Опыт работы по теме "Формирование здоровья и здорового образа жизни у учащихся"
материал на тему

Емелева Наталья Николаевна

В статье представлен опыт работы школы по формированию здоровья и здорового образа жизни у учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у учащихся.

Емелева Наталья Николаевна,

заместитель директора по УВР,

учитель ОБЖ и биологии

 МБОУ «СОШ № 20» города Кирова.

Не секрет, что здоровье детей школьного возраста с каждым годом становится хуже. Все меньше приходит в первый класс учащихся с первой группой здоровья, а уж сколько выпускается из школы здоровых юношей и девушек даже говорить стыдно. Поэтому одним из направлений работы нашей школы стало такое направление, как «Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся». Реализация данного направления продолжается уже в течение почти 10 лет. Еще в 2006 году совместно с Вятским государственным гуманитарным университетом и Медицинской академией города Кирова была разработана единая «Комплексная программа по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни на основе преемственности здравотворческой деятельности д/с – школа», а также программа с Медицинской академией города Кирова «Здоровое питание». Данные программы успешно реализованы, опыт представлен на муниципальном и региональном уровнях. В чем же заключается работа по данному направлению? Об этом и постараюсь рассказать в данной статье.

  1. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Учебный процесс в школе организован по триместрам,  т.к. преимущества триместровой системы для здоровьесбережения очевидны. Она позволяет:

  • Задать последовательное чередование труда и отдыха (пять недель  учимся, неделю отдыхаем, и т.д.), что предотвращает переутомление  учащихся.
  • Увеличить число каникул до шести  без ущерба для учебного процесса.
  • Сократить количество итоговых аттестаций  до трёх, что уменьшает стрессовые ситуации    учащихся во время аттестации и позволяет учителю более объективно выставить годовые отметки.

Кроме того, учащиеся 1-8 классов работают  в режиме 5-дневной учебной недели, что  положительно влияет на здоровье детей. Учащиеся 9-11 классов учатся 6 дней в неделю, это обусловлено невозможностью выполнить учебный план старшеклассников за 5 учебных дней в неделю.

При составлении расписания уроков, по возможности, учитываются физиологические особенности и работоспособность  учащихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы, а также балл трудности того или иного предмета. Предметы, требующие большого умственного и нервно-психического напряжения   чередуются с уроками физкультуры,  музыки,  изобразительного  искусства.

Кроме того, в расписании чётко регламентируется время индивидуально-групповых занятий, кружков и секций.

 Учебный план дополнительного образования достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы уже несколько лет работают спортивные секции:

  • Баскетбол
  • Волейбол
  • Легкая атлетика
  • Лыжная
  • Плавание
  • Стрелковый кружок.

Занятия в этих спортивных  объединениях позволяют педагогам школы в полной мере реализовывать технологии оздоровления детей методом кинезотерапии (оздоровление детей посредством различных движений).

Система дополнительного образования в школе позволяет также осуществлять оздоровление учащихся посредством эстетотерапии и арттерапии на занятиях в творческих объединениях учащихся:

  • «Вокального и хорового пения»
  • «изостудия «Радуга»,
  • «Театральное творчество»

  1. Использование физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на физическое развитие учащихся.

Учебным планом школы предусмотрено 3 урока физической культуры для всех учащихся школы. Такие условия позволяют учащимся увеличить двигательную активность, а, следовательно, и улучшить мозговое кровообращение, активизировать психические процессы, улучшить функциональное состояние центральной нервной системы, повысить умственную работоспособность. Кроме этого в учебном процессе помимо  «больших»  форм занятий (уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях и в бассейне),   активно используются  и  «малые» формы занятий.

Виды движений

Время(мин.)

