Об опыте реализации ФГОС ООО в нашей школе
учебно-методический материал на тему

Гудова Галина Николаевна

Документ содержит информацию об опыте реализации ФГОС в нашей школе. Освещены следующие вопросы: 

1) Организация научно-исследовательской работы

2) Технологии, методы и приемы развития УУД

3) Система внутришкольного мониторинга учебных достижений

4) Приведена программа мониторинга УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об опыте реализации

 основной общеобразовательной программы ООО

в МКОУ Калачеевская СОШ №1

  1. Организация учебно-исследовательской работы учащихся, их участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, и ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка может интенсивно развиваться в сфере дополнительного образования, на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся МКОУ Калачеевской СОШ №1 строится на основании положения об оценке метапредметных результатов обучения.

Каждый ученик, занимающийся по ФГОС должен выполнить и защитить хотя бы один проект или учебно-исследовательскую работу.

Допускается групповая (2-3 человека) работа над проектом или учебно-исследовательской работой.  На предварительном этапе каждый учитель, работающий по ФГОС, готовит спектр тем, по которым он мог бы предложить проектную исследовательскую работу (май-август).  Сводный список тем озвучивается, учащиеся определяются с выбором темы работы (сентябрь – октябрь).  Далее идет совместная работа учителя и ребенка.  Специфические черты (различия)

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Результатом (продуктом) проектной и учебно-исследовательской деятельности может быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской работы:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий

Таким образом, творческие работы и их защита оцениваются по следующим параметрам:  

• обоснованность выбора темы

• формулирование цели и задач проекта

• практическая значимость

• наличие исследовательского компонента в работе

• творческий подход к проведению исследования

• обоснованность выводов и наличие рекомендаций

• уровень информированности учащегося по теме

• качество наглядного материала

• качество оформления работы

Оценка защиты

• время защиты: 7 – 10 мин.

• логичность и лаконизм изложения

• свобода владения материалом

• качество презентации (наглядности)

 Для создания условий успешного освоения основ проектной и учебно-исследовательской деятельности разработаны и проводятся элективные курсы «Я – исследователь» и «Основы проектной деятельности»

В результате освоения этих программ учащиеся должны знать:

– структуру проектной и исследовательской деятельности учащихся; 
– основное отличие цели и задач проектной и исследовательской работы; объекта и предмета исследования; 
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования; 
– основные информационные источники поиска необходимой информации; 
– правила оформления списка используемой литературы; 
– способы обработки и презентации результатов.

Должны уметь:

– определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
– разделять проектную и исследовательскую деятельность на этапы; 
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; 
– планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Работа строится на принципах:

Гуманизации – заключается в ориентации образовательного  процесса на личность воспитанника, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания. Воспитанник находится в центре образовательного процесса. 

Индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.

Интегральности – объединяет и оказывает влияние на учебную и проектную деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на занятиях и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

Непрерывности – определяет процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей.

Этапы организации  работы:

  1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся,
  2. желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
  3. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской
  4. деятельностью на примерах работ известных ученых.
  5. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
  • пользоваться современным оборудованием;
  • составлять графики, таблицы, диаграммы;
  • работать с каталогами;
  • составлять библиографию, рецензии;
  • составлять презентации публичных выступлений;
  • выбору темы исследования;
  • определению проблем, требующих решения;
  • формулированию темы предполагаемого исследования;
  • утверждению темы на установочной конференции.
  1. Планирование проектной (исследовательской) деятельности. Постановка цели, задач.
  2. Планирование хода эксперимента.
  3. Сбор данных, проведение эксперимента.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Выводы на основе результатов исследования.
  6. Подготовка материалов к исследовательской работе.
  7. Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
  8. Оформление проектной  (исследовательской работы).
  9. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
  10. Презентация творческих проектов.

Программы предусматривают достижение следующих результатов:

Первый уровень результатов

(5 класс)

Второй уровень результатов

(6-7 класс)

Третий уровень результатов

(8-9 класс)

предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

В результате работы над проектной работой на различных ее этапах формируются следующие УУД:

Этапы проектирования

Формируемые УУД

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

  • Анализ ситуации
  • Конкретизация проблемы, формулирование цели,

Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи.

Целеполагание, анализ, выдвижение гипотез.

Выполнение (реализация) проекта:

  • Планирование этапов выполнения проекта,
  • Обсуждения возможных средств и способов решения задач,

Реализация проекта.

Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование,  осуществлять  логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д.

Подготовка итогового продукта:

  • Обсуждение способов оформления конечных результатов,
  • Сбор, систематизация, анализ полученных результатов,
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация,

Оценка деятельности и результативности.

