и региональных конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования. В Доме детского творчества идет накопление методического фонда адаптированных программ, методических работ, пособий  и разработок.

В настоящее время педагогический коллектив ДДТ составляет 32 человека. Педагогический коллектив ДДТ обладает достаточным уровнем профессионализма: высшую категорию имеют 7 человек, первую – 17 человек.

 

Качественный рост профессионального мастерства педагогического коллектива подтверждается стабильным повышением  уровня квалификационных категорий, а также творческими достижениями педагогов и воспитанников. Детские творческие объединения являются постоянными участниками поселковых и районных праздничных концертов, областных конкурсов, конференций, акций, фестивалей и соревнований.

В Доме детского творчества работает 20 человек с высшим образованием, 7 человек со средним профессиональным образованием, 1 человек с начальным профессиональным образованием и 4 человека не имеют профессионального образования.

Динамика успеваемости стабильная, результат образования и  уровень подготовки выпускников положительный.  

Сегодня Дом детского творчества – это открытая, динамично развивающаяся система, в которой 515 воспитанников обучаются в 34 объединениях различной направленности, удовлетворяющих всевозможные потребности социума. Учреждение имеет достаточно высокий кадровый потенциал, открытость и многообразные связи с различными учреждениями, общественными объединениями, отдельными лицами, что позволяет обосновать переход Дома детского творчества из режима функционирования в режим развития.

Дом детского творчества,  решая интегративную задачу, сотрудничает со многими учреждениями района и области. Поддержка творческих инициатив ведётся с помощью не только социальных, но и ресурсных партнёров.

Система социального партнерства

Учебный процесс в Доме детского творчества строится в парадигме развивающего образования, рассматривающего обучение в качестве движущей силы развития личности ребенка и призван обеспечить следующие функции:

- информационную;

- обучающую;

- воспитывающую;

- развивающую;

- социализирующую.

Образовательная деятельность Дома детского творчества осуществляется в главном одноэтажном здании по адресу: с. Петропавловка, ул. Победы, д. 34, в котором для занятий имеются 6 учебных комнат, гардероб. А также в 10 общеобразовательных учреждениях для проведения занятий в объединениях по месту жительства.

Образовательная деятельность Дома детского творчества

 на базе общеобразовательных учреждений района

Образовательный процесс осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников творческих объединений.

В дошкольном и младшем школьном возрасте самые значительные изменения происходят в познавательной сфере, претерпевают изменения все психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие. Учитывая преобладание наглядно-образного мышления и непосредственной памяти, ограниченные возможности волевого регулирования внимания, учебные программы предусматривают использование в процессе обучения красочно иллюстрированные пособия, прикладной материал, игры и упражнения для развития всех свойств внимания и логической памяти («Театр кукол», «Мягкая игрушка», «Волшебный лоскуток», «Школа мастеров»,  «Волшебное тесто», «Фотолюбитель», «Дошкольник», «Сувенир» и др.). В процессе контролируемого развития происходит усложнение эмоционально-мотивационной и творческой сферы. Происходит активное вовлечение детей в концертную, конкурсную, проектную деятельность.

Работа с обучающимися подросткового возраста строится на качественно другом уровне. В учебно-воспитательном процессе наиболее важной является практическая и предпрофессиональная составляющая. Организация учебно-воспитательного процесса происходит с опорой на такие способы мотивации, как собственный выбор и принятие собственного решения («Юный географ», «Юный биолог», «Юный химик», «Юный эколог», «Кройка и шитье», «Этикет быта», краеведение, туристические объединения, танцевальные, фольклорные, театральное, сольное пение, объединение барабанщиц «Ритм» и др.).

 Учебно-воспитательная работа реализуется на занятиях, проводимых в форме групповых занятий. В комплекс образовательного процесса также входит концертно-исполнительская практика, проектная деятельность, участие в выставках, конкурсах различного уровня.

Содержание учебно-воспитательного процесса в Доме детского творчества  определяется  дополнительными образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми педагогами под руководством методистов и администрации.

В образовательном пространстве реализовалось более 30 образовательных программ.