Ответственный

Гимнастика до уроков

5-7

Учитель

Физкультминутки на уроках

1-2

Учитель, дежурный ученик

Гимнастика для глаз

1-2

Учитель

Комплекс упражнений на мышечную релаксацию

1-2

Учитель

Комплекс упражнений по формированию правильной осанки

2-3

Учитель

Динамические перемены

15-20

Учитель физкультуры

Урок физкультуры

35-40

Учитель физкультуры

Занятия в спортивных секциях

2-3 раза в неделю

Учитель физкультуры

Занятия в бассейне

1-3  раза в неделю

Инструктор по плаванию

Прогулка с подвижными играми в ГПД

60

Воспитатель ГПД

Третий час физической культуры, занятия в спортивных секциях и бассейне, «малые» формы занятий, которые введены в структуру учебного дня, позволяют не только поддерживать работоспособность учащихся на высоком уровне, но и сохранять, укреплять здоровье школьников.

  1. Мониторинг здоровья школьников.

С  первых дней поступления ребёнка в школу заместители директора по УВР, классный руководитель, логопед, психологи, социальный педагог проводят диагностику уровня физического, психического и социального здоровья учащихся. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы:

  • логопедическое и психологическое тестирование;
  • анкетирование родителей;
  • знакомство с материалами медицинской карты;
  • ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями.

Вот некоторые результаты исследований, проведённых в 2014-2015 учебном году.

Таблица 1. Занятость в спортивных кружках и секциях.

Количество обучающихся  1-11 классов

Из них занимается  физической культурой и спортом

Процент занятости в спортивных кружках и секциях от общего количества обучающихся

1309

673 (УДО + школьные)

51%

Из таблицы видно, что процент детей занимающихся физической культурой и спортом достаточно высокий. Это достигается за счёт того, что в школе есть плавательный бассейн, в котором занимается большое количество детей, что опять же положительно сказывается на состоянии здоровья школьников.  

Ниже приведена сравнительная таблица заболеваемости учащихся за последние 4 года.

Таблица 2.Заболеваемость школьников.

№ п/п

Наименование заболевания

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Всего учащихся

1188

100

1237

100

1283

100

1299

100

2

Сколиоз и нарушение осанки

80

6,7

171

13,8

145

11,3

161

12,3

3

Миопия

112

9,4

294

23,7

255

19,8

219

16,8

4

Заболевания сердечно-сосудистой системы

39

3,2

56

4,5

70

5,4

66

5

5

Заболевания органов дыхания

18

1,5

30

2,4

35

2,7

34

2,6

6

Заболевания мочеполовой системы

13

1,1

64

5,1

64

4,9

47

3,6

7

Заболевания желудочно-кишечного тракта

36

3,0

86

6,9

112

8,7

99

7,6

8

Заболевания нервной системы

17

1,4

124

10

102

7,9

91

7

9

Нарушения эндокринной системы

28

2,4

115

9,2

139

10,8

125

9,6

10

Тубинфицированность

47

4,0

362

29,2

459

35,7

430

33,1

Таким образом, из таблицы видно, что увеличивается количество учащихся, имеющих диагноз сколиоз и нарушение осанки.

В таблице 3 приведена информация по группам здоровья детей в сравнении за последние 4 года.

Таблица 3. Группы здоровья.

Категория

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего учащихся

1185

100

1237

100

1283

100

1299

100

1 группа здоровья

451

38

302

24,4

300

23,3

319

24,5

2 группа здоровья

630

53,2

805

65

801

62,4

811

62,4

3 группа здоровья

103

8,7

130

10,5

182

14,1

172

13,2

4 группа здоровья

1

0,08

0

0

0

0

0

0

В 2014-2015 уч.году вновь повысился процент учащихся, имеющих 1 группу здоровья, снизилось количество учащихся, имеющих третью группу здоровья.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся.
  • Игровые технологии

Больше используются учителями начальных классов. Широко используются  в практике нестандартные уроки:

  • Уроки - игры,
  • уроки – соревнования,
  • уроки – конкурсы,
  • уроки-экскурсии и другие.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

