Развитие творческих способностей учащихся в условиях школьного образования
материал на тему

Староверова Светлана Владимировна

Одной из целей образовательного процесса  нашей « новой –     красной» школы является развитие творческих способностей школьников. Педагогическими основами в ее достижении являются:

           -внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения;

           - привлечение интеллектуального потенциала лучших учителей, ибо воспитать творческую  личность может только педагог-творец, постоянно работающий над собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_asoshno1.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

1  слайд

  Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. …Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Национальная образовательная инициатива

«Наша новая школа»

                                               

Развитие творческих способностей учащихся

в условиях школьного образования.

(из опыта работы МОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»)

                 

                Одной из целей образовательного процесса  нашей « новой –     красной» школы является развитие творческих способностей школьников. Педагогическими основами в ее достижении являются:

           -внедрение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения;

           - привлечение интеллектуального потенциала лучших учителей, ибо воспитать творческую  личность может только педагог-творец, постоянно работающий над собой.

       Педагоги школы активно повышают свой профессиональный уровень через курсовую подготовку и  участие в конкурсах профессионального мастерства. За прошедший учебный год  курсовую подготовку прошли 14 учителей,

      Слайд 2

       в конкурсах различных уровней приняли участие 5 педагогов: 37% от общей численности педагогического состава.

-Степшина Марина Александровна, учитель химии - конкурс лучших    учителей Нижегородской области в рамках ПНПО;

- Зубрий Татьяна Валентиновна, учитель технологии - второе место в финале областного педагогического фестиваля, руководитель мастер – класса для педагогов «Технология изготовления панно в лоскутной технике»;

- Ермохина Ольга Валентиновна - первое место в районном конкурсе профессионального мастерства «Я – школьный библиотекарь»;

- Макурина Марина Николаевна - участница регионального этапа Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений  «Воспитать человека»;

- Алексеевцева Валентина Сергеевна - участница Всероссийского конкурса работ в области педагогики работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя». 

- Зубрий Татьяна Валентиновна, старшая вожатая – второе место в районном этапе конкурса «Вожатый года».

 Система постоянного повышения квалификации педагогов, их самоконтроля и самосовершенствования находит прямое отражение в методической работе.  Темы самообразования учителей органически связаны с общешкольной методической темой: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика».

Слайд 3.

 В течение 2009-2010 учебного года было дано 8 открытых уроков по методической теме школы и темам самообразования, относящихся к  активным формам  урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся : ролевые игры, уроки-конкурсы, -викторины, -спектакли, -конференции, -пресс-конференции, -диспуты, -экскурсии или заочное путешествие, уроки - смотр знаний, разработка и защита проектов.

  Одним из важных критериев творческой работы педагогов школы является то, что выпускники 11-х классов имеют высокий (59%)процент  качества успеваемости  по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ.  Последние 3 года более 80% выпускников поступают в Вузы страны. В 2010 году все 39 из 42 выпускников школы поступили в Высшие учебные заведения в т.ч. г. Москвы, Санкт-Петербурга, что является несомненно хорошим показателем качества творческой работы учителей.

Управление процессом развития творческих способностей обучающихся осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной образовательной деятельности.

Слайд 4.

  Учителя успешно руководят коллективной и индивидуальной  научно-исследовательской работой обучающихся.

Об этом  говорят результаты участия наших юных ученых в областных конференциях, конкурсах, олимпиадах под умелым руководством  таких педагогов как Стёпшина М.А., Хабарова М.Н., Ялышева Г.Е..

Слайд 5.

 Третий год учащиеся побеждают в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь».

На протяжении последних четырёх лет организаторы областной конференции «Под знаком Пушкина» отмечают высокую подготовленность наших участников.

Слайд 6.

На районных олимпиадах учащиеся Ардатовской средней школы  в 2009-2010 учебном году заняли 43 призовых места из  107 (40%). Двое победителей  участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

На муниципальном (районном) этапе по количеству  победителей школа заняла

первое место.  

     

 Слайд 7.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся получают через  кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся  к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.

  Выбор направленностей дополнительного образования детей обусловлен, прежде всего, их интересами, наличием подготовленных кадров и материальной базой. В школе работает 21 детское творческое объединение по приоритетным направлениям.  Работа в детских объединениях строится  по программам, составленным педагогами на основе авторских.

Слайд 8.  

   Задачи работы детских объединений служат достижению целей, поставленных школьной программой воспитательной работы «Шаг в будущее», охватывают как образовательную, так и воспитательную сторону образовательного процесса. Руководители объединений тщательно продумывают содержание программ, используют формы и материалы, повышающие интерес к изучению того или иного рода деятельности, умело сочетают изучение теоретических вопросов с практикой. Творческие объединения регулярно участвуют в тематических концертах, конкурсах, выставках районного и областного уровней. Только в 2009-2010 учебном году 50 учащихся стали победителями различных районных конкурсов:

Слайд 9.

Внеклассная  работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители. Своим опытом работы с родителями школа делилась на районном заседании методического объединения классных руководителей в феврале 2010г.

Слайд 10.

В этом году семья Карпушовых стала победителем областного этапа соревнований «Папа, мама, я – дружная спортивная семья».

Слайд11.

 Семьи Молчановых, Салтыковых, Волковых – участники школьного конкурса «Неразлучные друзья», семья Пурюшиных- 3 место в районном конкурсе «Новогодний серпантин».

   Широкие возможности для развития детского творчества даёт детское самоуправление. В нашей    школе оно осуществляется через  Совет старшеклассников «Спектр». Его задачи:  развитие самостоятельности учащихся, подготовка к самореализации в жизни; развитие организаторских навыков; обеспечение широкого выбора форм внеурочной деятельности; обеспечение возможности реализовать свои склонности, таланты.  Совет старшеклассников работает по семи направлениям, которые курируют учителя-консультанты:

1.Учебно – познавательное направление – отв.  Ласанкина Н.А.

2.Нравственно – правовое направление –   отв. Полянцева О.В.

3.Патриотическое направление –                 отв. Сахарова С.Н.

4.Художественно – эстетическое

   направление  -                                              отв .Шешотова Е.В.

5.Физкультурно – оздоровительное

   направление  –                                            отв. Борисов С.А

6.Экологическое направление–                   отв. Староверова С.В.

7.Трудовое направление –                           отв. Зубрий Т.В.

  Каждое направление работает согласно плану работы, ведёт системную  оценку классных коллективов по своему направлению для определения общего рейтинга класса по итогам полугодий, оценивает работу каждого члена Совета старшеклассников.

В  состав  Совета старшеклассников  входят 17  представителей 9-11 классов.   Дети - организаторы многих школьных дел: сбор макулатуры, концерт, посвящённый Дню учителя, областной конкурс социальной рекламы «Новое пространство России» - 1место,  школьные вечера, форум старшеклассников, торжественное вручение паспортов «Завещано тебе», акция «Здоровое поколение России», КТД посвящённый юбилею А.П. Чехова.

Слайд 12.

В этом учебном году обучающаяся нашей школы стала победителем районного этапа конкурса «Новое поколение XXI века».

Совет старшеклассников «Спектр» является действенным органом ученического самоуправления, предоставляющим реальную возможность учащимся реализовать свои права и творческие возможности.

Таким образом, коллектив  общеобразовательного учреждения реализует задачу создания творческой атмосферы на основе:

- актуализации изучаемого материала, его направленности на цели, осознаваемые учеником как полезные для него лично;

- создания системы индивидуальной и кружковой работы учащихся

- участия в научной работе и техническом творчестве;

- работы с одаренными детьми;

- компьютеризации обучения.

Наш коллектив не успокаивается на достигнутом. В перспективе работы по данному направлению у нас:

Слайд 13.

-совершенствование условий для проявления творческой активности учащихся (проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, диспутов, творческих отчетов, выпуск литературных альманахов, сборников работ, выпуск лицейских предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов, проведение «Недели науки и творчества»).

-Создание банка творческих дел и находок.

-Разработка совместно с учащимися программ клубов по интересам,  кружков, студий, творческих объединений; привлечение школьников и выпускников к созданию авторских программ учебных курсов и переработке действующих в соответствии с интересами, склонностями детей.

-Создание системы работы с родителями по привлечению их творческих способностей для решения проблем совершенствования УВР с детьми

- Создание системы научно-методического обеспечения работы учителя по развитию творческих способностей учащихся.

 

        Будем и в дальнейшем помнить, что «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие»,

что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся. Функции в школьном курсе

Статья по развитию творческих способностей по УМК А. Г. Мордковича. Презентация" Функции в школьном курсе"...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)

Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...

Развитие творческих способностей учащихся как условие формирования социально адаптируемой личности

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления.  Так  как  развитие...

Развитие творческих способностей учащихся как условие успешной социализации личности

Статья представляет собой описание опыта работы с учениками обычной общеобразовательной школы  по развитию творческих способностей, воспитанию интереса к поэзии, к творчеству, содержит описание о...

Развитие творческих способностей учащихся в условиях олимпиадного движения

Объектом данной работы является процесс подготовки гимназистов к предметной олимпиаде по физике, направленный на выявление и развитие творческих способностей учащихся, а, значит, повышение интер...