"Организация методической работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Лицей №124"
статья по теме

Гергет Ирина Петровна

Выступление на окружном семинаре (Школьный округ №2)

по теме: «Организация методической работы в МБОУ «Лицей №124»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_metodicheskoy_raboty_v_mbou_litsey_no124.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на окружном семинаре (Школьный округ №2)

по теме: «Организация методической работы в МБОУ «Лицей №124»

20.04.2010г.

Методическая работа наиболее эффективна, если она организована как целостная система. В МОУ «Лицей №124» методическая работа построена на новых основаниях. Лицей – открытая образовательная система, которая развивается в результате внедрения инноваций. Следовательно, задача управления и организации методической работы - это реализация стратегии инновационного развития образовательного учреждения.

Для управления методической работой в лицее создана методическая служба.

Цель методической службы - обеспечить действенность системы внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности школы.

Для реализации поставленной цели методическая служба решает следующие задачи:

  • создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;
  • обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике учебно-воспитательного процесса;
  • способствует созданию программно - методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно- исследовательской, опытно- экспериментальной и других видов творческой деятельности;
  • обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;
  • способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов.

В лицее разработаны и утверждены локальные акты регламентирующие работу методической службы:

  • Положение о методической службе МОУ «Лицей №124»
  • Положение о кафедре МОУ «Лицей №124»
  • Положение об учебно-методическом совете МОУ «Лицей №124»
  • Положение о методическом объединении учителей
  • Положение о ресурсном центре
  • Положение о Центре дополнительного образования.

Структура методической службы лицея:

-Учебно-методический  Совет (УМС)

-Методические кафедры:

        естественно-научных дисциплин;        

            математики;        

            филологии;

            валеологии и общественных дисциплин

            -Медиацентр

            -Центр дополнительного образования

Приоритетными направлениями методической работы лицея являются:

  • обеспечение управления образовательным процессом в лицее;
  • обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом методической темы учебного года;
  • информационное обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта;
  • обеспечение внеклассной работы по учебным предметам;
  • обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит Учебно-методическому Совету. Учебно-методический Совет является главным консультативным органом лицея по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический совет лицея:

  • обсуждает и производит выбор учебных планов, программ, учебников, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации в соответствии с государственным образовательным стандартом;
  • обсуждает вопросы организации и деятельности кафедр и методических объединений ;
  • организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы, распространению опыта;
  • проводит опытно-экспериментальную работу, определяет направления взаимодействия лицея с высшими учебными заведениями,  творческими союзами;
  • обсуждает вопросы организации научного общества учащихся.

На заседания методического Совета выносятся вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации, а затем эти предложения предваряются в жизнь предметными кафедрами.

Всю научно-методическую, инновационную, опытно-экспериментальную работу в лицее контролирует учебно-методический  Совет, который способствует совершенствованию профессионального мастерства учительского коллектива, росту его творческого потенциала

В состав Совета входят заместители директора по УВ и ВР, заведующие кафедрами, руководитель медиацентра, Центра дополнительного образования, руководители ресурсных центров по физике и математике. Возглавляет УМС заместитель директора по учебно-воспитательной  работе.

Члены Совета анализируют и утверждают план работы методического Совета, дают рекомендации по планированию работы кафедр, анализируют результаты тестирования, анкетирования, рубежной и итоговой аттестации учащихся, намечают пути восполнения пробелов в знаниях учащихся, проводят индивидуальные и групповые консультации.

Совет утверждает тематику научно-практических конференций, принимает активное участие в их подготовке и проведении, практикует проведение на базе школы семинаров, круглых столов.

Центром методической работы является методический кабинет в котором происходит значительное обновление и пополнение информационной базы. С этой целью  широко используются  Интернет-ресурсы.

В лицее функционируют четыре кафедры (естественно-научных дисциплин, математики, филолгии, валеологии и общественных дисциплин). Каждая из кафедр работает над своей темой, которая напрямую связана с единой методической темой школы и осуществляет работу под руководством заведующих кафедрами.

Работа каждой кафедры учителей направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Заседания кафедр часто проводятся в форме «круглых столов», дискуссий, практикумов, мастер-классов. Для них характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, оказывают помощь молодым учителям.

Педагогический коллектив работает над реализацией научно-методической темы: «Личностно-ориентированный подход в практике работы педагогического коллектива».

В лицее накоплен большой опыт  работы над методической темой. Выбор данной методической темы не был случайным. Реформирование и модернизация современной школы, внедрение новых педагогических технологий, личностно-направленная концепция обучения и воспитания требуют от учителя развития  не только личностных качеств школьников, но и изучения, и совершенствования собственных. Учителя лицея  владеют педагогической техникой, создают здоровую психологическую атмосферу на уроке, умело адаптируют педагогические технологии.

        В рамках реализации данной методической  темы  администрацией лицея была проведена работа по выявлению и совершенствованию информационного обеспечения педагогов. В лицее  успешно действует комплексно-целевая программа методической работы педагогов, которая предусматривает повышение профессиональной квалификации на различных уровнях организации: педагогические советы, заседания кафедр, творческие группы, семинары, практикумы, самообразование.

        Разработаны и проведены теоретические семинары по важнейшим вопросам функционирования современной школы. Проводится постоянное отслеживание уровня квалификации педагогов. В лицее создана картотека педагогического опыта. Отслеживается профессиональный рост каждого учителя. Сложилась четкая система аттестации педагогов, включающая в себя серии открытых уроков, внеклассных мероприятий для  учителей школы и района, обобщение опыта работы учителей,  творческие отчеты, участие в методических выставках и  конференциях. В период аттестации организуются методические дни, которые позволяют  наглядно продемонстрировать систему работы методических структур лицея и место каждого учителя в этой системе.

Одним из направлений методической работы -опытно-экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная работа проводится согласно разработанным программам эксперимента.

В лицее действуют 3 экспериментальные площадки:

  1. C 1999 года в лицее ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Здоровьесберегающая модель образовательного процесса в лицее на основе личностно-ориентированного обучения».  Целью проводимой работы является создание модели образования, обеспечивающей усвоение лицеистами повышенного образовательного стандарта, развитие творческих способностей и самоактуализацию личности учащихся при сохранении физического и психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

В рамках опытно-экспериментальной работы проводится целый комплекс мероприятий по направлениям:

  • дагностическое;
  • профилактико-коррекционное;
  • консультационно-просветительское.

В ходе проведения    опытно-экспериментальной  работы были получены следующие результаты:

  1. Положительная динамика состояния здоровья лицеистов.
  2. Отмечается повышенный уровень комфортности учащихся;
  3. Созданы условия для самореализации учащихся и учителей;
  4. Полученны высокие показатели в учебной и научно-творческой деятельности учащихся:
  5. Материалы по реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе были представлены на районных, городских и краевых  выставках, конкурсах и конференциях.

II. Опытно -экспериментальная работа учителей информатики и ВТ.

«Разработка многовариантного учебно-методического комплекса по информатике и программированию»

Результаты:

-развитие широкого спектра познавательных интересов учащихся, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;

-высокое качество знаний   по информатике и программированию по результатам итоговой аттестации, по результатам защиты дипломных работ;

-повышение информационной культуры учащихся;

-внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

-разработан и внедрен в практику УМК по Информатике и ИКТ

III.Опытно-экспериментальная работа по специальности «Автоматика и ЭВТ».

Разработка многовариантного учебно-методического комплекса по спецкурсу «Автоматика и ЭВТ».

Результаты:

табильно высокое качество знаний по предмету в период итоговой аттестации учащихся;

-высокие  показатели в учебной и научно-творческой деятельности учащихся;

-организация поисковой и исследовательской работы при изготовлении демонстрационного и лабораторного оборудования, компьютерных программных средств;

-внедрен в практику работы УМК по спецкурсу «Автоматика и ЭВТ»

Одним из структурных составляющих методической службы лицея является медиацентр, созданный в 2004-2005 учебном году за счет привлеченных средств.

В медиацентр входят:

  • Библиотека, предназначенная для хранения библиотечного фонда, учета и выдачи необходимой литературы с использованием электронных каталогов, организации работы с книгой, организации тематических выставок.
  • Лекционный зал (зал групповой работы учащихся) для проведения видеоуроков, лекций, бесед, конференций, встреч, семинаров, тематических внеклассных мероприятий.
  • Зал индивидуальной и групповой работы учащихся (компьютерный зал), который предназначен для:

- поиска необходимой информации с использованием базы данных локальной сети лицея, электронной почты и Интернета;

- проведения  бинарных уроков, видеоуроков, индивидуальных  и   групповых   занятий   с   использованием   ИКТ и Интернет-ресурсов, проведения библиотечных уроков.

  • Информационно-методический кабинет для индивидуальной работы учителей, в котором производится:

- систематизация   и   хранение   методической   литературы   и   информационных ресурсов (видеотека, фонотека, диатека, CD-диски);

-подбор  обучающих  и контролирующих программ и тестов, просмотр видеофильмов с использованием видеокомплектов и компьютеров;

- подготовка печатных материалов и публикаций с использованием ксерокса, сканера, принтера;

В залах медиацентра в этом учебном году проведено около 180 бинарных уроков, 70 часов индивидуальных групповых занятий, около 250 посещений учителями информационно-методического кабинета, организована практика студентов 5-го курса специальности «Информатика и математика» АГПА. На базе медиацентра проведены 15 крупных мероприятий, среди которых: районные семинары, конференции, олимпиады по математике, физике, информатике и основам безопасности жизнедеятельности

Лицей стал опорным центром по информатике для школ района. На базе лицея проводятся олимпиады и научно-практические конференции  по информатике для учащихся района.

По итогам смотра-конкурса медиацентр лицея занял 1 место в крае среди городских школ и 1 место в крае в номинации «Навигатор».

В лицее сложился творчески работающий коллектив педагогов-профессионалов, успешно осваивающих новые технологии обучения и активно участвующих в инновационных процессах.

Это позволило организовать на базе лицея ресурсные методические центры по различным направлениям для школ района, города, края:

  • Районный базовый пункт для проведения ЕГЭ;
  • Районный ресурсный методический центр для проведения олимпиад и научно-практических конференций по математике, физике, информатике, основ безопасности жизнедеятельности; методических семинаров для учителей района;
  • Городской ресурсный центр дополнительного образования «Грани» для проведения региональных математических боев;
  • Городской ресурсный центр АГПА для проведения конференций, семинаров, практического обучения студентов (математика, информатика, социальная педагогика);
  • Краевой ресурсный методический центр АКИПКРО для проведения семинаров, мастер-классов по физике, ОБЖ и курсовой переподготовки учителей математики.

  В результате организации нового методического пространства в лицее педагогический коллектив  успешно обеспечивает обязательные стандарты образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся на образовательные услуги, создает психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития учащихся.

1. Реализуются программы личностно – ориентированного обучения и воспитания учащихся, в рамках которых на третьей ступени обучения с момента открытия лицея созданы профильные классы.

     2. Разработаны и утверждены Учебные планы в соответствии с направленностью образовательной деятельности лицея.

      3. Разработаны и приняты: комплексно-целевая программа развития и Образовательная программа лицея.

     4. Разработана и внедрена в практику работы рецензированная «Модульная программа управления учебно-воспитательным процессом по конечным результатам». К модульной программе прилагается мониторинг конечных результатов, который наглядно представляет в динамике по годам уровень достижения педагогического коллектива по основным показателям работы.

5. Достигнуто высокое качество учебно-воспитательного процесса путём внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.

6. Четко спланирована работа по повышению квалификации педагогических работников, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.

Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа,проводимая в лицее ежегодно анализируется, обобщается  и представляется коллегам города, края. За последние два года на базе лицея совместно с методистами АКИПКРО были организованы и проведены:

-4 практических семинара для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности;

-2 семинара для слушателей курсовой переподготовки по физике;

- 2 практических семинара для директоров школ края по теме: «Этапы разработки и внедрения Образовательной программы в ОУ»;

-организована презентация УМК по спецкурсу «Прикладная физика» для слушателей курсов повышения квалификации;

- организована курсовая переподготовка учителей математики Ленинского и Индустриального районов.

В рамках деятельности  кафедр и ресурсных центров  работают  мастер - классы, что позволяет эффективно внедрить передовой педагогический опыт в практику работы учителей лицея,  района, города, края.в этом учебном году на базе лицея было проведено два обучающих семинара для учителей математики района по теме «Анализ решения части «С» кимов ЕГЭ»

        Педагогические находки учителей лицея собраны в банк данных АКИПКРО. Ученики и учителя лицея  не только активные участники районных, городских и краевых конкурсов, но и неоднократные их победители.

Переход к выступлению Рыбицкой В.А.

В лицее сложилась четкая система работы с одаренными детьми по развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих способностей.

Для работы с одаренными детьми создана специальная система учебно-методического обеспечения по программе «Одаренный ребенок», разработаны учебные программы для индивидуального обучения талантливых лицеистов, для кружков, предметных секций, факультативов, банки оригинальных задач для проведения интеллектуальных соревнований, материалы для проведения учащимися творческих исследований и выполнения экспериментальных заданий.

В целях организации деятельности педагогов лицея по всестороннему развитию учащихся, творческому сотрудничеству всех участников образовательного процесса в лицее создан Центр дополнительного образования.

О сложившейся системе поиска и  поддержки одаренных детей расскажет в своем выступлении Рыбицкая Валентина Анатольевна, руководитель ресурсного центра по физике, руководитель Центра дополнительного образования  муниципального общеобразовательного учреждения  «Лицей №124», победитель ПНПО-2006.

Переход к выступлению Бекетовой А.А.

В современной педагогике нет адаптивных программ для работы с одаренными детьми. Каждое образовательное учреждение применяет свои формы и методы работы направленные на развитие одаренных детей.

О сложившейся системе работы по диагностике и сопровождению таланнтливых детей расскажет в своем выступлении Бекетова Антонина Алексеевна,  заместитель директора по научно-методической работе муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №73», лицей-победитель ПНПО- 2007.

Переход к выступлению Котляровой Т.И.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог!

Социокультурные  вызовы современного общества предъявляют все более высокие требования к педагогу, уровню его общей культуры, интеллекту, профессиональной  подготовке.  В этих условиях  чрезвычайно возрастает роль методических служб всех уровней в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для личностно-профессионального роста.

О системе работы по «Методическому сопровождению профессионального роста педагогов» выступит Котлярова Татьяна Ивановна, заместитель директора по НМР муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №126», школа-победитель ПНПО-2008.

Переход к выступлению Пахомовой Т.М.

На протяжении последнего десятилетия в системе образования РФ активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно – образовательных Интернет – ресурсов

Приход Интернет в школу принес и новое содержание в учебный процесс и призван способствовать повышению качества образования школьников.

Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Информация большинства областей научной и практической деятельности человека объективно заставляет преподавателей пересматривать содержания обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий.

Из опыта работы по  применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе выступление Пахомовой Татьяны Михайловны, заместителя директора по ИКТ муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №73», лицей-победитель ПНПО-2007.

 

Переход к выступлению Павловой Ю.В.

Основная миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, сознающей образование как универсальную ценность и готовой  к его продолжению в течение всей жизни.

Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его Образовательная программа.  

Об этапах разработки и механизме внедрения  Образовательной программы в УВП рассакжет Павлова Юлия Вячеславовна, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №62».

Окончание пленарной части.

Экскурсия по лицею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель организации методической работы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Педагоги  школы активно используют в своей работе современные технологии:1) развивающее обучение;2) проблемное обучение;3) разноуровневое обучение;4) технология решения исследовательских за...

План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красулинская основная общеобразовательная школа" по подготовке к ГИА - 9 в 2015-2016 учебном году.

План работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красулинская основная общеобразовательная школа" по подготовке к ГИА-9 в 2015-2016 учебном году включает в себя следующие виды де...

План методической работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красулинская основная общеобразовательная школа"

План методической работы школы включает в себя следующее: тема, цель, задачи, содержание деятельности по месяцам, форма проведения, объект и субъект....

О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на 2017-2018 учебный год

Приказ О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»  на 2017-2018 учебный год...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...