Обобщение опыта "Взаимодействие школы с семьёй и воспитание личности ребенка"
материал на тему

Фомина Галина Владимировна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя математики

МБОУ «ООШ №13» Фоминой Г.В.

на заседании МО классных руководителей школы.

Взаимодействие школы с семьей в воспитании личности ребенка.

              В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преодолеть отчуждение родителей от школы, найти эффективные формы взаимоотношений - основная задача 1 этапа построения системы взаимодействия семьи и школы в воспитании личности ребенка.

           Традиционные формы работы с семьей, по-прежнему, остаются на вооружении школы: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные), совместные вечера отдыха.

           Школа  несла и несет просветительскую функцию. Оказать помощь и защиту детям взрослые смогут, владея необходимыми валеологическими, психологическими, педагогическими знаниями. Разработана тематика всеобуча родителей с учетом ориентации на актуальные, значимые проблемы,  особенности контингента детей и родителей, проживающих на территории микрорайона, возрастных потребностей и запросов. Но наряду с организацией родительского всеобуча, оформлением стендов и уголков для родителей важно активнее использовать возможности СМИ для психолого-педагогического просвещения родителей, освещения проблем воспитания и обучения детей.

С учетом значительного расслоения современного общества необходим сбор данных о семье, составление характеристик семей обучающихся с тем, чтобы:

-с большой степенью вероятности предположить образовательные потребности и ожидания родителей от школы, их запросы, возможные формы взаимодействия;

-сформировать банк данных о детях, воспитывающихся в неблагополучных семьях и нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

На этом этапе целесообразно использование таких интерактивных форм работы, как анкетирование, диагностика.

Анкета заставляет самих родителей задуматься об отношении к ребенку («Знаете ли вы друзей ваших детей? Бывают ли они у вас дома?»),  завязать диалог («Как ребенок относится к школе?»), показать заинтересованность школы  в каждом ребенке («На какие особенности вашего ребенка следует обратить особое внимание?») и помогают педагогу выявить просчеты в семейном воспитании, определить возможные формы взаимодействия с семьей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями -Дней здоровья, праздников первого и последнего звонка, дня рождения школы, фольклорных праздников, семейных спортивных и интеллектуальных состязаний, творческих конкурсов. При этом особо важно эмоциональное включение родителей в процесс подготовки и проведения этих мероприятий. Результатом должно стать позитивное отношение со стороны родителей к школе.

Включение детей и их семей в совместную практико-ориентированную общественно-полезную значимую деятельность – следующий шаг взаимодействия семьи и школы.

 Формы совместной деятельности детей и родителей:

- благотворительные акции «Посылка солдату», «Подарок ребенку-инвалиду», «Помощь ветерану»;

  • ремонт и благоустройство кабинетов, территории школы и микрорайона;
  • участие в ролевой игре «Голосуем вместе!».

         Выявление, использование, пропаганда позитивного опыта семейного воспитания:

Выпуск семейных газет: «Мой папа- солдат», «Профессия моих родителей».

Выставки совместных творческих работ «Увлечения нашей семьи»

Семейные праздники «Дочки-матери», «Маменькин сынок».

Активное участие в городском конкурсе «Семья года»,

в городском конкурсе творческих работ, посвященном «Дню матери»

Участие в областном конкурсе творческих работ «Семейный альбом»

В целом, одним из важнейших направлений воспитательной работы является тема «Я и моя семья. Права ребенка в семье»

Основное содержание данного направления - подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены и др. Исходное положение: семья – главный фактор воспитания  семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

Качественно новым этапом взаимодействия семьи и школы должно стать  участие семей в учебно-воспитательном процессе, через развитие родительских общественных объединений, привлечение родителей к участию в управлении школой.

 Реальное участие в управлении школой - сравнительно новая, но отвечающая требованиям времени и Закона «Об образовании» государственно-общественная форма работы с семьей. При этом важно не только создать условия для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ, через создание попечительского совета, совета школы, общешкольного родительского комитета, участия этих органов в решении жизненно важных вопросов - от досуга школьников в период каникул и качества питания до уровня перегрузки школьников.

 Демократизация управления школой проходит путь становления. Не всегда еще педагоги готовы к тому, чтобы поделиться своей властью с учащимися и родителями. Не менее важна психологическая подготовка учащихся и родителей к тому, чтобы они были готовы взять в свои руки часть властных полномочий в школе, ведь это приводит к тому, что необходимо принять на себя и дополнительные обязанности. Постепенно приобретаются в ходе совместной деятельности необходимые организаторские умения и навыки.

«Школа как открытая социально-педагогическая система»- вот девиз работы нашего учреждения с родителями учащихся.  

Школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию. Работа с родителями направлена  на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, выработку единых требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии. Ведущая роль в этой работе отводится социальному педагогу, классным руководителям.

Конечная цель организации взаимодействия семьи и школы - единый воспитательный коллектив включающий в себя педагогов, детей, родителей, персонал и друзей школы. Наличие же в учреждении единого воспитательного коллектива является значимым показателем эффективности функционирования воспитательной системы учреждения и определяет такое понятие, как «дух школы».

На наш взгляд, создание единого воспитательного коллектива – это задача первостепенная, так как воспитательная работа вырабатывает общую цель как для  учащихся, так для педагогов и родителей, ощущение сопричастности к единому, сплоченному коллективу, способствуют закреплению коллективных отношений.

Поскольку наше общеобразовательное учреждение находится на окраине города,  то  первостепенная задача школы состоит в том,  чтобы как можно шире сделать воспитательное пространство учреждения. Это необходимо для развития и самореализации ребенка, создание комфортной для него обстановки.

Среди ближайших задач:

  • создание психолого-педагогического центра поддержки ребенка на базе школы;
  • создание и развитие культурно-спортивного центра для жителей микрорайона с использованием материально-технического и кадрового потенциала школы.

Наверное, наступило время, когда родителям, учащимся и учителям необходимо подумать, как следует строить новую систему взаимодействия, чтобы способствовать развитию друг друга. В этом диалоге нуждаются все стороны. Родители и педагоги могут выступать по отношению друг к другу партнерами, но для этого необходимы, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, а с другой - разграничение сферы компетентности и ответственности. Пока еще не выработаны четкие регуляторы и механизмы взаимодействия родителей и школы, не ясны многие аспекты образовательной деятельности родителей на базе школы, но уже очевидна необходимость обеспечения цивилизованного взаимодействия, правовой гарантированности строящихся отношений. Если педагоги смогут, то согласованное воспитательное воздействие на ребенка будет иметь удесятеренную силу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...

Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.

Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...

Семья и школа.Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка.

    В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, им...

Психологическая роль семьи в воспитании личности ребенка.

Влияет ли семья на поведение ребенка? Что такое "стиль воспитания" и какова его роль в формировании личности ребенка? На эти и другие вопросы ответит данный материал....

Родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Да, много интересных семейных традиций было в России. Взят...