Перечень образовательных программ, реализуемых

в Доме детского творчества

№ п/п

Наименование дисциплины

Количество групп

Год обучения

Всего

часов

Туристско-краеведческое направление

1

Туристско-краеведческое объединение «Край родной»

1

-

1

12

2

Краеведение

1

-

-

6

3

Краеведческий «Живые истоки»

-

1

-

2

4

Туристический

-

1

-

6

Итого

2

2

1

26

Художественно-эстетическое направление

5

Барабанщицы «Ритм»

-

1

-

2

6

Театр кукол

1

1

-

8

7

Сольное пение

1

-

-

2

8

Театральный

-

-

1

4

9

Фольклорный

-

2

-

3

10

Юный хореограф

3

-

-

6

11

Танцевальный 1

1

-

-

2

12

Танцевальный 2

1

-

-

2

13

Вдохновение

1

-

-

2

14

Вязание крючком

2

-

8

15

Мягкая игрушка

1

1

-

8

16

«Рукодельница»

1

-

-

2

17

Этикет быта

1

1

-

8

18

«Волшебный лоскуток»

1

1

-

8

19

Художественное конструирование из бумаги

1

-

-

4

20

«Умелые ручки» (бисероплетение, папье-маше)

1

-

-

      3

21

Хозяюшки

1

-

-

      2

22

Школа мастеров(вышивание,бисероплетение)

2

-

-

      4

23

Кройки и шитья

-

1

1

8

24

«Волшебное тесто»

1

1

-

2

Итого

20

9

2

88

Научно-техническое направление

25

Техническое «Умелые руки»

1

-

-

2

26

Фотолюбитель

1

1

-

12

Итого

2

1

-

14

Спортивно – техническое направление

27

Картинги

-

1

-

2

Итого

-

1

-

2

Эколого-биологическое

28

«Юный биолог»

1

-

-

6

29

«Юный эколог»

1

-

-

6

Итого

2

-

-

12

Естественнонаучное

30

«Юный химик»

1

-

-

6

31

«Юный географ»

1

-

-

6

Итого

2

-

-

12

Социально-педагогическое направление

32

Дошкольник

1

-

-

4

33

Первые шаги

1

-

-

4

Итого

2

8

Всего

30

13

3

162

Основная часть образовательных  программ являются модифицированными. Авторскими образовательными программами являются:

  1. «Мягкая игрушка» - автор педагог дополнительного образования Ивановская Н.М.
  2. «Кройка и шитье» - автор педагог дополнительного образования Кучмасова Н.Н.
  3. «Театр кукол» - автор педагог дополнительного образования Олексенко З.Г.

В образовательном процессе реализуются программы, учитывающие возрастные особенности учащихся. Содержание программ соответствует современным требованиям; методы, средства и формы реализации программ соответствуют интересам детей, социальному заказу родителей.  Коррекция программ осуществляется исходя из требований социально-экономического развития общества, изменений материально-технической базы объединения, социального заказа.

III. Основные цели и задачи Программы развития

Основная цель – создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.

Создание единой образовательно-воспитательной системы по организации свободного времени детей и взрослых в муниципальном пространстве предполагает рассмотрение взаимодействия субъектов на трех уровнях:

1 уровень – муниципальный

2 уровень – учрежденческий;

3 уровень – микрогруппы (творческого объединения, клуба,  общественного объединения, семьи и др.).

При этом приоритетными задачами, реализуемыми в условиях данной концепции, являются:

  1. На уровне муниципального района:
  • поиск и совершенствование форм и методов организации социально значимой деятельности детей и взрослых;
  • создание ситуации свободного выбора и условий субъектам сотрудничества для их самореализации и развития индивидуальных способностей;
  • обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг
  • совершенствовать модель взаимодействия основного и

дополнительного образования

  • повысить рейтинг ДДТ на рынке услуг дополнительного

образования в районе

  • создать условия для активного освоения и использования

педагогическими работниками, специалистами, обучающимися новых информационно-коммуникационных технологий

  1. На уровне конкретного учреждения-участника:
  • анализ и совершенствование содержания образовательного процесса на основе компетентного и научно-методического подхода, внедрение инновационных образовательных технологий и методик обучения
  • системные преобразования в личности воспитанников и педагогов;
  • создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности
  • совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования ДДТ
  1. На уровне микрогруппы:
  • в каждый конкретный момент работы с детьми развивать то, что уже заложено или существовало изначально (например, задатки, способности, склонности, индивидуальные особенности);
  • формировать у участников те свойства и качества, которые еще не сформированы, но которые могут быть «сконструированы» в результате специально создаваемых педагогических ситуаций, опыта переживаний, опыта деятельности и отношений (например, можно сформировать познавательный интерес, чувство долга, самостоятельность, ответственность, которых изначально у ребенка может и не быть).

Для повышения результативности образовательно-воспитательной деятельности в творческих объединениях Дома детского творчества на основе данной концепции необходим постоянный мониторинг интересов и потребностей современного общества, сегодняшних, а не абстрактных детей, информация о современных, наиболее эффективных методах, технологиях и приемах обучения. Вот почему важная роль отводится методической службе учреждения, основными направлениями деятельности которой являются следующие:

- проблемно-ориентированный анализ соответствия деятельности учреждения в целом и отдельных творческих объединений реальным запросам социума; участие в разработке программы развития учреждения с учетом выявленных проблем и перспектив развития;

- изучение личностных, образовательных и досуговых интересов и потребностей воспитанников учреждения и жителей района, участие в выработке и обобщении предложений по их удовлетворению в рамках образовательной и досуговой программ учреждения; изучение мнений воспитанников, родителей, общественности по вопросам деятельности учреждения (творческого объединения) и перспектив его развития;

- оценка результативности деятельности творческих объединений, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности; оказание методической помощи педагогам объединений по систематизации и своевременному обновлению содержания дополнительного образования, в разработке апробации, модификации образовательных программ творческих объединений; систематическая методическая и консультативная помощь молодым специалистам;

- выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов учреждения; организация обмена опытом работы педагогов;

- создание банка данных о видах, формах и методах дополнительного образования; изучение новых педагогических технологий в дополнительном образовании и разработка рекомендаций по возможности их использования в творческих объединениях учреждения с учетом их специфики и реальных возможностей;

- разработка единых требований к программно-методическому обеспечению деятельности творческих объединений на уровне учреждения; развитие программно-методической базы учреждения;

- участие в повышении квалификации педагогов, оказание им помощи в самообразовании; участие в выработке критериев и механизмов оценки деятельности педагогов, результатов обучения по программам дополнительного образования;

- разработка программ образовательной и воспитательной деятельности учреждения, сценариев мероприятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их участников;

- работа по организации детских общественных объединений.

IV. Характеристика социального заказа общества на образовательные услуги и его влияние на образовательную деятельность Дома детского творчества

Анализ социального заказа является необходимым требованием совершенствования образовательного процесса.

С целью выявления социального заказа были изучены:

  • требования, предъявляемые учреждению дополнительного образования  государством;
  • требования, предъявляемые к Дому детского творчества Отделом по образованию Администрации Петропавловского муниципального района;
  • потребности родителей и учащихся;
  • мнение педагогов;
  • спектр образовательных и воспитательных услуг, которые способен предоставить Дом детского творчества.

Современная жизнь все больше подводит к мысли, что необходимо учитывать всё возрастающее значение социальной среды в развитии и воспитании детей. Личностный подход теряет свое значение, если не берется во внимание социально-культурный компонент развития ребенка.

Необходимо, в первую очередь, учитывать количество детей с задержкой психического развития, детей со слабыми и средними способностями, с растущей невостребованностью подросткового труда.

Другой неблагоприятный фактор – инфантилизация подростков, вследствие чрезмерной опеки родителей.

Формирование личности ребенка происходит в условиях продолжающегося расслоения в молодежной среде, утере равных шансов на получение образования, медицинского обслуживания, ухудшения у значительной части населения социально-бытовых условий, как следствие – наркотизация общества, алкоголизм, высокая преступность. В силу особенностей нынешней социально-экономической ситуации, время, уделяемое родителями воспитанию и развитию своих детей, не всегда используется педагогически грамотно. Родители осознают необходимость эффективного использования детьми свободного времени. Но востребованными являются услуги только высшего качества и не приводящие к большим материальным затратам, для большинства семей, так как спектр предлагаемых услуг достаточно широк.

Учреждения дополнительного образования являются единственным возможным местом для ребенка, где он не только без принуждения, но по собственному выбору, бесплатно получает на должном уровне дополнительное образование, общается со своими сверстниками, взрослыми, интересно и с пользой проводит свободное время.

Проведенный анализ социального заказа показал, что основная задача Дома детского творчества состоит в том, чтобы были созданы все условия для развития свободно мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей хорошее дополнительное образование и обладающей гражданской ответственностью.

Исходя из того, что социокультурная среда рассматривается нами как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и родителей в получении дополнительного образования, мы отмечаем, что в Петропавловском районе, где расположен Дом детского творчества, проживают в основном рабочие и колхозники -70%, частично интеллигенция - 30%.

В последние годы население разделилось на три категории:

  1. Семьи с высоким прожиточным уровнем.
  2. Семьи со средним прожиточным уровнем.
  3. Семьи с низким прожиточным уровнем.

Причем 2 и 3 категории составляют большинство. Исходя из расслоения населения, изменились запросы родителей к образованию своих детей. Произошло реформирование базовых учебных заведений. В районе находится 14 общеобразовательных учреждений, Детская школа искусств и Детско-юношеская спортивная школа. Однако, несмотря на количество учреждений, где дети могут разумно использовать свое свободное время, для такого района как Петропавловский, где количество учащихся составляет 1990 детей - этих учреждений недостаточно, да и не всегда они доступны по стоимости услуг. Кроме того, проведенный анализ показал, что в системе учреждений дополнительного образования Дом детского творчества играет роль головного учреждения и его социальная среда выходит за пределы микрорайона. Кроме вышеперечисленного, в структуру социальной среды входят: детские сады, культурные учреждения района, средства массовой информации, общественные организации и др. Данное положение определяет особенности социального заказа со стороны отдела по образованию Администрации Петропавловского муниципального района. Суть социальных ожиданий состоит в том, чтобы Дом детского творчества стал  одним из главных методических центров воспитательной работы в районе. Он должен значительно расширить уже имеющиеся связи в окружающем макро социуме, в частности:

  • разработать единую программу взаимодействия со школами, детскими садами, по месту жительства в сфере образовательной и досуговой деятельности;
  • активнее включиться в работу с детьми-инвалидами;
  • организовать действенную рекламную службу Дома детского творчества, ориентированную на жителей района;
  • радикально обновить свою предметно-пространственную среду для расширения социокультурных контактов Дома детского творчества, пропаганды достижений творческих коллективов, организации на его базе показательных мероприятий разного уровня.

Анализ запросов родителей показал, что Дом детского творчества  должен расширить диапазон услуг спортивно-туристического, технического направлений, особенно с учетом интересов мальчиков, юношей. В сфере воспитательной деятельности ожидания родителей связаны:

  • с развитием у детей нравственных качеств (организованности, трудолюбия, культуры общения, самостоятельности, ответственности);
  • с совершенствованием индивидуального подхода к детям.

Обнаружилась также потребность родителей в повышении их собственной педагогической культуры.

Исследования образовательных потребностей, ценностных ориентаций и установок обучающихся в Доме детского творчества показали, что  необходимо:

  1. Разработать специальную программу по формированию у воспитанников комплекса личностных свойств, необходимых для развития творческих способностей детей: воли, организованности, самостоятельности, коммуникативных навыков.
  2. Повысить уровень эстетического развития обучающихся на основе расширения их знаний в сфере искусства и определенного изменения характера эстетических ориентаций в отношении кино, музыки, искусства.
  3. Разработать действенную систему формирования положительной самооценки ребенка, используя похвалу, как фактор фиксации каждого значимого достижения воспитанника, - будь то развитие конкретных навыков или совершенствование нравственных качеств.

Еще одним фактором, повлиявшим на структуру социального заказа в адрес Дома детского творчества, явилось мнение педагогов об актуальных проблемах и перспективах развития своего учреждения. Проведенный опрос педагогов дополнительного образования позволил включить в социальный заказ следующие положения:

  • радикальное обновление материальной базы Дома детского творчества;
  • совершенствование социально–психологического климата в коллективе.

Сложенные воедино потребности указанных социальных групп сформировали основу социального заказа Дома  детского творчества.


V. Основные принципы и концептуальные подходы Программы развития

Основные принципы образовательной деятельности Дома детского творчества:

- принцип творческой самостоятельности учреждения, согласно которому Дом детского творчества самостоятельно определяет содержание и формы своей творческой деятельности, а государственные и общественные органы, не вмешиваясь в творческий процесс, создают необходимые условия для деятельности;

- принцип приоритетности прав ребенка, согласно которому, вся деятельность образовательного учреждения направлена на создание условий, способствующих творческому росту воспитанников. Этот принцип оказывает существенную помощь в вопросах сохранности контингента обучающихся, в вопросах морально-психологического климата;

- принципы гуманистической философии:  не только гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, но и понимание того, что  каждая личность уникальна, неповторима и  имеет право выбирать собственные цели и принимать собственные решения;

- принцип равноправия и доступности всех форм, средств и методов обучения, согласно которому любой воспитанник может выбрать любое творческое направление и форму обучения;

- принцип многофункциональности, согласно которому Дом детского творчества выполняет как внутренние, так и внешние функции. Этот принцип дает возможность выходить в широкое культурное и образовательное пространство.

Концепция будущего состояния Дома детского творчества

В соответствии с намеченными целями и задачами программой развития Дома детского творчества предусмотрено осуществление ряда поэтапных действий, затрагивающих различные стороны образовательного процесса, а именно:

  1. Обновление содержания образования на основе:
  • введения новых для Дома детского творчества областей знаний (компьютерные технологии, педагогика, мировая культура) и соответствующих им программ;
  • разработка и внедрение интегрированных образовательных курсов, позволяющих развивать межпредметные связи в детских коллективах.
  1. Совершенствование образовательного процесса на базе:
  • освоения педагогами инновационных технологий, совершенствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития ребенка;
  • использование организационных форм обучения, основанных на равноправном общении, диалоге педагога с учащимися.
  1. Обновление предметно-пространственной деятельности:
  • материально- техническое переоснащение кабинетов;
  • открытие компьютерного класса;
  • ремонт отдельных помещений и фасада здания.
  1. Совершенствование воспитательной деятельности:
  • создание воспитательной системы на основе областной концепции 2011 -2016 гг.;
  • работа по социальному проектированию;
  • обновление содержания деятельности Районной пионерской организации – Содружества детских организаций «Радуга».
  1. Обновление методической службы:
  • расширение штата методистов, осуществление их специализации соответственно основным направлениям социально-педагогической деятельности в Дома детского творчества;
  • организация постоянно действующей системы консультаций по вопросам создания и модернизации образовательных программ, использования новых приемов методик обучения и воспитания;
  • разработка системы распространения передового педагогического опыта  в объединениях  (открытые занятия, творческие конкурсы «Вожатый года», «Сердце отдаю детям» и т. д.);
  • создание системы экспериментальных площадок в условиях работы молодых педагогов и педагогов высокого профессионального уровня.

Намеченная реорганизация методической деятельности позволит добиться повышения качества образовательного и воспитательного процесса, основанного на новых педагогических технологиях.

  1. Кадровое обеспечение программы

Программой развития поставлена задача становления педагогического коллектива, способного работать в пространстве гуманистической образовательной идеологии. Поэтому педагогическому коллективу  необходимо ориентироваться на соответствующую модель педагога. Необходимо, чтобы педагог, работающий в учреждении, обладал:

  • гуманистическим мировоззрением, признающим, что главной ценностью является личность ребенка;
  • высоким уровнем профессиональных, педагогических и психологических знаний;
  • прогностическими способностями, умением управлять собственным эмоциональным состоянием, ораторским искусством, актерским мастерством и т.п.;
  • способностью к высокому уровню эмпатии и самоанализу;
  • умением разделять ценностную ориентацию и стратегическую линию деятельности своего учреждения;
  • умением самостоятельно выбирать технологии и методики образования и воспитания на уровне своего объединения.
  1. Финансовые ресурсы

Финансирование состоит из бюджетных и внебюджетных средств. Бюджетное финансирование является целевым и предназначено в основном для выплаты заработной платы сотрудникам Дома детского творчества. К внебюджетным средствам относятся:

  • муниципальные;
  • спонсорские.

Финансовое обеспечение программы предусматривает внесение корректив в процесс поступления и в систему использования внебюджетных средств:

  • увеличение числа структурных подразделений Дома детского творчества, включенных во внебюджетную деятельность;
  • разработка механизма совместного учредительства и делового финансирования образовательного и воспитательного процесса и социальных проектов;
  • совершенствование рекламной деятельности  Дома детского творчества;
  • дифференцированное использование части внебюджетных средств для поощрения лучших воспитанников.
  1. Модернизация системы

Изменения в системе управления Дома детского творчества связаны с формированием инновационной системы, увеличением субъектов административного управления, появлением новых объектов управленческой деятельности.

Основные задачи обновления:

  • добиться большей четкости в управлении Домом детского творчества, для чего необходимо осуществить определенное перераспределение функций, делегировать часть полномочий педагогическому коллективу, увеличив тем самым масштабы его участия;
  • обеспечить взаимосвязь вертикальных и горизонтальных связей в управлении;
  • расширить коллегиальность принятия управленческих решений;
  • внести коррективы в стиль руководства администрации в сторону его демократизации.

VI. Ожидаемые результаты

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

Обновление содержания организации и технологий образовательной деятельности

Проведение семинаров  организаторов, вожатых и методистов.

Ежемесячно

Методист  отдела по образованию

Директор Дома детского творчества

Разработать и внедрить целостную систему педагогического мониторинга роста личных достижений обучающихся в разнообразных видах образовательной деятельности

2012-2013 гг.

Педагогический совет.

Обновление содержания образования в Доме детского творчества на основе разработки и внедрения интегрированных образовательных курсов, позволяющих развивать межпредметные связи в творческих коллективах, связанных общим профилем деятельности

2011-2012 гг.

Методист, педагоги д/о

Совершенствование организации образовательного и воспитательного процесса на базе:

  • освоения педагогами инновационных технологий, соответствующих концепции развивающего образования и реализующих идею развития и саморазвития воспитанника;
  • использования организационных форм обучения, основанных на равноправном общении, диалоге педагога с воспитанниками

2011-2012 гг.

Методист, педагоги д/о

Изменения в воспитательной деятельности

Разработка воспитательной системы Дома детского творчества в рамках областной концепции.

2011-2012 гг.

Методист, педагоги д/о

Разработать социальные программы, способствующие формированию основ здорового образа жизни, профилактике  вредных привычек.

2011-2012 гг.

Методист, педагоги д/о

Обновление научно-методической работы

Расширение штата методистов отдела воспитательной и методической работы

2011-2012 гг

Директор

Обновление работы методической службы

2011 гг

Методисты

Осуществление мониторинга деятельности педагогов в процессе реализации новой модели образования

Ежегодно

Методисты

Организация постоянно действующей системы индивидуальных консультаций педагогов по вопросам создания и модернизации образовательных программ, использования новых образовательных технологий

2011 г.

Педагогический  совет

Разработка системы распространения передового педагогического опыта в объединениях Дома детского творчества (открытые занятия, конкурсы:«Сердце отдаю детям», «Вожатый года» и т.п.)

2012 г.

Методист, педагоги дополнительного образования

Разработать критерии оценки и анализа результативности профессиональной деятельности педагога

2012 г.

Методисты

Сотрудничество с родителями в организации образовательной и воспитательной деятельности Дома детского творчества.

Провести социально-педагогический анализ семей воспитанников

2012-2013 гг.

Методист

Разработать систему работы родительского комитета

2012-2013 гг.

Директор

Подготовить методические рекомендации родителям по актуальным проблемам семейного воспитания

2011-2012 гг.

Методист.

Обновление предметно-пространственной среды Дома детского творчества

Разработка программы финансирования Дома детского творчества

2011 г

Директор

Материально-техническое переоснащение кабинетов Дома детского творчества

До 2016 г

Директор

Обновление оформления  помещений для занятий.

Ежегодно

Педагоги д/о

Ремонт помещений здания

Ежегодно

Педагоги д/о

   Директор



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества

Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...

План административного контроля МБОУ ДОД Дома детского творчества

В литературе много информации о написании плана внутришкольного контроля, но практически ничего не сказано о контроле в дополнительном образовании. Здесь представлен результат изучения мною множество ...

План учебно-воспитательной работы МБОУ ДОД Дома детского творчества

в материале представлен один из вариантов плана работы на учебный год учреждения дополнительного образования детей...

Сценарий отчетного концерта Моргаушского Дома детского творчества

Сценарий был создан для того, чтобы подвести итоги за учебный год....

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...