Метапредметный подход в организации образовательного процесса
методическая разработка по теме

Показаньева Мария Сергеевна

В данной работе мы рассмотрим основные принципы  метапредметного подхода, как  перспективного метода реализации образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в организации образовательного процесса «Свердловского кадетского корпуса имени капитана I ранга М.В.Банных»

  «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению».  В.Г. Белинский

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Главная задача школы сегодня - это  интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться

Анализ и синтез накопленного опыта, а также современных ведущих научных психолого-педагогических   теорий   легли в основу идеи создания нового стандарта образования. Теперь приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает следующие образовательные результаты:

  • Личностные результаты – система ценностных отношений учащихся   к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
  • Метапредметные результаты обучения предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
  • Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми   отдельных учебных предметов [5].

В данной работе мы рассмотрим основные принципы  метапредметного подхода, как  перспективного метода реализации образовательного стандарта. 

Итак,  метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования и метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.

Метапредметный подход  предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Рассмотрим,  что дает метапредметный подход в организации учебного процесса. Многие знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании знаний, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов. (Например, при изучении истории требуется знание карты, а эта тема 6 класса по географии.)

         А метапредметный  подход  предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные    способы действий и с их    помощью сможет сам добывать информацию о мире.

          Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.   "Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.

Современны метапредметные технологии  создаются для того, чтобы формировать  другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями   знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому,  что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. Под результатом метапредметного обучения  подразумеваются   универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.  Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. [1 ]

Содержание метапредметов в реальности  хорошо понятно лишь идеологам этого подхода.  Для большинства российских учителей этот подход пока сложен и трудно применим на конкретном уроке. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. У учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми, не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. [2]

Но совершенно ясно, что при реализации новых образовательных стандартов  всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии.  Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога, нужно, чтобы изменился  сам учитель, его менталитет.   Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.

            Метапредметный  подход в обучении  способствует  формированию   творческого мышления обучающихся,  задает новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни,   а также приближает  его   к реальной жизни и повседневной практике.

Поэтому в 2013-2014 учебном году  для педагогической сессии «Свердловского кадетского корпуса имени капитана I  ранга М.В.Банных»  была выбрана тема «Формы и методы организации педагогического процесса с позиции метапредметного подхода». Педагогам предлагалось опробовать метапредметный подход и  его технологии на своем предмете или мероприятии. Главная рекомендация при  подготовке и проведении занятия – помнить, что метапредметные связи на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки или предмета другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирование у учащихся  видения  целого мира, понимание места и роли человека в нём.

Список литературы

  1. http://www.teacher-of-russia.ru     Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»
  2. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
  3. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
  4. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синергетический подход в организации образовательного процесса

Презентация рассказывает о новом в педагогике обучения понятии "синергетика", дает представление о ключевых моментах и об особенностях использования и внедрении синергетического подхода в процесс обуч...

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

«Создание экологических проектов , как средство обеспечения метапредметных результатов в организации образовательного процесса по географии»

В связи с современными требованиями ФГОС, перед каждым учителем встает проблема поиска новых  путей их реализации. Наиболее перспективным методом  развития ключевых образовательных компетенц...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...