Владение монологической речью,  формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены на уроках, через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Согласно положению, ребенок должен защитить свою работу перед специальной комиссией в конце учебного года. Допускается досрочная защита работы, если она была публично представлена на уроке, классном часе, школьном мероприятии, конференциях школьного, районного, областного масштабов. Так же может быть засчитана работа, если в ее результате получен общественно-полезный продукт

Для примера приведу рабочие таблицы двух классов

5а класс:

№  п/п

Фамилия, имя

Тема работы

Предмет

Учитель

1

Акмурзина Марина

Музейная экскурсия «Школьные  традиции»;

«Национальный состав Калачеевского района»;

«Математические ребусы»

История

География

Математика

Музыкантова Т.В.

Тарасенко И.В.

Калиничева Л.А.

2

Вершинин Олег

«Река Подгорная»;

 «Нет забытых могил»        

География

Технология

Тарасенко И.В.

Ракитянский В.И.

3

Галушко Илья

«Наш Калач»;

«Интеллектуальная игрушка Furby”

Немецкий язык

Информатика

Димитренко Н.В.

Алымова Н.В.

4

Глотова Анастасия

Музейная экскурсия «Школьные традиции»;

«Тематические группы слов»;

«Права ребенка»

История

Русский язык

Обществознание

Музыкантова Т.В.

Ивченко В.А.

Луценко Н.В.

5

Грищенко Вадим

« В мастерской Деда Мороза»

Искусство (ИЗО)

Покусаева Л.В.

6

Доброскокина Жанна

«Посвящение в пятиклассники»;

«Не перевелись богатыри на земле Русской»;

«Права ребенка»

Искусство (музыка)

Обществознание

Обществознание

Селиванова С.А.

Луценко Н.В.

Луценко Н.В.

7

Донцова Ксения

 «Интеллектуальная игрушка Furby”;

«Посвящение в пятиклассники»;

 «Не перевелись богатыри на земле Русской»;

«Кто на кого похож»;

«Математические ребусы»

Информатика

Искусство (музыка)

Обществознание

Математика

Алымова Н.В.

Селиванова С.А.

Луценко Н.В.

Калиничева Л.А.

8

Камынин Александр

«Нет забытых могил»

Технология

Ракитянский В.И.

9

Козубенко Елизавета

«Тематические группы слов»;

«Подарок маме»;

«Кто на кого похож»,

«Мои права»

«Школьное телевидение»

Русский язык

Обществознание

Ивченко В.А.

Есакова Т.В.

Луценко Н.В.

Гудова Г.Н.

10

Крапивкин Роман

«Нет забытых могил»

Технология

Ракитянский В.И.

11

Маслова Екатерина

Творческая работа «Школьная форма»;

«В мастерской Деда Мороза»:

«Подарок маме»

История

Искусство (ИЗО)

Технология

Музыкантова Т.В.

Покусаева Т.В.

Есакова Т.В.

12

Никулина Ирина

Творческий проект «Вышивка в ковровой технике»;

«Подарок маме»; «Подарок ветерану»

Технология

Есакова.Т.В.

13

Новоковский Данил

«Нет забытых могил»

Технология

Ракитянский В.И.

14

Писклюкова Анна

«Подарок маме», «Подарок ветерану»

Технология

Есакова Т.В.

15

Писклюков Эдуард

«Нет забытых могил»;

«Древний Восток»

Технология

История

Ракитянский В.И.

Музыкантова Т.В.

16

Прокопов Владимир

«История Египта»;

 «В мастерской Деда Мороза»

История

Искусство (ИЗО)

Музыкантова Т.В.

Покусаева Т.В.

17

Прудникова Виктория

«Подарок маме»; «Нет забытых могил», «Подарок ветерану»

Технология

Есакова Т.В.

18

Татаринов Владислав

«Нет забытых могил»;

«История Египта»

Технология

История

Ракитянский В.И.

Музыкантова Т.В.

19

Турова София

«Подарок маме»;

«Права ребенка»

Технология

Обществознание

Есакова Т.В.

Луценко Н.В.

20

Харламова Виктория

«Подарок маме», «Подарок ветерану»

Технология

Есакова Т.В.

21

Харченко Софья

«Портрет счастливой семьи»;

«История Египта»;

«Подарок маме»; «Подарок ветерану»

«Школьное телевидение»

Обществознание

История

Технология

Луценко Н.В.

Музыкантова Т.В.

Есакова Т.В.

Гудова Г.Н.

22

Шевцов Максим

«Древний Восток»; «История Египта»

История

Музыкантова Т.В.

   

6а класс:

№  п/п

Фамилия, имя

Тема работы

Предмет

Учитель

1

Бекарева Алена

«Панно из атласных лент»

Технология

Дорохова Н.И.

2

Гвоздевский Андрей

«Разделочная доска»

Технология

Ракитянский В. И

3

Горобцов Александр

«Геометрия вокруг нас»

Математика

Олейникова З.В.

4

Громак Игорь

Исследование «Свойства одноразовой посуды»

Экология

Шевырева О.Д.

Шевцова С.Т.

5

Достовалов Вадим

«Геометрия вокруг нас»

Математика

Олейникова З.В.

