Педагогическое эссе "На пути к новой школе"
статья на тему

Гусева Валентина Петровна

конкурсная рвбота учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt_pedagogicheskoe_esse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

      ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ЭССЕ

  «НА ПУТИ К НОВОЙ ШКОЛЕ»

   

 

 Конкурсная работа

 Гусевой Валентины Петровны,

учителя русского языка и литературы

МКОУ Барсовская ООШ

Киржачского района

Владимирской области

п.Барсово

 На пути к новой школе.

                                Каждому отвлеченно понятна потребность в            

                                                       переменах, но в целом люди болезненно    

                                                       реагируют на слишком большие перемены, а  

                                                       это ведет к мятежу.

         

                                                              Р.Грин «48 законов власти и

                                                              обольщения».

      Школа, хотя и существует с очень древних времен, но всегда остается юной, почти  подростком. Всегда в поиске, всегда в сомнениях, взлетах и падениях, в мучительном и беспощадном самоутверждении и всегда в пути, в пути, в пути.

   А так хочется, чтобы Школа была не провинившимся, загнанным в тупик подростком, а ее Величеством Королевой, перед которой  бы уважительно склоняли головы все вокруг: седовласые мудрецы, ибо благодаря ей они стали мудрецами;  любознательные первоклашки, так как именно Школа стала им родным домом, милой страной детства; старшеклассники, ибо Школа дала им крылья для жизни, стала другом; родители детей, потому что Школа стала им опорой, мудрым советчиком; общественность и все прочие-прочие, так как все родом из детства, «все вышли из школы»..Чтобы ни в каких средствах массовой информации никто не посмел посягнуть на ее Величие. Чтобы режиссеры создавали честные, проникновенные, искренние фильмы о школе. И чтобы эти фильмы были добрыми, желанными, интересными, любимыми, востребованными, обсуждаемыми, и такой же величественной сделали Школу. Чтобы художники писали портреты лучших учителей и вывешивали их на самые почетные места в городе. Чтобы добрые песни о школе были на слуху.  

     Родители в школьной анкете на вопрос « Школа, в которую я хочу отправить своих детей (внуков) должна быть…» отвечают в основном с потребительской точки зрения: два-три  иностранных языка, бассейн, спортзал со всевозможными тренажерами; школой с добрыми , ласковыми учителями, влюбленными в детей и свою профессию; школу без отметок, с  выбором предметов и т.д., и т.п. О такой школе мечтают не только родители и их дети, а и учителя, все работники школы.  Каких только пожеланий не слышала страдалица, часто, к сожалению,  банальная бессеребренница Школа за свою многовековую историю. Только ленивый не терзал ее ранимую душу, не требовал от нее чего-то иного, иногда просто невозможного, иногда даже абсурдного.. И опять через столько веков Школа оказалась на распутье. Школа на пути к новому образованию. Каким оно будет, зависит от  старушки школы. Опять обсуждают, обсуждают буквально все: учебные планы (зачастую не очень понимая сам предмет обсуждения), образовательные программы  (чего только в интернете и других средствах массовой  информации не прочитаешь на эту тему), режим школы и расписание, учителей, руководителей школы, директора. Можно было бы порадоваться, ведь это здорово, что  Школа пользуется таким вниманием. Но вот обговаривают, по сути, не вникая в глубь проблемы, обсуждают лениво, высокомерно, небрежно, а то и зло, иронично, почему-то недовольно.

   Ни одна школа не может обойтись без директора. Более бессмысленно- героической  фигуры, чем директор школы, не найти. Он постоянно находится между двумя противоположностями: системой образования и непосредственным процессом образования, между родителями и педагогическим коллективом, между группировками в педагогическом коллективе, между учениками и учителями. Балансируя практически между небом и землей, порой закрывая собой амбразуру, удерживая любыми способами сундук Пандоры, в поисках выхода из разнообразных, порою тупиковых ситуаций, чтобы не только выжить, выстоять, удержаться, но и быть на волне, руководитель совершает героические поступки. Сейчас, пока школа на распутье, директор как никто другой ощущает это мучительное состояние «пути». Что-то должно измениться, должно быть лучше. Пусть критикуют, злятся, наговаривают. Это от беспомощности. Думаю, не просто думаю, надеюсь, верую – Школа найдет свою истинно правильную дорогу, и каждый руководитель займет свое место и будет свободным в своих действиях и решениях.

    Находясь в пути, школе очень трудно найти взаимопонимание, взаимоуважение, с родителями, добиваясь уважения и родительской любви. В школу часто администрацией. учителями приглашаются родители для душещипательных бесед ради положительного воздействия на детей. В результате получаем обратную реакцию. Родители, в лучшем случае, покивают, «посоглашаются» , пообещают, а желанного результата нет. Во время прохождения трудной дороги  к новому образованию, нужно научиться учителям самим добиваться положительного результата. Тяжелую ношу «классического» вызывания родителей в школу в новую жизнь нельзя нести. Жаловаться родителям, которые в свое время тоже не хотели учиться, -  это все равно, что рыжего упрекать, что ребенок у него конопатенький, слишком солнечный. А подлая  змея Злоба остается у них в душе. Эта Злоба пробралась туда еще в детстве за невыплаканные, возможно, смешные, без оснований, детские обиды. И сейчас гложет их души, напоминая былые дни. Поэтому, став родителями, они априори школу не любят, неосознанно передавая свою нелюбовь детям. О, вспоминать бы нам, служителям благородной Королеве просвещения, вспоминать вовремя и применить бы правильно проверенную веками мудрость: не жалуйтесь слабому на другого слабого – он слаб, чтобы вам помочь. Жалуясь слабому на другого слабого, вы становитесь слабее слабых.  Сила учителя не в возможности наказать, а в возможности простить. Мудрость веков должна нам помогать удержаться на плаву, принимать мудрые решения.

   На пути к новой школе нужно правильно определить приоритеты школьных предметов. Любой старшеклассник, не задумываясь, на первое место поставит предметы физико-математического цикла, затем гуманитарные дисциплины, дальше – естественные и только в конце отведет место для предметов художественно-эстетического цикла. Потом, окончив учебное заведение, планируя собственную  жизнь, этот же бывший ученик на первое место поставит Любовь, Красоту, достаток. Но таких учебных дисциплин нет. Значит, нужно что-нибудь предпринять, чтобы научить ребенка любить людей, любить жизнь, ценить красоту, понимать всю глубину и многообразие человеческой жизни. Это гораздо важнее, доказано самой жизнью, чем любые правила грамматики и мудреные теоремы. Как внедрить в школьную жизнь Любовь? Во-первых, нужно поменять местами приоритеты с точностью наоборот: на первый план вынести предметы художественно-эстетического цикла, затем гуманитарные дисциплины, потом естественные науки и т.д., не умаляя при этом значимости ни одного учебного предмета, не унижая ни одну школьную дисциплину. Во-вторых, литература, музыка, вообще искусство могут творить чудеса с человеческими душами, что тоже доказано жизнью.  Но здесь одна общеобразовательная школа бессильна без помощи семьи, школы искусства, общественности, без помощи телевидения , книг и т.д. Во время пути к новой жизни нужно приобрести крепких единомышленников-друзей. Школе нужна помощь. Сейчас, в отличие от прежних добрых времен, Школа не является единственным источником информации, единственным храмом знаний.

   Должен ли измениться Ученик? Пускай он остается задорным, даже задиристым, смелым, пускай его глаза излучают искорки непослушания и даже лукавства, пускай он будет не совсем понятливым, упрямым. Школа сделает чудо преображения гадкого утенка в прекрасного лебедя. Но пусть он останется таким же искренним, непосредственным, наивным, милым и нетерпеливым. Но… как за последние годы занемогла культура Ученика, как засорилась,  чудовищно исказилась его речь, перекосились многие понятия о жизненных ценностях. Иногда Ученик забывает о милосердии, доброте, чести. Кстати, о чести. Это благородное слово забыто. Ученики стали жестокими. От этих негативов хотелось бы в пути освободиться. Причина  отрицательных явлений не в самом ребенке, а, как всем понятно, в родителях, в больном обществе. Вот они издержки пресловутых 90-х. Как победить эту страшную горгону? Поможет ли духовность? Вводят новый обязательный предмет для воспитания нравственности «основы мировых религий и светской этики». На пути к новому образованию, думаю, новая учебная дисциплина поможет выстоять, поможет воспитывать детские души толерантными, добрыми.  Ведь Русь всегда сильна была единым духом. Это не новое воспитание, а давно забытое старое. Вот что школа должна не растерять в пути, а вновь приобрести утраченное.

   Мы на пути к новой школе… Это заманчиво, это интересно, это придает новые силы, возрождает былые мечты, заставляет мысленно пройти путь «старой» школы. « Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство…» (Б.Окуджава) .    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя физкультуры Новой школы

                                                  ...

Эссе на тему: "Новой школе - современный учитель"

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют-2013"...

Эссе на тему "Новой школе - Новый учитель".

Работа расскрывает сущность работы учителя в соответствии с образовательной инициативой "Наша Новая школа".....

Эссе "Я учитель новой школы"

Сочинение-размышление на конкурс Педагогический дебют-2014...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

эссе на тему: "Новой школе - современный учитель"

эссе к конспекту открытого урока...

Эссе на тему: "Новой школе - современный учитель"

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя,который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,ни к ученикам: Если учитель соединяет в себе любовьк дел...