  • Технология деятельностного метода. Основополагающими принципами этой технологии являются принцип деятельности, принцип творчества, принцип  психологической комфортности. Реализация данной технологии  осуществляется в начальной школе с 2002 года и приносит свои положительные результаты: исключение стрессовых ситуаций на уроке, возможность выйти за границы учебника и привлекать в качестве текстов тренировочных упражнений занимательный материал, индивидуальный подход в обучении, формирование у учащихся навыков самообразования и самоконтроля, формирование у младших школьников учебно-познавательных мотивов посредством осознания учащимися учебной задачи.
  • Информационные технологии

Использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, обеспечивают не только психологическую разгрузку, но и дают сведения развивающего и воспитывающего плана, а также побуждают к активизации самостоятельной познавательной деятельности. 

  • Комплексное использование личностно-ориентированных технологий, в частности технологий дифференцированного обучения,  позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

  1. Повышение мотивации к ведению ЗОЖ через проектную деятельность, дополнительную информированность учащихся через классные часы.

Формированию культуры здоровья у учащихся всей школы способствуют различные мероприятия. Регулярно проводятся спортивно–оздоровительные мероприятия, например, такие как «Мама, папа, я – спортивная семья»,  Дни Здоровья с выходом на природу, акции «Я выбираю жизнь», и т. п. Педагоги школы личным примером привлекают детей к здоровому образу жизни, участвуя в соревнованиях по волейболу и баскетболу между командами учеников и учителей.

 Учащимися разрабатываются и реализуются проекты на темы ЗОЖ. Проводятся традиционные классные часы на темы ЗОЖ. В 2014-2015 уч.году волонтеры медицинской академии провели ряд кл. часов для учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 11-х классов по следующим темам: «Красота твоего тела», «Правильная обувь залог красивой походки», «Правильное питание», «Психологическая готовность к экзаменам» и др..

  1.  «Здоровое школьное питание».

Питание – неотъемлемая часть здоровья каждого человека.  Благодаря современному оборудованию школьной столовой учащиеся, педагоги, сотрудники школы получают пищу, приготовленную на пару. Установлены современные фильтры для очистки воды. Все это, несомненно, улучшает качество питания. В школьной столовой готовятся диетические блюда, оздоровительные булочки на основе Рекицена, в рацион питания школьников введена йодированная соль, сироп шиповника.  Современная линия раздачи и оборудованный коктейль-бар позволяют практически всем учащимся получать горячее питание.

В этом году в начальной школе возобновилась практика применения кислородных коктейлей, которые способствуют более эффективной транспортировке кислорода к внутренним органам, что так же положительно сказывается на здоровье детей.

Не смотря на проделанную работу школы по данному направлению, есть проблемы, которые педагогический коллектив самостоятельно решить не в силах:

  1. Увеличение количества учащихся, имеющих хронические заболевания.
  2. Низкий процент учащихся, имеющих первую группу здоровья изначально при поступлении в школу.

Уверена, что можно сохранить и даже укрепить здоровье детей школьного возраста и, соответственно, получить здоровое будущее поколение. Но такое возможно только при совместных, целенаправленных усилиях родителей, учителей, администрации школы и, конечно же, чиновников образования. И, как это ни банально звучит, вместе – мы сила, врозь – мы не сможем получить ничего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по пропаганде здорового образа жизни для учащихся 5 - 11 классов "Жить - здорово!"

Мероприятия для учащихся 5 - 11 классов направлено на профилактику вредных привычек среди школьников, а также пропаганду здорового образа жизни...

"Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся СКОУ VIII вида"

Ведущим фактором здоровья учащихся является образ жизни, формировать который могут и призваны образовательные учреждения. Они позволяют решать проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путе...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Выступление на МО учителей физической культуры: «Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся»....

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.

Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будующего....

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся на занятиях по футболу.

Игра в футбол заключают в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают...