Формирование УУД в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
статья по теме

Кильченко Елена Станиславовна

Материал подготовлен для выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_pedsovet.rar908.27 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\school\C41-07 копия.jpg 


Формирование универсальных учебных действий в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении педагогических приемов для формирования УУД.

Задачи: 

  • Раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия».
  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности.
  • Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД.
  • Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

01.09.2011г. современное образование в России приступило к переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Первооткрывателями в этом направлении стали, конечно же, коллеги из начальной школы, которые сегодня поделятся с нами своими первыми результатами. В преддверии  их выступления,  я максимально кратко  расскажу о тех самых универсальных учебных действиях (УУД), формирование которых вскоре предстоит освоить каждому педагогу средней школы.

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием  Закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Статья 11  «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты».

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС  включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Каждому человеку для полноценного существования в  цивилизованном обществе нужны определённые умения. Для современного ученика - это универсальные учебные действия (УУД). Что же такое  универсальные учебные действия? В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию. Ребенку необходимо уметь учиться. В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показала действительность, ученики окончившие школу с золотой медалью зачастую не достигали в дальнейшем карьерных высот, так как не смогли на практике успешно применить свои знания.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные  действия  (УУД) подразделяются на 4 группы:

  • регулятивные -  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание;   планирование;  прогнозирование;  контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
  • личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • познавательные -  включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 Основные технологии формирования УУД:

  • Технология развивающего обучения;
  • Проектная технология;
  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Проблемно-поисковая технология;
  • Деятельностная технология.

Внедрение ФГОС второго поколения –  новый этап в развитии  образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Поэтому, актуальны слова  руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения по физике

Презентация: Ознакомление  с основными положениями ФГОС второго поколения по физике...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Преподавание физики в условиях федерального государственного образовательного стандарта второго поколении

Ключенвая цель метоличесокй работы:повышение эффективности  образовательног процесса  через применение совеременных подходов к организации образовательной деятельности , непрерывное совершен...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...