6

Кабакова Дарина

«Мягкая игрушка»

«Оценка влияния гуминового препарата на развитие семян и урожайность арбуза»

Технология

Биология

Дорохова Н.И.

Шевырева О.Д.

Шевцова С.Т.

7

Калошина Екатерина

«Диванная подушка»

«Семейные традиции»

Технология

Дорохова Н.И.

Музыкантова  Т.В.

8

Колесникова Лилия

«Подарок своими руками»

Музейная экскурсия «Православные традиции»

Технология

 

История

Дорохова Н.И.

Музыкантова Т.В.

9

Комаров Артем

«Роль ферментов в растительном организме»

Биология

Шевырева О.Д.

Шевцова С.Т.

10

Корабельников Кирилл

Робототехника

Информатика

Советкина О.Н.

11

Лопатеева Диана

Вышивка «Русские узоры»

«Роль ферментов в растительном организме»

Технология

Биология

Дорохова Н.И.

Шевырева О.Д.

Шевцова С.Т.

12

Ломишвили Яна

«Диванная подушка»

Музейная экскурсия «Быт русского народа»

Технология

История

Дорохова Н.И.

Музыкантова Т.В.

13

Мациевич Вячеслав

«Условия, необходимые для прорастания семян»

Биология

Шевырева О.Д.

Шевцова С.Т.

14

Москальцова Ольга

«Оригинальные бутерброды»

Технология

Дорохова Н.И.

15

Никогосян Изабела

Поздравительная открытка

Технология

Дорохова Н.И.

16

Орлов Виталий

Сравнение традиций Германии и России

Сборник литературных сказок

Немецкий язык

Литература

Димитренко Н.В.

Васильева Г.Т.

17

Самофалов Данил

Робототехника

Информатика

Советкина О.Н.

18

Селиванов Данил

Сборник литературных сказок

Литература

Васильева Г.Т.

19

Собацкая Ирина

«Рушник»

Технология

Дорохова Н.И.

20

Ткачева Алина

«Достопримечательности Лондона»

Английский язык

Полосенко Н.И.

21

Трибунский Александр

«Разделочная доска»

Технология

Ракитянский В. И

22

Шабанов Антон

«Проценты в нашей жизни»

Математика

Олейникова З.В.

23

Шевченко Таня

Декоративное панно

Технология

Дорохова Н.И.

24

Храмченков Сергей

Проблемы парковки

Информатика

Алымова Н.В., Советкина О.Н.

Другие темы работ:

  •  «Достопримечательности Лондона», английский язык, учитель  Полосенко Н.И.
  •  «Сравнение традиций Англии и России», английский язык, учитель  Полосенко Н.И., английский язык, учитель  Полосенко Н.И.
  •  «Добро пожаловать в наш Город», английский язык, учитель  Полосенко Н.И.
  •  «Желудок в пробирке», биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева О.Д.
  •  «Пища богов», биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева О.Д.
  •  «Оценка воздействия омагниченной воды на рост и развитие растений», биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева О.Д
  •  «Фототропизм растений , биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева О.Д.
  •  «Две стороны шоколадной медали», биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева О.Д.
  •  «Оценка влияния гуминового препарата на развитие семян и урожайность арбуза», биология, учителя Шевцова С.Т., Шевырева
  •  «Портрет счастливой семьи», обществознание, учитель Луценко
  •  «Государственные символы России», обществознание, учитель Луценко Н.В.
  •  «Труд и творчество в пословицах и поговорках», обществознание, учитель Луценко Н.В.
  •  Музейная экскурсия «Школьные традиции», история, учитель Музыкантова Т.В.
  •  Музейная экскурсия «Школьные принадлежности», история, учитель Музыкантова Т.В.
  •  «Наши фамилии», русский язык, учитель Романова М.В.
  •  «Проценты в нашей жизни», математика, учитель Олейникова З.В.
  •  «Они изменили мир», информатика, учителя Советкина О.Н. Алымова Н.В.
  •  «От истоков до Крылова», литература, Ивченко В.А.
  •  «Мастерская Деда Мороза», искусство (ИЗО), учитель Покусаева
  •  «Лего WeDo», информатика, Алымова Н.В.
  •  «Интеллектуальная игрушка FERBI», информатика,  Советкина О.Н.

Часть проектных работ к настоящему времени реализована.

К новому году был выполнен проект «Подарок Деда Мороза» по изготовлению украшений для школьной елки и оформления новогоднего зала.

К 8 Марта завершен проект «Подарок вдове ветерана». Поисковая работа ознаменовалась встречами с одинокими женщинами, прошедшими войну и вручением им подарков.,

22 апреля 2014 года в МКОУ Калачеевская СОШ №1 состоялась IV межрайонная научно-практическая конференция учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений «Школьная исследовательская инициатива». Конференция проведена в соответствии с задачами ФГОС НОО и ООО с целью активизации     творческой,     познавательной,  интеллектуальной   инициативы учащихся, а также создания условий для обмена опытом работы и установления творческих контактов между учащимися и педагогами общеобразовательных учреждений - региональных инновационных площадок Калачеевского, Бутурлиновского, Воробьёвского, Верхнемамонского, Павловского,  Петропавловского районов. Нашей школой было представлена 51 работа, из них 21 работа учащихся 5-6 классов, занимающихся по ФГОС.


Результаты межрайонной научно-исследовательской конференции :

Секция

Ф.И.О. участника

Название работы:

Класс

Ф.И.О. руководителя:

результат

1

Гуманитарная

Бояркин Владислав

Сравнительная характеристика традиций Англии и России

5 Б

Полосенко Нина Ивановна, учитель иностранного языка

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе;

«Приз зрительских симпатий»

Лингвистическая подсекция

2

Естественнонаучная секция   Здоровье человека  

1.Науменко Юлия.

 2. Жульева Ирина

«Две стороны шоколадной медали»

5 Б

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии;

Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом II  степени

 во 2 возрастной группе

3

Естественнонаучная секция   Здоровье человека  

Карпенко Елизавета

«Плюсы и минусы одноразовой посуды»

5 Б

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

4

Географическая

Кабакова Дарина

«Оценка влияния гуминового препарата на развитие семян и урожайность арбуза»

6 А

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

5

Социологическая

Маслова Екатерина Андреевна

История школьной формы

Музыкантова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания

Диплом I  степени

 во 2  возрастной группе

Диплом «Приз зрительских симпатий»

6

Технологическая  Украшаем интерьер  

Лощакова Екатерина

Декоративное панно в технике бисероплетения. «На полянке»

5 В

Есакова Татьяна Викторовна, учитель технологии

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

7

Технологическая  Украшаем интерьер  

Перегудова Татьяна

Панно в ковровой технике

6 Б

Дорохова Наталья Ивановна, учитель технологии

Диплом III степени

 во 2 возрастной группе

8

Технологическая   Моделируем предметный мир  

Никулина Ирина

Олимпийский Мишка в технике ковроткачества

5 А

Есакова Татьяна Викторовна, учитель технологии

Диплом II степени

 во 2 возрастной группе

9

Технологическая   Моделируем предметный мир  

Товстуха Яна

Кукла в древнерусском костюме

6 Б

Дорохова Наталья Ивановна, учитель технологии

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

10

Технологическая   Прикладное творчество  

Харламова Виктория Вячеславовна

Мир солнышка в скорлупе» (кулинарный проект)

5 А

Есакова Татьяна Викторовна, учитель технологии

Диплом II степени

 во 2 возрастной группе

11

Технологическая   Прикладное творчество  

Трощенко Даниил Андреевич

Накладная филигрань.

5 В

Ракитянский Владимир Иванович

Призер в номинации «За увлеченность»

12

Технологическая   Прикладное творчество  

Игнатов Илья Владимирович

Роспись разделочной доски

6 Б

Ракитянский Владимир Иванович

Диплом III степени

 во 2 возрастной группе

13

Математика, физика и ИКТ   

1.Тололина Анжела

2.Глушкова Дарья

«Фототропизм растений»

5 В

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии,физики, ОБЖ

Призер в номинации  «Юный исследователь»

14

Математика, физика и ИКТ   

1.Анисифорова Дарья

2. Шевырев Антон

«Омагниченная вода – источник здоровья?

5 В

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии,физики, ОБЖ

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

15

Математика, физика и ИКТ   

Храмченков Сергей

Решение проблемы парковки с помощью ПервоРобота NXT

6 А

Алымова Н.В., учитель информатики и ИКТ Советкина О.Н., учитель информатики и ИКТ

Диплом III степени

 во 2 возрастной группе

16

Естественнонаучная секция  Химическая лаборатория  

Гачечиладзе София

«Желудок в пробирке»

5 Б

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом I степени

 во 2  возрастной группе

17

Естественнонаучная секция  Химическая лаборатория  

1.Лопатеева Диана

2. Разгуляева Кристина

«Фермент в живом организме»

6 А

6 Б

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом II степени

 во 2 возрастной группе

18

Естественнонаучная секция Экология растений  

1.Шевченко Татьяна

2. Комаров Артем

«Преобразование запасных веществ в набухших и проросших семенах»

6 А

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом II степени

 во 2 возрастной группе

19

Естественнонаучная секция Экология растений  

1. Храмченков Сергей

2. Перегудова Татьяна

«Интенсивность дыхания прорастающих семян»

6 А

6 Б

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом III степени

 во 2 возрастной группе

20

Естественнонаучная секция Экология растений  

Бекарева Алина

Подарок к празднику - гиацинт -

6 А

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Призер в номинации «За увлеченность»

21

Естественнонаучная секция Экология растений  

1.Корабельников Кирилл

2. Мациевич Владислав

Зависимость жизнедеятельности проростка от количества питательных веществ и глубины заделки семян

6 А

Шевцова Светлана Тихоновна, учитель биологии; Шевырева Ольга Дмитриевна, учитель химии, физики, ОБЖ

Диплом I степени

 во 2 возрастной группе

Проведение конференции освещал школьный пресс-центр (телевидение),  в составе которой в основном работали учащиеся 5-6-х классов. Результатом этой работы стала оперативная презентация о ходе конференции, которая демонстрировалась в режиме on-line в день проведения конференции,  а так же выпущен видеоролик.


  1. Технологии, методы и приемы развития УУД в образовательном учреждении и система оценки их формирования; изменения в подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.

Над проблемой формирования УУД работают все учителя школы. Для эффективного развития  универсальных учебных действий используются следующие современные педагогические технологии:

  1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа концепции государственных стандартов второго поколения
  2. Информационные   технологии (все учителя)
  3. Коммуникативные: технология развития критического мышления, технология «Дебаты», «метод  кейсов»  (учителя истории, обществознания:  Луценко Н.В, Музыкантова Т.В)
  4. Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира):
  • проблемно-диалоговое обучение (учителя русского языка и литературы Романова М.В, Ивченко В.А, Рыбасова Т.В.
  • модульное обучение (учителя математики:Олейникова З.В., Ковалева  А.И.
  1. Технология, основанная на реализации проектной деятельности:  
  • технология проектного обучения (учителя истории, биологии, химии, физики, иностранных языков, начальных классов, технологии)
  • технология мастерских (уч.  русского языка и литературы Васильева Г.Т.
  1. Технология интегративного обучения (учителя истории, химии, географии, биологии: Музыкантова Т.В., Лопатина С.А., Шевырева О.Д., Шевцова С.Т., Тарасенко И.В., Петрова В.И.

 

Мы пришли к выводу, что ФГОС требует использования не элементов отдельных технологий, а мастерского владения перечисленными выше технологиями, поэтому для овладения передовыми технологиями работы по ФГОС в школе ведется постоянная работа.

Проведены педагогические советы:

  • «Организация мониторинга достижений учащимися 5 классов предметных, метапредметных и личностных целей образования»
  • «Использование созданных в школе материально-технических условий для введения ФГОС НОО и ООО»
  •  «Обобщение  опыта использования педагогических технологий, соответствующих задачам введения ФГОС НОО и ООО»
  • «Внедряем технологии ФГОС. Проблемно-диалогическое обучение: теория, технология, применение»  в форме Практикума по отработке этапа постановки проблемы: мастер-классы с последующим анализом провели в 4 группах  Терпугова Л.Н.,  Лопатина С.А., Шевырева О.Д., Полосенко Н.И. 

Для осознания учителями важности ответственного отношения к введению новых образовательных стандартов, своего профессионального долга, своей роли и для изучения образовательных потребностей учителя с целью оказания методической помощи среди учителей проводится следующая анкета:

1

моя личная цель в процессе перехода к преподаванию по ФГОС ООО

2

моя профессиональная позиция

3

основное содержание моей работы по самообразованию

4

изменения в подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

5

ожидаемые мной результаты

6

достоинства этой работы

7

трудности

8

помощь, которая мне необходима

Качественно изменилась подготовка учителей к урокам.

При подготовке к уроку каждый учитель обязательно продумывает следующие моменты:

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? В чем специфика урока (необычность).

2. Какие  личностные   особенности учащихся были учтены при планировании урока.

3. Каково целеполагание урока как результата (предметного, метапредметного, личностного); какие задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) решались на нем для достижения трех видов результатов. Как учтены в цели и задачах личностные особенности учащихся.

4.  Будет ли выбранная структура (содержание) урока была рациональна для решения этих задач.

6. На каких понятиях, идеях, фактах будет сделан акцент и почему. Какие компетентности учащихся будут формироваться в результате их освоения. Как будет осуществляться контроль за сформированностью УУД.

7. В чем психолого-педагогическая ценность и оправданность использования приемов, методов, технологий, которые были выбраны для эффективного решения цели и задач урока.

8. Запасные методические ходы на случай непредвиденных ситуаций.

9. Инновации в уроке.

10. Роль учителя на уроке.

  1. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных)

Главной целью нового образовательного стандарта является формирование всесторонне развитой личности, поэтому система внутришкольного мониторинга образовательных достижений должна охватывать весь спектр направлений развития ребенка, отражать личностные, предметные и метапредметные результаты.

Для мониторинга предметных достижений ребенка каждый учитель по своему предмету ведет диагностическую карту, где отражаются результаты усвоения учебных тем на том или ином уровне.

Анализу, и при необходимости коррекции деятельности учителя, подлежит следующая статистическая информация:

1. Индикаторы, определяющие уровень обретенных образовательных компетенций  (по самостоятельности деятельности):

  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), имеющих общее представление об изучаемом предмете.
  • Доля учащихся от общего количества учащихся, способных работать в избранном направлении только под чьим-либо руководством.
  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных работать самостоятельно в рамках усвоенных алгоритмов.
  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), способных самостоятельно осуществлять перенос ЗУН по предмету  в иные сферы деятельности.

2. Индикаторы, определяющие уровень обретенных образовательных компетенций (по сложности выполняемых заданий):

  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), выполняющих задания на узнавание, воспроизведение изученного мате риала по памяти и т. д.
  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих проводить анализ, сравнение, синтез и т. д
  • . Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих аргументировать, выводить следствие, находить причинно- следственные связи, делать вывод.
  • Доля учащихся от общего количества учащихся в школе (классе), умеющих не только аргументировать, выводить следствие, находить причинно-следственные связи, делать вывод, но и пояснять (рефлексировать) письменно или устно, как результат был достигнут.

Составляющими системы внутришкольного мониторинга сформированности метапредметных результатов являются  следующие материалы:

  1. стартовой диагностики;
  2. текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
  3. промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
  4. текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
  5. защиты итогового индивидуального проекта.

Для мониторинга личностных достижений каждый ученик ведет свое личное портфолио, а классный руководитель заполняет сводную таблицу достижений предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся.


Учет учебных достижений ведет классный руководитель. Он заполняет сводные таблицы. По результам мониторинга  строятся графики динамики успеваемости. Это выглядит так:

Сводная ведомость успеваемости (средний балл 5а класса за 2012-2013 учебный год)

На графике наглядно видна динамка успеваемости каждого ученика. Отрадно отметить, что при переходе из начальной в основную школу успеваемость многих учащихся, благодаря введению ФГОС, осталась на прежднем уровне, а у некоторых учащихся выросла.

Карта занятости учащихся во внеурочной деятельности

№ п/п

Фамилия, имя уч-ся/название формы деятельности

в рамках школы

в рамках сетевого взаимодействия

Наследники Петра I

 

Объединение

«Искрята»

«Привычки и -здоровье»

«Мир в  объективе»

«Занимательная информатика»

«Следопыт»

«За страницами учебника математики»

«Весёлая география»

«Я – исследователь»

Пресс-центр «По-разному и обо всём»

Лёгкая атлетика

Русская лапта

Футбол

Ритмика

«Элегия»

Кружок вышивки

Тестопластика

Изостудия

ДШИ, художеств.

отделение

ДШИ, музыкал.

отделение

«Регги», КДЦ «Заброденский»

Секция бокса,

шк.-интернат

Настольный теннис,

ДЮСШ

Тхэквандо, Заводская СОШ

1

Бекарева Алёна

2

1

1

1

1

1

1

2

2

Гвоздевский А

1

2

1

1

1

2

2

3

Горобцов А

1

2

1

1

1

4

4

Громак И

2

1

2

1

2

2

5

Доставалов В

1

2

1

1

1

2

2

6

Кабакова Д

2

1

1

1

1

2

2

7

Калошина Е

2

6

2

3

8

Колесникова Л

2

1

1

1

2

1

2

9

Комаров Артём

1

2

1

2

4

10

Корабельников

2

6

4

3

11

Лопатеева Д

2

1

6

1

12

Ломишвили Я

2

1

1

1

1

2

2

13

Мациевич В

1

2

1

1

1

1

3

14

Москальцова О

2

1

1

1

2

1

2

15

Никогосян И

2

1

1

2

2

2

16

Орлов Виталий

1

2

1

2

2

3

17

Самофалов Д

2

1

1

1

2

3

18

Селиванов Д

1

2

1

1

1

2

3

19

Собацкая И

2

1

1

2

1

3

20

Сухочев Д

2

1

1

2

4

21

Трибунский А

2

1

1

2

4

22

Храмченков С

1

2

1

3

4

23

Шабанов А

2

2

10

24

Шевченко Т

2

1

1

1

1

2

2

Сводная карта мониторинга выглядит следующим образом:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Бекарева  Алена

 Гвоздевский  Андрей

Громак  Игорь

Достовалов  Вадим

Кабакова  Дарина

Калошина  Екатерина

Колесникова  Лилия

Комаров  Артем

Корабельников  Кирилл

Лопатеева   Диана

Ломишвили  Яна

Мациевич Влад

Москальцова  Ольга

Никогосян Изабелла

Орлов Виталий

 Самофалов  Даниил

Селиванов  Данила

Собацкая Ирина

Сухочев Даниил

Трибунский Александр

Храмченков  Сергей

Шабанов  Антон

Шевченко Татьяна

Организация работы с высокомотивированными детьми: участие в интеллектуальных конкурсах

5

5

5

5

Участие в олимпиадах различного уровня

1

3

4

3

4

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

3

4

3

4

1

3

4

4

3

1

3

4

1

3

4

4

Участие в спортивных соревнованиях

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Участие в творческих конкурсах

8

6

11

8

11

6

11

8

6

10

8

6

11

11

8

6

8

11

6

11

11

8

11

8

11

Виды мероприятий: 1. школьная олимпиада по русскому языку; 2. школьная олимпиада по математике; 3. школьная олимпиада по литературе; 4. общероссийская  предметная олимпиада «Олимпус»; 5. школьный конкурс «Ученик года»; 6. конкурсы чтецов; 7. Фотоконкурсы; 8. конкурсы рисунков; 9. конкурсы кроссвордов; 10. школьный конкурс «Мисс пятиклассница»; 11. Бал  Осени

Мониторинг учебных достижений

Входящая диагностика

русский язык

4\5

4/5

3/4

2/2

4/2

3/2

4/3

3/2

2/2

5/5

4/4

3/3

3/2

4/4

2/2

2/2

4/4

3/2

3/3

4/4

3/3

2/2

4/4

3/3

3/3

Диагностика учебных достижений на конец 1 полугодия  Русский язык

5

3

3

3

2

4

4

3

5

4

4

3

5

2

2

4

4

4

4

4

2

4

3

3

Диагностика учебных достижений на конец  2 полугодия  Русский язык

5

4

3

4

3

4

4

4

5

4

4

3

5

3

3

4

4

4

5

4

3

5

4

4

Входящая диагностика

математика

5

3

3

3

3

4

5

5

5

4

3

3

4

4

4

5

5

4

5

4

3

Диагностика учебных достижений на конец 1 полугодия  Математика

4

3

2

3

2

4

5

3

5

3

4

4

5

4

3

4

5

4

2

5

3

3

Диагностика учебных достижений на конец  2 полугодия  Математика

4

3

3

3

3

5

3

4

4

3

3

4

3

2

4

3

4

5

3

2

3

3

Входящая диагностика

Техника чтения

115

80

90

135

70

140

90

80

154

130

120

90

130

80

60

153

119

145

133

100

70

144

120

111

Диагностика учебных достижений на конец  2 полугодия

 Техника чтения

122

92

115

144

92

143

115

100

167

145

138

110

125

101

81

167

122

180

142

113

95

150

156

125

Результаты выполнения комплексной работы на межпредметной  основе (октябрь)

Результаты выполнения комплексной работы на межпредметной  основе (май)

80

73

54

40

44

71

56

44

75

69

64

55

83

35

32

44

48

88

75

61

61

70

32

41

Оценка предметных результатов  (средний бал на конец  4 класса)

4,63

4,25

3,88

3,88

3,56

5

4,38

3,75

5

4,75

4,63

4

5

3,5

3,25

4,75

4,5

4,88

4,88

4,24

4

5

4,5

4,86

Оценка предметных результатов  (средний бал на конец   5 класса)

4,87

4,4

3,87

4,47

3,6

4,8

4,67

4,07

5

4,8

4,73

4,13

4,93

3,4

3,2

4,8

4,6

4,73

4,87

4,53

4,27

5

4,4

4,5

Диагностика познавательного развития обучающихся

проекты:

1. география

2. история

3. технология

4. биология

5. информатика

3

4

5

4

4

5

1

2

4

4

3

4

5

1

2

4

3

2

4

5

4

5

3

4

2

5

1

2

4

3

3

4

4

5

2

4

2

4

5

2

4

5

4

4

2

4

5

2

5

3

4

практические работы -

кормушки, подарки мамам

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

творческие работы -

участие в открытых мероприятиях

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Самоанализ

(смайлики)

Самооценка (по 5-бальной шкале)

5

4

4

4

3

4

4

4

5

5

4

4

5

3

3

4

4

5

4

4

5

5

4

4

4

Мнение родителей по вопросам введения новых стандартов (анкетирование на родительских собраниях)

а) позитивно;

б) нейтрально;

 в) негативно

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

нейтрально

позитивно

нейтрально

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

негативно

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

позитивно

нейтрально

нейтрально

позитивно

нейтрально

нейтрально

позитивно

Программа мониторинга УУД

Оцениваемые УУД

Диагностический инструментарий

Метод оценивания

Кто проводит

класс

Основная позиция

Сопутствующие

Личностные УУД

 

 

 

 

Внутренняя позиция школьника 

 

 

 

 

Уровень адаптации

Самооценка

 

 

Методика «Лесенка»

Индивидуальная диагностика

Психолог

5

Отношение к школьной действительности

Мотивация учебной деятельности

 

Анкета Н.Г. Лускановой

Фронтальный письменный опрос

Психолог

Учитель

5-6

Самооценка

 

 

 

 

Позиция в отношении социальной роли ученика, действия, устанавливающие смысл учения.

 

Методика «Кто Я?»

Фронтальный письменный опрос

Учитель

5,6

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

 

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Учитель

5-6

Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Регулятивные УД

регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик)

Фронтальный письменный опрос

Учитель

6

Действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся

 

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

5-6

Смысл учебной деятельности для школьника

 

Опросник мотивации по Лускановой

Фронтальный письменный опрос

Учитель

Учебные действия нравственно-этической ориентации

 

 

 

 

Выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений

 

Задания на  оценку усвоения нормы взаимопомощи

Индивидуальная беседа

Учитель

Психолог

5-6

Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев

 

Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

Индивидуальная беседа

Учитель

Психолог

5

Действия нравственно-эстетического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм

 

Задания на выявление уровня моральной децентрации

Индивидуальная беседа

Учитель

Психолог

5-6

Действия нравственно-эстетического оценивания

 

Моральная дилемма

Индивидуальная беседа

 Учитель

Психолог

6

Выявление морального содержания действий и поступков

 

Анкета «Оцени поступок» [1,с. 72 ]

Фронтальное анкетирование

Учитель

5-6

Регулятивные УУД

 

 

 

 

Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

 

 

 

 

Умение учится способность к ориентации своей деятельности (планирование, контроль, оценка)

 

По таблицам:

- Уровни сформированности целеполагания - контроля ,

- оценки

Индивидуальный опрос учителя

Диагностику заполняет учитель

5-6

 Регулятивное действие контроля.

Познавательны УУД (общеучебные УД)

Субтест теста Векслера  «Выделение существенных признаков»

Групповая работа (диагностика)

Психолог,

учитель

5-6

Умение принимать и сохранять задачу сохранения образца, планировать, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

Познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Выкладывание узора из кубиков  

Индивидуальная работа (диагностика)

Психолог

5-6

Регулятивное действие контроля

 

Проба на внимание

Фронтальный письменный опрос

Учитель

6

Действие оценки учебной деятельности

 

Графики продвижения по предметам  

Индивидуальная беседа учителя и ученика

Учитель, ученик

5-6

Действие оценки учебной деятельности

 

Графики продвижения по предметам

Самостоятельная фиксация результатов в графиках

 Ученик

(учитель)

5-6

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

 

 

 

 

Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»

Личностные УУД

 

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

(Хороший ученик),

Фронтальный письменный опрос

Учитель

6

Регулятивное действие оценивания  результата учебной деятельности

Личностные УУД

 

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха,

Индивидуальная беседа

 

Учитель

5

Регулятивное действие оценивания  результата учебной деятельности

Личностные УУД

 

Методика выявления характера атрибуции

успеха/неуспеха

Фронтальный письменный опрос

Учитель

6

Познавательные УУД

 

 

 

 

Общеучебные УД

 

 

 

 

Знаково-символические действия – кодирование (замещение).

Регулятивное действие контроля.

Исследование способности к умозаключению

Групповая работа (диагностика)

Психолог

5-6

Моделирование, познавательно-логические, знаково-символические

 

Методика «Нахождение схем к задачам»

Индивидуальная и групповая работа

Учитель

5-6

Логические  универсальные действия

 

 

 

 

Логические  универсальные действия

 

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия

Индивидуальная работа  с ребенком

Учитель

5

Прием решения задач: логические действия

 

Диагностика универсального действия общего приема решения задач

Групповая работа 

Учитель

5-6

 

 

 

 

 

Постановка и решение проблемы

 

 

 

 

Решение проблем творческого и поискового характера

 

Задачи Гилфорда

Групповая диагностика

Психолог

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

Коммуникативные  универсальные действия 

 

«Левая и правая  стороны»

Индивидуальная беседа с ребенком

Психолог, учитель

5

Коммуникативные действия

 

Методика «Кто прав?»

Индивидуальная беседа с ребенком или письменный опрос

Психолог, учитель

5-6

Коммуникативные УД как кооперация

 

 

 

 

Коммуникативные  универсальные действия  (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь)

 

Задание «Рукавички»,

Наблюдение за взаимодействием учащихся, анализ результата

Учитель

5

КУД как условие интериоризации (передача информации другим людям)

 

 

 

 

Коммуникативно-речевые действия

 

Задание «Дорога к дому»

Наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Учитель психолог

5-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не тольк...

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Доклад «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В докладе рарываются аутальные проблемы реализации ФГОС в сельсой начальной шоле...

Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы

Михайлова Татьяна Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии 209  “ Павловская гимназия”, Центрального района  г. Санкт-Петербурга. Внеурочная деятельность обучающихся – условие...

Презентация "Трудности реализации ФГОС в малокомплектной сельской школе"

Презентация показывает не только основные трудности, которые возникают при реализации ФГОС в сельской школе и плюсы малокоплектной школы при оаботе в этом направлении....

РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА «ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ ЭРМИТАЖ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

В статье приводится опыт реализации проекта по прсвещению учащихся  5-8 классов в области искусства...

Реализация ФГОС. Патриотическое воспитание в школе.

Реализация ФГОС. Патриотическое воспитание в школе.Веремчук Наталья Аркадьевна, социальный педагог, медиатр, семейный психолог ГБОУ школы № 411 "Гармония" Петродворцового района г. Санкт-Пет...