Совершенствование содержания, организационных форм и методов воспитания через использования ИКТ
материал на тему

Староверова Светлана Владимировна

Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д., а также ценности нового времени – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость; с другой стороны – развитием инновационных процессов в педагогической практике. Поэтому необхо­димо переосмысливать предыдущий педагогический опыт и в то же время находить в существующей реальности новые ресурсы, которые мы можем использовать в системе воспитания.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_konferentsii_asosh_no1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ «АРДАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»)

Е.В.Шешотова, С.В. Староверова

Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности – государственность, патриотизм, коллективизм, религия, милосердие и т.д., а также ценности нового времени – инициативность, социальная мобильность, предприимчивость; с другой стороны – развитием инновационных процессов в педагогической практике. Поэтому необходимо переосмысливать предыдущий педагогический опыт и в то же время находить в существующей реальности новые ресурсы, которые мы можем использовать в системе воспитания.  

   Для достижения целей воспитательной работы, которые мы определяем через  понятие «модель  выпускника»:

       Обратите внимание на Слайд 2

  • активная жизненная позиция;
  • созидательная ценностная направленность;
  • стремление к личностному росту  (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;
  • творческое отношение к действительности.

 школа реализует воспитательную программу «Шаг в будущее» и   подпрограммы к ней:

 - педагогического сопровождения семейного воспитания «Семья»,

 -  летнего отдыха и занятости детей «Пятая четверть »,  

 - здоровьесбережения обучающихся «Маяк»,

 - профилактики девиантного поведения  учащихся «Мы вместе»,  

 - патриотического воспитания  «Патриот».

Как обеспечить  эффективность воспитательного процесса? Творческие группы педагогов, решая проблему "Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы», пришли к выводу, что основным фактором, обеспечивающим  эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся в событийную жизнь. С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Второй ресурс — повышение компьютерной грамотности педагогов.

   Школа активно пользуется этими ресурсами.  Одна из первых  получила современный компьютерный класс (11 рабочих мест), программное обеспечение к нему, мультимедийный проектор, в последствии подключение к  Интернету, более 10 лет в системе дополнительного образования работает кружок «Компьютерра».

Каким же образом  можно использовать информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе? Традиционно компьютер используется как:

Слайд 3

  • Компьютер как средство поиска информации
  • Компьютер как средство обработки информации
  • Компьютер как средство хранения информации
  • Компьютер как средство обеспечения наглядности
  • Компьютер как средство коммуникации

  Слайд 4.

1. Компьютер как средство поиска информации:

  • Интернет ресурсы
  • Электронные справочники и энциклопедии
  • Базы данных
  • Фонотеки
  • Видеотеки

Главное грамотное использование Интернет ресурсов, электронных справочников и энциклопедий позволяют школе быть в числе лидеров по количественным  и качественным показателям участия в районных творческих конкурсах и проектах.

На экране вы видите данные успехов этого года:

Слайд 5

Конкурс

Участники

Уровень

Результат

Знаешь ли ты Горького?

Хабарова М.Н.

Районный

областной

2 место

Благодар.

«Моя семья в истории страны»

Козина В.Н.

районный

3 место

«Хочу всё знать»

Сидорова Т.Н.

Районный

областной

1 место

2 место

Конкурс методик реализации программ

«Разговор о правильном питании»

Егорькова А.В.

Шувалова О.А.

районный

3 место

Конкурс гуманитарно-экологических

 Проектов «Планета людей»

Староверова С.В.

Районный

областной

1 место

1 место

Конкурс «Овеянные славой наш флаг и герб»

Корокозова О.А.

Районный

областной

1 место

3 место

Конкурс социальных проектов

 «Я – гражданин России»

Шиманова М.А.

Районный

областной

2 место

2 место

Конкурс семейных команд КВН «Семья – театр жизни»

Шешотова Е.В.

Районный

1 место

Конкурс компьютерных проектов «Комп. Ас»

Силаева Е.В.

