Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе
статья по теме

Падурец Наталья Борисовна

В условиях перехода  к новым   образовательным стандартам  инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки  не только  для распространения новшеств,  но и для раскрытия субъектных ценностей и смыслов. В статье также рассматривается  модель творческой деятельности руководителя по организации внедрения инновационных  технологий в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.

 Н.Б.Падурец, аспирант, директор Муниципального образовательного учреждения « Рыбницкая русская  средняя общеобразовательная школа социальной защиты и реабилитации учащихся» г.Рыбница, Приднестровье

Реформирование  сферы образования в государстве невозможно без кардинального изменения позиций педагогов и руководителей образовательных учреждений в отношении инновационной деятельности. Инновационная деятельность развивает творческий потенциал участников образовательного процесса, «выращивает» творческую личность.

В условиях перехода к новым образовательным стандартам специально организуемая инновационная деятельность в педагогических коллективах создает предпосылки не только для распространения новшеств, но и для раскрытия субъектных ценностей и смыслов. Новая парадигма функционирования образования ориентирует всех специалистов-педагогов на профессиональное и личностное развитие.

Мы понимаем профессиональное развитие педагога как рост, интеграцию, становление и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений. Подобное понимание этого понятия ставит вопрос о поиске объективного подхода к его изучению. Одним из таких подходов должно стать  вовлечение педагога в инновационную деятельность, а одним из факторов может выступать творческая направленность личности руководителя образовательного учреждения.

В педагогике проблема изучения деятельности руководителя образовательного учреждения (РОУ) является одной из важнейших научно-практических проблем. От продвижения ее фундаментальных разработок в наибольшей степени  зависит успешность организации эффективной работы педагогических коллективов и конкретного педагога.

Идеи целостности, единства, системной организации труда руководителя образовательного учреждения позволили представить его в виде многомерного пространства, состоящего из трех составляющих: личности, деятельности и общения при главенствующей  роли личности.

В отечественной психолого-педагогической литературе накоплен
определенный фонд сведений, раскрывающих с теоретических позиций: социальную роль педагогического труда и труда руководителя ОУ (П.П.Блонский,        Л.С.Выготский,        Н.К.Крупская,,

А.В.Луначарский, А.В.Петровский, М.А.Рейснер и др.), особенности умственной работы учителей (Ф.Н.Гоноболин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, А.Б.Орлов и др.), творческий характер педагогического труда (А.А.Бодалев, С.Г.Вершловский, С.Б.Елканов, И.И.Ильясов, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, С.В.Кондратьева и др.), характерные особенности деятельности и личности руководителя учебного заведения (Г.Н.Мальковская, Т.С.Полякова, П.А.Просецкий, А.И.Щербаков и др.). В   ряде   работ   представлена   концептуальная   схема  педагогической деятельности   и   деятельности   руководителя   образовательного   учреждения (И.Атватер,       А.А.Бодалев,       А. А. Деркач,       Г.А.Ковалев,      Н.В.Кузьмина, А.Н.Леонтьев, Л.М.Митина, А.Я.Никонов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин и др.)

В  диссертационных исследованиях  последнего времени представлено пространство управленческой деятельности РОУ (Т.Г.Захарина), содержание и условия  развития  поведенческой   активности руководителя  (К.А.Аветисян),опыт и проблемы повышения его компетентности (А.Д.Алферов, Н.А.Аминов,В.И.Андреев  и  др.),  поведения  в  конфликтных  ситуациях  (Н.В.Антонова), условия    развития    креативности    (Н.В.Вишнякова),    теория    и    практика

субъективности (Е.Н.Волкова) и др. Однако новые ориентиры развития образовательной практики обусловили необходимость    поиска   новых    подходов    к    рассмотрению    деятельности  руководителя образовательного учреждения в контексте развития педагогических инноваций и необходимости их внедрения в учебный процесс.

Между тем, проведенный нами анализ педагогических источников показал, что уровень изученности проблемы творческой направленности личности руководителя как условия инновационного подхода к организации образовательного процесса в образовательном учреждении еще недостаточен, а некоторые её стороны  практически не исследованы. Так, до сих пор не рассмотрены сущностные черты профессионально-творческой направленности руководителя  образовательного учреждения, не раскрыта его роль в организации инновационного процесса в педагогическом коллективе, не обоснован теоретически творческий стиль деятельности руководителя как фактора инновационности, не показано влияние творческой личности руководителя ОУ на развитие творческой инициативы педагогов по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.

Кроме того, состояние образовательной практики свидетельствует о наличии в теории и практике  образования ряда противоречий:

  • между потребностью образовательной сферы в динамичном развитии за счет педагогических новаций и неготовностью подавляющего числа педагогов и руководителей образовательных учреждений к инновационной деятельности;
  • между требованиями образовательной практики к организации учебно-педагогической деятельности в инновационном режиме и несовершенством управленческой и педагогической деятельности в этом направлении;

-        между новым типом профессиональной деятельности педагога, ориентированной на применение новых образовательных технологий, и неготовностью педагогических коллективов к их применению.

         Творческая направленность личности является не только сущностной характеристикой руководителя образовательного учреждения, но и особой формой проявления его творческого потенциала через творческую деятельность. Она способна выступать одним их главных условий стимулирования членов педагогического коллектива образовательного учреждения к самоизменению и отношению к инновационным процессам в обучении. Технология конструктивного изменения отношения педагога к
инновационной деятельности, в которой профессиональное развитие задается через творческую направленность личности и деятельность руководителя, является    не    побочным     эффектом    от    инновации,    а   новым    способом деятельности,       направленным       на       изменение      мотивационной, интеллектуальной, аффективной и  поведенческой  структуры личности.

          Модель творческой деятельности руководителя ОУ по организации внедрения инновационных технологий в учебный процесс представляет собой систему условий в единстве содержательно-целевого, критериального и процессуального компонентов; их взаимодействие обеспечивается организацией эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системах «руководитель ОУ - педагог - педагогический коллектив»,
«педагог-обучающийся».

Возникшая особая сфера творческих технологий в деятельности руководителя образовательного учреждения ведет к новому витку развития диагностических средств, к возможной диагностике типа креативности педагога. При этом следует иметь в виду, что кто-то может демонстрировать максимальную креативность, если освоит технологию "мозгового штурма", кому-то может оказаться ближе творчество в форме организационно-деятельностных игр и т.д. В одних технологиях более выражены моменты непосредственных коллективных взаимодействий, в других преобладает компонент индивидуальной творческой деятельности. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания многомерной модели креативности, где ее тип описывался бы по параметрам технологий, отношением к различным предметным сферам, степени развернутости каждой технологии.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на огромный выбор методик, направленных на исследование творческих способностей,
их все же не хватает. Существуют определенные трудности, связанные с разработкой подобных тестов и определением их обоснованности. Важное  значение имеет исследование творческих элементов педагогической деятельности и их развитие.

В изучении инновационных процессов часто определяются также ролевые позиции его участников. Данная диагностическая процедура основывается на представлении, разработанном А.И.Пригожиным. Смысл его состоит в том, что все участники инновационного процесса определяют свое отношение к данному новшеству; это отношение называется ролевой позицией и, в свою очередь, классифицируется как "инициатива", "содействие", "бездействие" и "противодействие". Исследовательские мероприятия позволяют

           отнести конкретных участников к той или иной группе и определить отношение группы к          

           инновациям. Поэтому новые ориентиры развития образовательной системы обуславливают

           необходимость поиска нетрадиционных подходов к рассмотрению деятельности

           руководителя образовательного учреждения в контексте развития

           педагогических инноваций и необходимости их внедрения в учебный процесс. Творческая    

           направленность        личности руководителя образовательного учреждения действительно    

           может выступать основным условием инновационного подхода к организации

           образовательного процесса, если:

          -определены интегральные характеристики личности руководителя,

          - профессиональная     и    творческая     направленность    деятельности  руководителя    

          рассматривается в контексте более общей проблемы -направленности личности;

         -инновационная деятельность в педагогическом коллективе ориентирована на систему  

          устойчиво доминирующих мотивов руководителя образовательного  учреждения  по    

          созданию  и  использованию  современных педагогических технологий;

         -творческий стиль деятельности руководителя проявляет себя в
         различных сферах и выступает в качестве ведущего фактора утверждения в педагогическом  

          коллективе инновационного подхода к обучению.

           Список литературы:

         1.Ангеловски К. Учителя и инновации.- М.: Просвещение, 1991.- 156

         2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии    

            обучения.- М., 1995.-с.35      

         3.Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика    

            управленчески способностей // Вопросы психологии. - №2. - 1997.

         4.Красовский Ю.Д. Если я руководитель.- М.: Московский рабочий,      

      1983-С.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

Исследовательская технология - как инновационный подход к организации образовательного процесса

Статья о применении исследовательских технологий в преподавании математики....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: "Сатирические образы человека"...