Методическая работа в школе
материал по теме

Казарина Ирина Геннадьевна

Организация методической работы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheska_rabota.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методической работы МКОУ СОШ с.Бакуры

Екатериновского района Саратовской области

Методическая работа является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ОУ, поэтому ее следует рассматривать как важный фактор управления образовательным процессом.

Педагогический коллектив МКОУ СОШ с.Бакуры Екатериновского района Саратовской области состоит из 19 человек.

      Школа имеет следующий кадровый состав:

Категории

Ф.И.О. учителя, количество.

молодые специалисты

-

студенты

-

не специалисты

Запевалин А.В.(учитель технологии)

из др. сферы деятельности

Нет

пенсионеры

Курамина А.Е.

имеют образование

а) высшее

16

б) средне-специальное

3

в) среднее

-

Высшая категория

I      категория

II     категория

Без категории

0

15

2

2

Возрастной ценз педагогов школы

до 30 лет

30-50 лет

50-60 лет

2011-2012

3(15,8 %)

13 (68,4 %)

3(15,8 %)

Основная масса педагогов среднего возраста (от 30 до 50).

Категорийность педагогов по ступеням:

Начальная школа

год

численность

первая

вторая

2010-2011

4

4 (100%)

0

2011-2012

4

4(100%)

0

Педагогов, работающих в основной и старшей школе

год

численность

первая

вторая

Без категории

2010-2011

20

12

3

1

2011-2012

19

15

2

2

По наградам коллектив представлен:

Название награды

Количество награжденных

1

Знак «Отличник народного просвещения»

2

2

Знак «Почетный работник образования»

2

3

Грамота Министерства образования и науки РФ

3

5

Грамота Министерства образования Саратовской области

5

От общего числа педагогов в школе работает 80% учителей, являющихся выпускниками школы, они продолжают и приумножают школьные традиции.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь учителю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая служба.

        С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2011-2012 учебном году методическая работа школы осуществлялась по теме «Качество образования – непрерывное развитие личности». Продолжительность работы педагогического коллектива школы над данной методической темой два года.

Цель: обеспечение полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников.

Задачи:

1.Обеспечение высокого методического уровня  проведения всех видов занятий.

2. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения  новых технологий, ИКТ, проектной деятельности.

3. Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.

4. Разработка методических и дидактических материалов, сосредоточение усилий педагогического коллектива на создание у выпускников  базы знаний необходимой для дальнейшего обучения. 

В соответствии с целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  1. Тематические педагогические советы.
  2. Школьные методические объединения.
  3. Семинары.
  4. Работа по темам самообразования;
  5. Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
  6. Открытые уроки, их анализ.
  7. Предметные недели.
  8. Информационно-методическое обслуживание учителей.
  9. Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
  10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
  11. Аттестация педагогических и руководящих работников.
  12. Участие в конкурсах и конференциях различных уровней.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие и другие).

Единая методическая тема пронизывает все звенья, школьного образования: управленческие, методические.

В школе функционировало 4 методических объединения, методический совет, в состав которого входили руководители МО и заместитель директора по УВР. Общее руководство методической работой осуществлялось руководителем методического совета, а именно заместителем директора по УВР.(Информация о направлениях и результатах работы МО находится на школьном сайте bakurssoh.okis.ru)

Школа участвовала в муниципальном эксперименте по теме «Развитие духовно-нравственных потребностей школьников в рамках сетевого партнерства и  на основе музейной педагогики».

В 2011-2012 учебном году были проведены тематические педсоветы:

- Анализ работы и проблем школы за 2010 – 2011  учебный год. Цели, задачи, направления деятельности педагогического коллектива  на 2011 – 2012  учебный год.

- Подготовка школы к лицезированию;

 - Организация работы ОУ по подготовке к итоговой аттестации;

-Теория музейной педагогики. Принципы реализации школьного эксперимента.

- Разработка программы проведения юбилея музея школы;

- Реализация ФГОС в школе. Опыт и перспективы.

На заседаниях методического совета школы рассматривались вопросы:

- Распространение передового педагогического опыта через работу педсоветов и семинаров, заседаний МО

- Изучение регламентов и методических рекомендаций по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

- Подготовка и разработка  элективных курсов, в рамках предпрофильного  и профильного  обучения.

- Результаты анкетирования уч-ся «Мотивация обучения», «Отношение к ГИА и ЕГЭ» и др. методики

- Организация кружков, секций, индивидуальных занятий с обучающимися, в том числе по ликвидации пробелов,  работа с одарёнными детьми.

- Проведение административных контрольных работ в 1-11 классах.

- Организация работы  по подготовке и проведению аттестации обучающихся.

- Предметные недели по основным предметам.

 - Олимпиады по предметам

- Аттестация учителей.

- Участие  в конкурсе « Учитель года ».

- Пополнение информационного и учебно-методического банка библиотеки.

- Курсы повышения квалификации.

- Организация работы педагогов по переходу в 2013 – 2014  учебном году на ФГОС ОО.

Методические объединения являются основным структурным подразделением методической службы школы, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, внеклассной работы. Темы МО учителей созвучны с темой школы.

На заседаниях методических объединений успешно рассматривались следующие вопросы: знакомство с планом работы на учебный год; работа с федеральными государственными образовательными стандартами, анализ результатов работы школы по ФГОС НОО, организация работы учителей-предметников по переходу в 2013 – 2014  учебном году на ФГОС ОО; согласование рабочих программ педагогов; методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; формы и методы промежуточного и итогового контроля; отчеты учителей по темам самообразования; новые технологии и проблемы их внедрения в практику; итоговая аттестация учащихся, проведение экзамена в форме ЕГЭ, ГИА.

На заседаниях методических объединений рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, в том числе информационных, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам, семинары.

 В школе осуществляется разноуровневый подход к работе с учителями. Коллектив разбит на группы:

- группа высокого педагогического мастерства.

- группа совершенствования мастерства.

- группа особого контроля.

Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя первой категории, лауреаты конкурсов педмастерства со стажем работы более 10 лет.  Они - главные помощники в организации методической, экспериментальной и инновационной работы в школе. Педагоги этого уровня - главные проводники новых методик, технологий.

Особое внимание уделяется группе становления: группе учителей со стажем работы от 5 до 10 лет. Проблемы педагогической этики, требования к современному уроку, основы технологии обучения – перечень лишь некоторых вопросов, которые решались с этой группой учителей.

Большая часть времени уделяется группа особого контроля. Это молодые педагоги со стажем работы от 1 до 5 лет. Целью работы с этой группой является повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессионального труда; помочь лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность и страхи; содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

    Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта на примере работы МКОУ СОШ с.Бакуры

 Екатериновского района Саратовской области.

Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя - обязательные условия реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта. С 2013 года в нашей школе 5 класс перейдет на обучение по ФГОС. Перед администрацией школы встала задача подготовки учителей к деятельности в рамках нового стандарта. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.

Направления работы школы, реализуя которые, можно достичь результатов, определенных стандартом:

1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями ФГОС, использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

2. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников и переподготовка учителей.

Мероприятия:

1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС.

2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС.

3. Заседания методических объединений учителей по проблемам введения ФГОС.

4. Конференции участников образовательного процесса и социальных партнёров ОУ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС.

5. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

6. Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС.

7. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.

Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.

3.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):

обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

4.Разработка педагогического инструментария.

Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация –проблема – задача – результат.

Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: "Возьми мои знания!". Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.

5.Организация контрольно-оценочной деятельности.

С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:

-умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

-корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.

- формировать оценочную самостоятельность учащихся.

6.Организация внеурочной деятельности.

Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: "Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией".

В условиях работы в сельской местности и отсутствием достаточного количества социальных партнеров  этот раздел работы представляет наибольшую трудность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методической работы в школе искусств

Данная работа является кратким обобщением опыта научно-методической работы Миньярской детской школы искусств, которая сформировалась в определенных условиях (кадровых, региональных). В 1 главе раскрыв...

Организация методической работы в школе

материалы районного семинара для заместителей директоров по УВР...

План методической работы начальной школы

План разработан с учетом городской методической темы. Включает в себя цели, задачи, мероприятия, методы работы....

Методическая работа в школе.

Длительное время являюсь руководителем школьного  методического объединения. Возможно, кому-то пригодятся мои материалы по организации работы ШМО....

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

Методическая работа в школе

Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся...