Педагогический совет «Ученическое самоуправление в современной школе»
методическая разработка на тему

Курищева Ирина Михайловна

Педагогический совет актуальной тематики для современной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Дата проведения: 24.03.2015г.

Название педсовета: «Ученическое самоуправление в современной школе».

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Цель педсовета:

  • поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений;
  • обсуждение актуальных школьных проблем демократизации школы, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта;
  • вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

План проведения педсовета:

  1. Вступительное слово директора школы.

  1. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России», презентация «Типичные ошибки и затруднения УС».

  1. «Ученическое самоуправление в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»»», Курищева И.М., зам. директора по ВР.

  1. Практическая работа в микрогруппах.

  1. Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета.

На экране презентация «Ученическое самоуправление», участникам педагогического совета предлагается вспомнить основные понятия заявленной темы.

Основные понятия

Общественная жизнь школы - Деятельность различных детских организаций в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Сотрудничество - Отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

Демократизация школы - Специальная деятельность, поиск, гуманистических, демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения подростков.

Самоуправление - Совместная, самостоятельная жизнедеятельность школьников, обеспечивающая динамику демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения подростков

Задания для работы в микрогруппах

 

(отражены на слайдах презентации и распечатаны для каждой группы).

МИКРОГРУППА № 1.

Вы коллектив архитекторов

Задание: Представим самоуправление как дом из 12 кирпичей:

  1. Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
  2. Предварительно заполните чистые кирпичи и определите им место по Вашему усмотрению.
  3. На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
  4. Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Выберите:

  1. Ведущего, который будет вести обсуждение;
  2. Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;
  3. Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича, и затем защитить свой проект.

Время на строительство 15 мин., защита 2-5 мин.

Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2.

Проблема:

Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Прочтите функционал органов классного самоуправления; что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем?
  2. Проанализируйте программу «Лидер», вынесите конкретные дополнения, чему следует учить актив в первую очередь.
  3. А что, если для эмоциональной оценки жизни школы использовать выпуск ежемесячных газет? Выскажите свои предложения.

Защита Ваших предложений до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!

МИКРОГРУППА № 3.

Проблема:

Школьные традиции хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?)

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Внимательно прочтите предложенные программы, положения конкурсов, зачитайте фрагменты всему педсовету (внесите свои конкретные предложения по участию школы в этих акциях).
  2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, или как их видоизменить?
  3. Какие конкретные акции должна включить программа «Я и мой младший друг»? (Помощь старшеклассников обучающимся 1-4 классов).

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных заранее записанных предложений – ответов на пункты 1-3.

Желаем удачи и конструктивной работы!

МИКРОГРУППА № 4.

Проблема:

Какова роль классного руководителя в организации и функционировании ученического самоуправления? Какие Вы видите противоречия в своих действиях и классного коллектива, снижающие эффективность ученического самоуправления?

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

  1. Внимательно прочтите функциональные обязанности классного руководителя, при защите зачитайте фрагменты всему педсовету, если считаете это необходимым.
  2. Проявляются ли, на Ваш взгляд, на практике негативные тенденции в деятельности ученического самоуправления (в формировании органов самоуправления и их функционировании, в стиле взаимоотношений с коллективом класса, с каждым обучающимся)? Если да, то какие?
  3. Должны ли органы ученического самоуправления выполнять функцию защиты прав и интересов обучающихся? Если да, то какие и в какой форме?

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных заранее записанных предложений – ответов на пункты 1-3.

Успехов Вам в конструктивной работе!

Решение педсовета:

  1. Рассмотреть на заседании  Методического совета классных руководителей вопросы функциональных обязанностей органов самоуправления.

Срок: май.

  1. Рекомендовать Совету обучающихся «Импульс» включить в план работы  школы, детских объединений акции, предложенные участниками педсовета.

Срок: сентябрь 2015г.

  1. Рассмотреть план обучения актива и утвердить  на заседании Совета  обучающихся «Импульс».    

Срок: май.

«Ученическое самоуправление

 в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

(выступление Курищевой И.М., зам. директора по ВР)

Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи» ( «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).

Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

         Детские общественные организации МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»  д/о «Солнышко» (2 – 4-е классы) отряд вожатых  «Радуга» (5 – 7-е классы), Совет обучающихся «Импульс» (5 – 11-е классы)  функционируют в школе на протяжении многих лет.  

          Детская организация является своеобразным мостиком, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребёнка. Она помогает адаптироваться и самореализоваться в окружающем мире. В школе 16 лет действуют детская организация «Солнышко», в которой задействовано около 250 учеников 2-4 классов, отряд  вожатых «Радуга»; отряд «Юный пожарный». Юные помощники полиции «Стражи» приняли участие в социальных акциях «Береги себя для жизни», «Первая против курения» и «СПИД – чума 21 века». Хочется отметить содержательную подготовку «лучиков» к проведению сборов детской организации «Солнышко».

Система ученического самоуправления позволила учащимся ощутить себя организаторами своей жизни в школе. Во всех 5-11 классах есть выбранные органы классного самоуправления. В следующем учебном году необходимо активизировать работу органом ученического самоуправления на уровне классных коллективов.

Работа детских организаций направлена на сплочение детских коллективов, организацию полезного досуга школьников.

Члены Совета обучающихся «Импульс» являются связующим звеном между ученическим и педагогическими коллективами.

Каждый год в классах осуществляются выборы в органы детского самоуправления. 2 раза в месяц проходят заседания Совета обучающихся «Импульс», где ребята высказывают свое мнение, делятся впечатлениями о проведенных мероприятиях, вносят свои предложения в план общешкольных мероприятий, конкурсов и акций. Материал о проведённых мероприятиях публикуется в школьной газете «Импульс».

Детские органы самоуправления 5-11 классов так же привлекаются к исполнению контроля за посещаемостью учебных занятий, организации бесплатного питания. Для стимулирования интереса к участию в общешкольных мероприятиях, воспитания чувства ответственности у обучающихся каждую  четверть заполняется рейтинговая карта участия классных коллективов в мероприятиях. Ребята в течение года могут отслеживать свои победы и, если есть возможность, подтянуть свои показатели. Уже третий  год в школе проводится конкурс «Звёздный класс».

           Ежегодно проводится 9 традиционных общешкольных мероприятий: «День рождения школы» (сентябрь), «Посвящение в десятиклассники» (октябрь), «Посвящение в вожатые» (октябрь), «Поезд здоровья» (ноябрь), «Горжусь профессиями родителей» (декабрь - январь), «Декада наук» (февраль), «Ученик года», «Звездная мама» (март), фестиваль детского и юношеского творчества «Пангодинские звёздочки» (апрель). В них задействованы 100% обучающихся школы.

Благодаря большому количеству разнообразных общешкольных мероприятий, ребята проявляли свою самостоятельность, приобретали навыки позитивного общения, организаторской деятельности, совместной творческой работы.

Вместе с тем в работе детских творческих объединений есть и слабые места и проблемы. Не все обучающиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, не у всех находится дело по интересу. Не стабильно работает актив Совета обучающихся «Импульс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

Доклад к педсовету "Самоуправление в современной школе."

Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организацииЦели ученического самоуправления - воспитание гражданина с в...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя образовательного учреждения современной школы

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится...

Выступление на педагогическом совете «Актуальные направления развития современной школы и их реализация»

                 Выступление на педагогическом совете  «Актуальные направления развития современной школы  и  их реализация&raq...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...

Самоуправление в современной школе

В статье рассмотрены проблемы развития школьного самоуправления, сложности эффективного функционирования школьного самоуправления. Школьное самоуправление на примере конкретной школы....