Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"
статья на тему

Кириченко Вера Юрьевна

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirichenko_statya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

В.Ю. Кириченко

Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения

инновационного типа

Аннотация.  В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием конкретных форм и методов работы. Статья рекомендована административным работникам образовательных учреждений инновационного типа.

Ключевые слова: творческий потенциал, динамическая модель, научное общество учащихся, инновационные технологии.

В последние годы в связи с реформированием системы образования Республики Казахстан, созданием национальной модели, демократизацией управленческой структуры образования и интенсивными процессами интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики значительные темпы набирает проблема развития и реализации творческого потенциала одарённых учащихся (Шумакова, 2004).

Поэтому нами поставлена цель – создание эффективной модели работы с одарёнными детьми, направленной на развитие творческого потенциала учащихся.

Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №21»  города Рудного – это образовательное учреждение инновационного типа. В основе деятельности учительского и ученического коллективов - развитие личности, способной к самореализации в окружающем мире, создание условий для творческого и интеллектуальной деятельности. Спецификой деятельности гимназии является её гуманитарно-эстетическое (в частности, музыкальное) направление, в рамках которого действуют комплексно-целевая программа «Одарённые дети» и программа научного общества учащихся «Шабыт» (далее НОУ «Шабыт») по работе с одарёнными детьми.

Работая в системе развития, мы апробировали и внедрили в практику работы гимназии эффективную модель работы с одарёнными детьми.

Были поставлены и решены основные задачи:

  • определены блоки моделей и их функции;
  • организована подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми и координируется их деятельность;
  • ведётся работа по развитию способностей учащихся через различные формы и методы исследовательской работы.

Гипотеза: если данная модель станет основой в организации работы с одарёнными детьми, то:

  1. Будет достигнута устойчивость развития всех участников процесса.
  2. Научно-методическое обеспечение модели обогатит инновационный потенциал города.
  3. Будет реализована идея подготовки интеллектуальной элиты, способной успешно жить и действовать в современном мире.

Ведущая идея проекта: для успешного развития одаренного ребёнка в образовательном учреждении в современных условиях мы создали такую динамическую модель, в которой участники процесса: учение, учитель, завуч работают в режиме развития, находятся во взаимозависимости и взаимо сотрудничестве. Отслеживание процессов развития проходит через концепцию работы учебного заведения, технологию и методику работы каждого блока. Поэтому модель основана с одной стороны - на принципах научности и системности, с другой - на личностно-ориентированном подходе через горизонтальную  (формы и методы организации работы) и вертикальную преемственность (преемственность в работе детей и учителей).

Новизна проекта:

  1. создана модель взаимообусловленных блоков по выявлению одаренных детей и организации работы с ними;
  2. определены принципы, содержание, формы и методы работы с одаренными детьми;
  3. выявлены новые подходы к управлению исследовательской деятельностью детей.

Практическая значимость проекта:

1. Реализованы на практике технология и методика инновационных подходов к управлению деятельностью одарённых детей.

2. Данный опыт может быть использован в других образовательных учреждениях.

3. Модель имеет потенциальные возможности для совершенствования и развития.

За 13 лет существования в статусе образовательного учреждения инновационного типа (сначала как специализированная школа для одарённых детей, затем в статусе гимназии) наша школа накопила богатый опыт в организации научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей и одаренности учащихся.

Разработанная модель управленческой структуры предполагает организацию работы с одарёнными детьми на всех ступенях обучения. Ежегодно корректируется и пополняется банк данных одарённых детей. В 2013-2014 уч.году он составил 73 учащихся из 343 учащихся школы.

В модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми мы включили 4 блока:

1 блок: Обновление содержания образования - один из главных блоков модели. Ведутся постоянные поиски вариативной части плана, т.к. именно она направлена на развитие познавательной мотивации, исследования активности детей. В процесс обучения в соответствии с музыкально- эстетической направленностью гимназии  вводятся такие музыкальные дисциплины как «Хоровой класс», «Специальный инструмент», «Музыкальная литература», «Театральное искусство». Через  них раскрывается творческий потенциал учащихся, их  творческие способности.

Формы организации работы: индивидуальная и групповая. Работа основана на личностно-ориентированном и дифференцированном подходах. Посредством языка искусства и музыки одарённые учащиеся готовятся к дальнейшей реализации полученных навыков в выборе творческой профессии или применения своего творческого потенциала в жизни.

Реализация первого блока модели управленческой структуры происходит через внедрение в учебный процесс авторских программ, электронных учебных пособий учителей музыкальных дисциплин. В гимназии действуют и апробированы такие авторские программы, как:

  • Гостищева И. О.  Электронный учебно-методический комплект по предмету «Музыкальная литература»  для учащихся  5 класса.
  • Кириченко В.Ю. Учебно-методический комплект «Алғашқы қадам» («Первые шаги») по предмету «Фортепиано»  для учащихся 1 класса.
  • Стеценко Т. А. Учебно-методический комплект «Обучение игре на свирели» в классе предшкольной подготовки.
  • Сарсимбаева З.Д Учебно-методический комплект «По ступенькам вверх».  
  • Гренц Т.А., Сарсимбаева З.Д. Учебно-методический комплект «Сольное пение».
  • Деркач С. С. Учебно-методический комплект для ускоренного изучения нотной грамоты с начинающими пианистами.

Преимуществом данного блока является построение индивидуальной образовательной траектории по реализации творческого и личностного потенциала каждого учащегося. Результатами эффективной работы этого блока служат ежегодные победы на музыкальных конкурсах разного уровня (от городского до международного).

2 блок: Научно-методическая деятельность - придание методической работе научно-исследовательского характера. В гимназии успешно функционирует НОУ «Шабыт». Основными направлениями его деятельности являются:

 

НОУ «Шабыт» - добровольное, творческое объединение школьников, стремящихся развивать свой интеллект, приобретать навыки творческой, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.  Девиз НОУ «Шабыт»: «Будь творцом! Созидай золотые мгновенья!»

В качестве способа развития самостоятельного мышления и личности одарённого ребёнка применяются методы «обучения в командах достижений», «поисковый метод творческой группы». Итогом внедрения этих методов является более высокий уровень выполнения научных исследований. Благодаря такому подходу с первых дней обучения начинается накопление «словаря исследователя» - вводятся такие понятия, как «факт», «гипотеза», «доказательство». Дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации, проводить сравнения, выделять причины и следствия. Особое внимание уделяется умению представлять свои находки в разнообразной форме: доклада, проекта, схемы, модели, инсценировки и т.п.

В своей практике мы активно применяем ещё несколько модифицированных или разработанных нами форм работы в группах:

Классификация методов групповой работы «Учебная задача»

Учебная задача

Изучение вопроса или проблемы

Изучение с разных ролевых позиций

Решение проблемы

Рефлексия

Метод групповой работы

Групповое исследование

Ролевой диалог

«Классический» диалог

Межличностный диалог

Описанный «набор» методов позволяет эффективно реализовывать данный блок модели в соответствии с поставленной задачей по развитию творческого мышления и личности каждого ребёнка (Ушаков, 1999).

3 блок: Инновационные образовательные процессы, одним из которых является внедрение инновационных технологий.

Появление в гимназии новых педагогических технологий не исключает, а дополняет старые, при  этом обогащая друг друга:

Педагогические  технологии

Количество учителей

Технологии на основе личностной ориентации обучения

Технология личностно-ориентированного обучения

9

Технология «Step by step»

Педагогика сотрудничества

2

Технология развития индивидуальности личности (РИЛ)

10

Итого

22

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Технология дебатов

3

Технология проектного обучения

5

Игровые технологии

12

Технология проблемного обучения (Д.Дьюи)

8

Компетентностная педагогика

6

Технология частично-поискового обучения

2

Итого

36

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология разноуровневого обучения (Дж.Кэрролл, Б.Блум, З.И.Калмыкова)

4

Технология Монахова

1

Технология полного усвоения знаний

1

Итого

6

Технологии на основе информационно-коммуникационных средств

НИТ (Новые информационные компьютерные технологии)

3

Интернет - технологии

1

Итого

4

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

Блочно-модульная технология

2

Интеграционные технологии

3

Итого

5

Технологии  развивающего обучения

Технологии развивающего обучения

5

Итого

5

ВСЕГО

83

Формы внедрения инновационных технологий: через работу творческих групп, а также через различные формы организации методической работы (семинары, практикумы, мастер-классы, деловые игры, педагогические мастерские и пр.)

4 блок: «Интеллектуальные соревнования» - это совместное творческое формирование учителей и учащихся по организации олимпиадной и конкурсной работы одарённых детей.

Развитие и выявление одарённых детей происходит через вовлечение их в интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады по основам наук, в т.ч. дистанционные. Данное творческое объединение повышает интерес учащихся к знаниям, что в итоге содействует повышению качества обученности по школе в целом и формированию будущего интеллектуального потенциала города, области, Республики.

Эффективность работы данного блока отражена в сравнительной таблице результативности:

Название конкурса

Количество призёров, чел.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

  1. Конкурсы научных проектов:

«Зерде»

«Дарын»

«Жас ғылым»

Прочие НПК

1

-

1

1

1

2

2

1

2

4

  1. Интеллектуальные игры:

(«Ақ бота», «Атамекен», «Золотое руно», «Руский медвежонок», «British Bulldog» и пр.)

25

31

44

  1. Олимпиады:

дистанционные

среди 5-7 классов

среди 8-9 классов

5

10

6

7

11

7

12

14

8

Анализ результативности достижений детей и учителей - движущая сила дальнейшей работы.

Положительными результатами представленной модели являются:

  1. Достижение высоких качественных показателей на всех уровнях.
  2. Неугасающий интерес к научно-познавательной и исследовательской деятельности.
  3. Увеличение числа творчески работающих учителей, занимающихся научно-практической деятельностью.

Таким образом, если есть такой положительный результат, значит,  модель действенна, значит, она эффективна.

Список литературы:

  1. Инновационно-педагогическая деятельность по проблеме одарённости в Казахстане / под редакцией А.К. Сатовой, Ж.Б. Самуратовой, Астана, 2003 г., 240 с.
  2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / под редакцией М.А. Ушакова, Москва «Сентябрь», 1999 г., 192 с.
  3. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999, 220 с.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей.- Москва, «МОДЭК», 2004, 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знани...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

Участие во Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ СОЦИУМА»доклад на тему: «Специфика организации певческого музицирования на уроках с детьми дошкольного возраста»

Пение – это один из самых любимых детьми видов деятельности. Благодаря слову, песня становится доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Исходя из своего педагогиче...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....