районный

2 место

Конкурс учебных проектов в образовательной области технология»

Зубрий Т.В.

всероссийский

5 место

Конкурс сочинений «Нижегородский кремль»

Хабарова М.Н.

районный

1 место

Ялышева Г.Е.

районный

1,2 место

Конкурс программ по организации совместного

отдыха и занятости детей и родителей

Шешотова Е.В.

областной

2 место

Собранная  силами школьников и педагогов при помощи компьютерной техники видеотека и фонотека дала толчок развитию КВН-ого движения, движения волонтеров. Педагогический коллектив работает над внедрением коллективно-творческой деятельности как системообразующей в воспитательном процессе.

2. Компьютер как средство обработки информации: можно применять с  целью:

Слайд 6

  • Создание базы данных на учащихся
  • Учёт индивидуальных достижений учащихся
  • Обработка анкет
  • Преобразование информации (преобразование видео-, аудио- и фотоматериалов и т.п.)

Упростился процесс мониторинга эффективности воспитательной деятельности. Классные руководители активнее стали участвовать в  конкурсах профессионального мастерства, делится опытом своей работы, размещая свои работы в журналах и интернетсайтах. Например, разработка часа общения Стёпшиной Мариной Александровной была опубликована в методическом журнале «Химия в школе», час общения Алексеевцевой Валентиной Сергеевной размещён на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Макурина Марина Николаевна имеет свой собственный сайт.

         3. Компьютер как средство обеспечения наглядности: 

             Слайд 7

  • Сайты
  • Презентации
  • Издательская деятельность
  • Экспресс-материалы для стендов
  • Моделирование ситуаций
  • Игровые программы

В связи с патриотическим воспитанием школьников мы используем новые направления работы школьного музея.

      Только за последний год в школе были созданы фильмы и презентации: «Школьный музей», «История родной школы», «Мой Ардатов», «История государства Российского», «Великая Отечественная война» и др. Не случайно именно нашей школе было поручено проведение вечера памяти у вечного огня 8 мая.

4. Компьютер как средство хранения информации:

      Слайд 8

  • Фотоальбомы в электронном виде
  • Сборники творческих работ учащихся
  • Видеоархив
  • Сайт

Покупка цифрового фотоаппарата  и видеокамеры дала нам возможность создать свой фото и видеоархив. Наличие  архивов является большим подспорьем для нас при создании творческих отчётов, видеорядов к праздничным и юбилейным датам, выпускным вечерам. Так летом 2007 года  творческий отчёт нашей трудовой бригады «ООН» (Отряд особого назначения) занял первое место в районе и стал призёром  областного конкурса.

5. Компьютер как средство коммуникации:

   Слайд 9

  • Электронная почта
  • Форумы

      Возможности компьютера как средства коммуникации были задействованы детским общественным объединением «Радужная страна». Освоена технология социального проектирования. Социальный проект «Вспомним героев» занял 2 место на региональном этапе Всероссийского конкурса «Я гражданин России». Школьники собрали( в том числе и с помощью Интернетпочты) огромное количество информации о выпускнике школы Викторе Щепалине, обработали её, сформировав диск с презентацией, музыкой, буклетами и уроком мужества.

 Мы широко используем компьютер при подготовке и проведении педагогических советов, заседаний МО, родительских собраний, районного конкурса "Учитель года.

 Мы охотно делимся опытом использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе с коллегами. На базе нашей школы проведены два районных семинара по данной проблеме, на которых рассматривались теоретические аспекты применения ИКТ в учебно-воспитательной работе, демонстрировались мероприятия с применением мультимедийных презентаций.  

     Необходимость использования компьютерных технологий в  воспитании очевидна и неоспорима. Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от чёткого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель — ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

В условиях современного общества проблема воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной.В представленной работе  теоретически обоснованы и приведены практические примеры ...

Статья «Совершенствование форм и методов воспитания школьников»

Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, ин...