Педагогический совет на тему: "Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС", презентация, раздаточный материал
методическая разработка на тему

Черданцева Татьяна Владимировна

Материаы для педагогического совета в форме проблемной деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie.docx51.85 КБ
Файл pedagogicheskiy_sovet.pptx215.89 КБ
Файл tablitsa_1.docx12.55 КБ
Файл tablitsa_2.docx14.32 КБ
Файл tablitsa_3.docx15.11 КБ
Microsoft Office document icon tekhnolog.karta_.doc75 КБ
Файл pamyatka_uchitelyam.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС»

Форма проведения: проблемная деловая игра

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

 

(Слайд 1)

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи (Слайд 2 – два раза)

 «Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: Какова же тема нашего сегодняшнего педсовета? О чем мы сегодня будем говорить?

(Выслушать мнение коллег)

(Слайд 3) с темой

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок есть протекание сорокапятиминутного  момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка. 

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Предположите,  какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. (Выслушать несколько предполагаемых ответов: требования к современному уроку, разработать урок, спроектировать ….)

(Слайд 4 - два раза)

Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.

Уважаемые участники педагогического совета! Сформулируйте  для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы. (Заслушать несколько человек).

Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Предлагаю вам определить одно из важных условий  современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). (Слайд 5 – три раза) Результативность, комфорт, творчество.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» – это обстановка,  обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

 Я предлагаю вам поиграть. Игра называется  «Ассоциация». Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

(Работа в группах) 

 

Результат работы групп. 1-2 минуты

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

 

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

         В  настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?

           (Слайд 6)

        Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе.

     В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.  (Слайд 7) 

(Слайд 8 – ЧЕТЫРЕ РАЗА) Виды УУД: личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся; регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(Слайд 9) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде.

Поэтому признанным подходом в обучении выступает (Слайд 10) системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.   

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через

  1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 
  2. использование активных и интерактивных методик; 
  3. участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности; 
  4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.


   Системно - деятельностный подход предполагает самостоятельное планирование путей достижения целей. Какие пути вы можете предложить для достижения цели сегодняшнего педсовета?

Повестка дня

  1. Требования к современному уроку.
  2. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
  3. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к  современному уроку в свете требований ФГОС.
  4. Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Так как форма проведения нашего педсовета - проблемная деловая игра, и  мы используем системно - деятельностный подход, который предполагает умение самостоятельно добывать знания и отдает предпочтение групповым формам работы, то предлагаем вам поработать в группах:

   

  1. Требования к современному уроку. Группа №1.
  2. Деятельность учителя и обучающихся на уроке, реализующем требования ФГОС. Группа №2.
  3. Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к  современному уроку в свете требований ФГОС. Группа №3.
  4. Самоанализ урока – эффективный путь к реализации требований к современному уроку. 
  5. Практикум по анализу урока в свете требований ФГОС. 

Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС.

Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Этапы урока

Цель

Эффективные  методы, формы  и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

5.Первоначальное закрепление  с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

                                                                                                                                           Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

        Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

(Слайд 11)

Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

(Слайд 12)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Учитель должен проанализировать  каждый этап, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности. 

 (Раздаю раздаточный материал): Я предлагаю вам изучить матрицу анализа урока с уровневыми показателями оценки. Проанализировать предложенный урок по данной матрице.

Подведение итогов работы

Так что же для  нас современный урок? Предлагаем каждой группе сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания  к понятию  «современный  урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.».

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.

И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.

Рефлексия

На листе бумаги обведите свою ладошку,  

каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно (не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

Предлагается выступить участникам деловой игры с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.

Решение:

  1. Учителям при проектировании учебных занятий учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта, теоретические и методологические основы современного учебного занятия.
  2. Администрации школы и учителям-предметникам изучить и использовать в работе матрицу анализа и самоанализа урока с уровневыми показателями оценки.  
  3. Учителям-предметникам проанализировать уровневые показатели оценки проводимых уроков в целях приведения их в соответствие с требованиями ФГОС. Предоставить заполненную матрицу самоанализа заместителю директора по УВР.
  4. Спроектировать и провести учебные занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Издать сборник «Мой лучший урок по ФГОС».
  5. Организовать в рамках работы МО взаимопосещение уроков учителей с заполнением матрицы самоанализа с уровневыми показателями оценки с целью выявления уровня сформированности у  учителей-предметников умения  проектировать современное учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет 10 января 2014г.

Слайд 2

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра » Джон Дьюи

Слайд 3

Проектирование современного урока в свете внедрения ФГОС

Слайд 4

спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта Цель:

Слайд 5

Условия современного урока: РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КОМФОРТ творчество

Слайд 6

развитие школьников в процессе обучения активная деятельность детей: работают все и работает каждый проблемность : маленькое открытие каждый день диалог ; учёт разных мнений; вариативность творчество учителя и творчество детей интерес детей к учению, их желание учиться освоение детьми способов действий самостоятельность учащихся сотрудничество школьников друг с другом и с учителем индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам чёткость целей и ориентация на достижение результатов связь с жизнью, решение практических задач воспитание личности. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Слайд 7

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Понятие и сущность УУД

Слайд 8

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 9

Виды универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий личностный регулятивный познавательный коммуникативный самоопределение с мыслообразо-вание н равственно-этическая ориентация целеполагание п ланирование п рогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция о бщеучебные логические п остановка и решение проблемы п ланирование сотрудничества п остановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение выражать свои мысли

Слайд 10

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Слайд 11

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Слайд 12

Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.



Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку:

1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу.



Предварительный просмотр:

Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу.

Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Этапы урока

Цель

Эффективные  методы, формы  и приёмы достижения цели

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

4.Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

5.Первоначальное закрепление  с проговарива-

нием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

7.Включение в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  раннее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

8.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий



Предварительный просмотр:

Тема

Звуки и буквы.

Цель темы

1)формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на

его звуковую форму;

2) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;

3) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.

Планируемый результат

Сформировать умения различать звук и букву.

Основные понятия

 Понятия:

-  звуки

-  буквы

-  согласные звуки

-  гласные звуки

Межпредметные связи

 Окружающий мир, математика, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

Тема: « Звуки и буквы»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока «Звуки и буквы».

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа

I этап. Актуализация знаний

Работа над загадкой, над произношением звуков

Цель – актуализировать знания о группах слов.

Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке.

Запись загадки и отгадки в тетрадях

Организовать наблюдение за произношением

звуков в слове – отгадке

Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке

Запись загадки и отгадки в тетрадях

I этап. Наблюдение за произношением звуков

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Соответствует ли вопрос ответу?

II этап. Работа  над новым материалом

.

Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы»

Игра «Угадай-ка»

Открытие нового знания

Ответы на вопросы

Работа по карточкам в группе

- обобщение полученных знаний

   

1.Учитель рассказывает грамматическую сказку.

Жили-были в одной волшебной стра

не Звуки. Страна была совсем крохот-

ная. И жителей в ней было всего 31.  

Никто их не видел, так как они были

невидимыми. А вот слышать их было

можно. Шесть звуков были певцами.

 За певучесть и голосистость их проз-

вали…(гласными). Им подпевали я

 [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные

21 тоже были добрыми, хорошими

     звуками, но петь не умели. Вот послу-

и. шайте:  [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],

      [к], [л], [м], [н],  [п], [р], [с], [т], [ф],

      [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

      Они очень дружили, во всём

м соглашались с гласными, любили с ни-

м ми постоять. Назывались они…(соглас-

-н ными).    И вот однажды в этой стране

не появился волшебник из другого

го королевства. Он очень огорчился,

     что все жители в ней невидимки.

Но он ведь был волшебником, и при --   ч   чём добрым, поэтому решил подарить

каждому звук по волшебному

«костюмчику». Стоило его надеть,

как звуки становились видимыми

и превращались в буквы.  Волшебник

был теперь доволен. Ведь с этих пор,

прочитав букву, он называл звук по

 имени. У каждого звука теперь было

своё «платье». Вот так появились и

буквы.

Провести опрос по ознакомленному.

Организация групповой работы по

карточкам.

Проверка задания.

 

II этап. Ознакомление  звуками и буквами.

-Рассказать грамматическую сказку

- ответы на вопросы:

1) сколько звуков в русском языке?

2) сколько звуков?

3) почему звуков только 31, а буквы 33?

Даются карточки с заданиями по группам.

Iряд-

М…шка (о,у,ы,ю, е)

  Р…чке (е, я, у, ы)

  Б…лка  (у, о, е, ю)

II ряд-  

Ко…ка (г, ш, р, ч, ж)

  Ро…а (с, з, щ, т, ф)

 По…а (р, б, ф, л)

-Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?

- Какие буквы вы вставили?

- Какие звуки они обозначают?

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Общеучебные УУД

познавательные, действия постановки и решения проблем.

Какие звуки мы называем гласными, какие согласные?

Продолжить предложения:

Звуки мы …

Буквы мы …

 

Какие буквы нужно вставить?

III этап. Учебно-позновательная деятельность

Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука.

Ответы на вопросы,

Наблюдение звуков окружающего мира

Загадывание и отгадывание загадки,

наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке

Запись одной загадки и отгадки в тетрадях

Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов.
     Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны.
      Чтение сведений о звуках.
      Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Жук издает звук:
ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.)

      Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи.

 Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи.

III этап.  

      Ответы на вопросы (упр.80, 81).

Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя?

С кем сравниваются в загадках буквы?

Найдите в загадке слова с противоположным значением

Рабочая тетрадь,с.23,

3-5 упр.

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.

Написать слова в два  столбика

Ответы на вопросы учителя.

Организовать групповую  работу учащихся.

Репродуктивное задание

Учащиеся записывают полученные слова

Эвристическое задание

Учащиеся составляют со словами предложения.

Самоорганизация в деятельности

Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы.        

IV этап.

Игра «Путаница».

На доске написаны слова, у которых перепутались буквы.

Записать слова в два столбика.

1 столбик – слова начинаются с гласного,

2 столбик – слова начинаются с согласного звука.

  

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам?

С какого звука начинаются  эти слова?  

V этап. Контролирующее задание

Ответы на вопросы

Организовать самостоятельную работу.

V этап.  Самостоятельная работ .

Выполнение тестовых заданий.

- Сколько в русском языке букв? Сколько звуков?

Продолжить предложение:

 Звуки мы …..

Буквы мы…

Результат и его оценка

  • Знаю сколько букв и звуков в русском языке
  • Могу различить звуки и обозначение их буквами



Предварительный просмотр:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Схема анализа урока по результатам ФГОС

Требование к уроку

Что оценивается

1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности.

Работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся.

Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.

2. Тип, форма и содержание урока.

Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока.

Соответствие типа урока поставленным целям для ученика.

Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

3. Структура урока.

Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.

4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей.

Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная).

Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Уровень достижения поставленных учебных целей.

5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы).

Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия.

Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД  в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

6. Дидактическое оснащение урока.

Разнообразие заданий различного типа, вида и формы.

Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации  ИКТ на уроке.

7. Формирование и развитие УДД.

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познава-тельных,  коммуникативных, регулятивных.

8. Организация контроля и результатов обучения.

Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей.

Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение  и т.д.).

Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.

10. Стиль общения.

Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.

Технологическая карта изучения темы  

Тема

Цель темы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

I этап. Мотивация к деятельности

Цель –

Проблемная ситуация.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность  изучения

Диагностическое задание

Цель –

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель –

Репродуктивное задание

Импровизационное задание

Эвристическое задание

Самоорганизация в деятельности

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Формы контроля; контрольное задание.

Оценка результатов деятельности

Самооценка

Оценка присутствующего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Обзор УМК по математике, продолжающих учебные программы "Школа России" и "Школа XXI век" на средней ступени обучения....

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...

Презентация "Современный урок в свете внедрения ФГОС"

Презентация "Современный урок в свете  внедрения ФГОС"...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Данная статья освещает современный процесс преподавания школьного предмета, дает краткий экскурс по основным методологическим направлениям эффективной реализации современного урока истории. Раскрывает...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Материал содержит информацию, каким должен быть урок по ФГОС....

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Новая цель образования – воспитание,  социально-педагогическая поддержка и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина РФ.  Одним из ключевых понятий ...

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Выступление на тему: современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения...