Школа, как воспитательная система, на пути к компетентностному подходу в образовании
статья на тему

Губарева Ольга Алексеевна

Аннотация

Методологической основой  нашей деятельности является идея системного подхода. Воспитание (как и любой другой процесс, деятельность) успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Наиболее адекватным средством  в этом смысле является  воспитательная система. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Школа, как воспитательная система, на пути к компетентностному подходу в образовании»

Елизарова Анна Геннадиевна, директор МБОУ г. Астрахани «СОШ№26».

Губарева Ольга Алексеевна, МБОУ г. Астрахани «СОШ№26»,  зам. директора по УВР, Астраханская область

Аннотация

Методологической основой  нашей деятельности является идея системного подхода. Воспитание (как и любой другой процесс, деятельность) успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Наиболее адекватным средством  в этом смысле является  воспитательная система.

         

Изменения, происходящие в обществе в последнее   десятилетия, стремительны и кардинальны. XXI  столетие практически во всех сферах  жизнедеятельности индивидуума  и общества выдвигает   новые, ранее  неизвестные  задачи. Это ставит перед человеком, а значит  и перед  образованием – сферой, которая готовит  его к жизни, новые  требования, но в то же время  создает  для образования  новые возможности.

        М.М. Поташник пишет: «Каждый руководитель желает, чтобы его школа имела свои преимущества, чтобы  она давала хорошее образование, была  любима и уважаема детьми,  по достоинству  оценена их родителями, чтобы её выпускники был  конкурентоспособными на рынке труда». Это действительно так. В поиске направлений  совершенствования  массового общеобразовательного учреждения значительная роль, на наш взгляд, принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей  возможности  всех учащихся, ориентированной на удовлетворение  их  разнообразных  познавательных  потребностей и интересов, обеспечивающей  условия  для  их   жизненного  самоопределения   и самореализации.

        Время поставило перед школой такую важную задачу как формирование у всех детей не только  и не столько  академических знаний, а, прежде всего, способности  трудиться, жить, адаптироваться в динамично развивающемся, постоянно меняющемся мире.

        Однако в целом современная школа мало продвинулась в решении данной задачи. Выпускники школы  хорошо информированы в области специальных знаний, более или менее хорошо владеют  специальными умениями   и навыками, но, чаще  всего, большинство из них не владеет  самым главным умением – умением жить  в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации. Возникает   противоречие между школьным образованием  и требованиями, которые  предъявляет выпускнику  жизнь.

        Что же  происходит? Почему,  проведя 10-11 лет в школе,  выпускник не овладевает самым главным умением? Как помочь ребенку овладеть  этим умением?

        В концепции  модернизации российского образования  определено, что общеобразовательная школа должна  формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Первостепенный приоритет в образовании  отдается воспитанию, которое  должно стать органической составляющей  педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

        Организация воспитательного процесса и особенно той его части, которую  называют  воспитательной работой примерно с 30-х годов XX столетия складывалась стихийно по всем его компонентам – целеполаганию, содержанию,  формам и методам  работы. В период «перестройки» воспитание рассматривали как процесс, сопровождающий учение, предпринимались попытки растворить  его  в учебной деятельности, вытеснить из школы  или вообще не вспоминать о нем. Сегодня воспитание «возвращается» в школу. В Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о воспитании  как первостепенном приоритете в образовании. В  докладе министра образования РФ В.М. Филиппова на итоговой коллегии Министерства образования в 2002 году изложены  основные  принципы развития и обновления образования, среди которых важнейшими являются:
         - системность  образования;
         - фундаментальность образования;
        - ключевая роль воспитания на основе общечеловеческих  ценностей.

        Обновление нормативно-правовой базы по вопросам воспитания связано также с изданием письма  Министерства образования РФ  «О повышении воспитательного потенциала  образовательного процесса в образовательном учреждении» и ФГОС РФ, определившего минимальный объем  социальных услуг по воспитанию  в образовательных учреждениях общего  образования.  

        Появление   данных документов свидетельствует об активной государственной поддержке развития  воспитания в системе образования России.

        Воспитание- это одна из основных категорий педагогики, но тем не менее,  общепринятого определения воспитания  нет. Воспитание можно понимать как общественное явление (в широком социальном смысле, включая воздействие  общества на человека в целом), как деятельность, как воздействие  и взаимодействие  и т.д.

        Говоря о первостепенном приоритете воспитания в образовании, мы будем рассматривать воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Леймец, Л.И. Новикова, В.А. Караковский). Хочется обратить внимание на то,  что мы стремимся управлять не личностью, а процессом её  развития.

        Методологической основой  нашей деятельности является идея системного подхода. Воспитание (как и любой другой процесс, деятельность) успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Наиболее адекватным средством  в этом смысле является  воспитательная система.

        Воспитательный процесс представляется воспитательной системой при  наличии целей воспитания, средств их реализации и измерителей, позволяющих оценивать эффективность системы.

        В научной литературе  имеется немало определений понятия «воспитательная  система» (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Е.Н. Барышникова, Е.Н. Степанов  и т.д.). Если взять за основу, что главное предназначение воспитательной системы заключается в педагогическом обеспечении и содействии  развитию личности ребенка, то наиболее  полно, на наш взгляд, сущностная характеристика  данного сложного явления выделена в определении  Е.Н. Степанова: «Воспитательная система»- это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие  и интеграция которых  обуславливает наличие у учреждения  образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности  обучающегося»

        Общая  способность  содействовать  развитию личности ребенка представляется  как целое, складывающееся  из отдельных способностей, таких как:
        - способность диагностировать развитие личности обучающегося и коллектива;
        - способность выдвигать и обосновывать цель воспитания;
        -   способность  организовывать жизнедеятельность сообщества детей и взрослых;
        - способность интегрировать усилия субъектов воспитательного процесса;
        - способность создавать в образовательном учреждении развивающую среду;
        -способность осуществлять научно  обоснованный проблемно-ориентированный анализ сложившейся ситуации и полученных результатов.

        Воспитательная  система  школы  имеет сложную структуру, компоненты которой скреплены  системными связями. Наиболее важными нам представляются  следующие пять компонентов:
        1. Индивидуально-групповой.

         2. Ценностно-ориентационный.

         3. Функционально-деятельностный.

         4. Пространственно- временной.

         5. Диагностико-аналитический.

        Индивидуально-групповой компонент представляет собой  сообщество  детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы (обучающиеся, педагоги, родители и т.п.)
        Основными элементами
ценностно-ориентационного компонента являются  ценности  общества детей и взрослых, цели и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности  школьного сообщества, принципы и ключевые идеи построения  воспитательной системы.

        Системообразующим  элементом воспитательной системы  является цель воспитания. При определении целевого ориентира в школе использовалась методика проектирования образа выпускника. В проектировании принимали участие педагоги, сами учащиеся и их родители.

        Проектирование образа выпускника школы прошло ряд этапов: от выявления   предпочтительных качеств личности  ребенка (идеал современного молодого человека) к интегрированным  характеристикам, раскрывающим отношения  человека  к природе, обществу, знаниям, культуре, труду, самому себе и от них к компетентностному подходу, позволяющему сформировать  у обучающихся способности осуществлять  сложные культуросообразные виды действий, то  есть ключевые компетенции.  

        Осознание   желаемого результата позволило нам определить цель воспитательной системы школы  как создание условий для овладения учащимися школы ключевыми  компетентностями в  самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой сферах.

        Понятие компетентности объединяет в себе когнитивную, операционно-технологическую, мотивационную,  этическую, социальную, поведенческую составляющую. Оно включает результаты обучения (знания, умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д. Ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны и многомерны.

        Реализация компетентностного    подхода, зависящая  от  всей в целом образовательной среды, позволит, на наш взгляд, выйти на достижение спроектированного результата (образ выпускника Приложение1): личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, способную к самоизменению, самостроительству, самовоспитанию,  самоопределению, самореализации в динамично развивающемся постоянно меняющемся мире.  

        Функционально-деятельностный и пространственно-временной компоненты  включают содержание, формы, методы, приемы организации совместной  деятельности  субъектов образовательного процесса (воспитания и обучения), внутренние  и внешние связи и отношения в обществе детей  и взрослых, эмоционально-психологическую, духовно-нравственную  и предметно-материальную среду (в том числе такую нематериальную субстанцию  как «дух школы»), этапы становления и развития  воспитательной системы.  

        Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных  компонентов системы объясняется тем, что отсутствие  достоверной, подвергаемой тщательному анализу информации о развитии личности  ребенка может поставить под сомнение целесообразность  всей сложной и трудоемкой  воспитательной деятельности.  

        Определение эффективности  воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных  педагогических проблем. Нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения  результативности  воспитательной системы.

        Главным  отсроченным показателем качества  воспитательной системы является личность гражданина во всем многообразии её проявлений, от общественной активности до профессиональной компетентности. Чтобы учитывать показатель, необходима система отслеживания судьбы выпускника на протяжении достаточно длительного времени.

        И все-таки для характеристики воспитательного процесса как системы с высоким уровнем целостности, сочетающей в себе процессы нормативного функционирования с постоянны м обновлением (развитие) всех компонентов  нам кажется целесообразным использовать четыре группы критериев:

  1. Критерии факта. Они, в основном, дают нам количественные показатели (усвоение обучающимися образовательной  программы; участие обучающихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях; отток обучающихся  в другие учебные  заведения  и т.д.).
  2. Критерии качества. Они дают представление о глубине  и прочности происходящих в ребенке процессов, то есть отражают  самоактуализированность личности выпускника (сформированность ОУУН, креативность личности, уровень воспитанности  и т.д.).
  3. Критерии отношения. По ним можно судить о мотивах поведения и действия, о выборе, которых осуществляет человек (мотивация, самооценка, способность к рефлексии, удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательном учреждении, психологический и организационный климат  и т.д.).
  4. Критерии времени. Они показывают устойчивость во времени знаний, умений, навыков, привычек, черт характера, повторяемость проявлений личности.

Данные критерии и показатели обуславливают комплекс приемов и методик, в составе которых входят традиционные методы (наблюдение, анкетирование, тестирование и т.д.) и современные  методики психолого-педагогической  диагностики.

Воспитательная  система есть развивающееся явление: она создается, совершенствуется, обновляется. Развитие системы – процесс управляемый. На наш взгляд, воспитательная  система проходит в своем развитии такие  стадии, как: 1) этап становления;  2)этап стабильного развития;  3)этап обновления и перестройки  системы.

На каждом этапе становления и развития системы  управленческая деятельность строится в соответствии с функциями управления.










        Функциональные звенья управления могут выступать как относительно самостоятельные  виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Управление   развитием    воспитательной   системы – это  внесение субъектом управления   качественных   изменений   в   структурные   компоненты   системы (индивидуально - групповой, ценностно -  ориентационный, функционально-диагностический,   пространственно - временной,  диагностико -  аналитический) при достижении оптимума в их развитии.
        Качественное  управление обеспечивает оптимальное  функционирование  и развитие воспитательной системы  и перевод её на новый, качественно более высокий уровень.
        Таким образом, признавая тот факт, что в современном мире более, чем в какие-либо исторические эпохи, единственным постоянным фактором являются  перемены, мы должны осознать, что общество, как и отдельный человек, в наше время может быть стабильно и успешно, только находясь в постоянных изменениях, а значит, в динамичном развитии.
        В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения  должна  стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной (познавательной), гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой,  культурно-досуговой сферах.

Переход школы на компетентностный подход –необратимое  требование времени. Практически во всех развитых странах произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей. Речь не может идти о быстром, сиюминутном переходе. Сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный  опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Компетентностный подход не является  совершенно новым для Российской школы. Ориентация на освоение умений, обобщенных способов  деятельности была ведущий в работах таких отечественных педагогов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. Данный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на  социальную активность).
        В Стратегии модернизации предусматривается среднесрочная (3-5 лет) перспектива перехода, связанная с проведением необходимых исследований и разработок, ставятся ближайшие и более отдаленные задачи, требующие  решения.
        Одним из направлений становления компетентностного подхода, на наш взгляд, является формирование представлений о современной школе как воспитательной системе, имеющей огромные возможности  для освоения обучающимися педагогически адаптированного социального опыта человечества.

Использование мощного потенциала воспитания (воспитательной системы) обеспечит его реальную приоритетность не только в законе, но и на деле, в практической   деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение воспитательной системы "Школы опережающего образования"

Этот материал был представлен на региональный этап Всероссийского конкурса участников образовательных учреждений "Воспитать человека"-2012 в номинации "заместитель директора по воспитательной работе"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система МУДО "Центр дополнительного образования для детей" Октябрьского района города Саратова

Для педагога показателями успешности его работы могут служить сложившиеся гуманные отношения учащихся с окружающим социумом, которые можно характеризовать при помощи четырех последовательно выстроенны...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...