Рабочая программа элективного курса "Как научиться писать сочинение?" 9 кл
элективный курс (9 класс) по теме

Серёгина Татьяна Григорьевна

1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekt_kurs_9_kl.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

 На заседании методического объединения школы

Протокол № ____

_______/ ______________

От ____________ 2015г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________ /  Т.Ю.Мясникова

 ________________ 2015г            

   «Утверждаю»

   Директор школы

   ________/ Л.А.Мигла

   _______________ 2015г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Элективный  курс

«КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ?»

(предмет)

для    9  класса

   

Подготовила:

   Учитель русского языка и литературы

МБОУ Таскинская СОШ

    Каратузского района

  Красноярского края

 Серёгина Татьяна Григорьевна

                        

2015-2016 учебный год

Программа элективного курса  

«Как научиться писать сочинение?».

Пояснительная записка

     

Рабочая программа элективного  учебного курса  составлена  на основе программы факультативного курса Т.А. Ладыженской и  Т.А.Зепаловой «Теория и практика сочинений разных жанров» Издательство «Просвещение»,  2008.

Программа курса рассчитана на учащихся девятых классов.

Общий объем элективного учебного предмета составляет 34 учебных часа.  

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.

Развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

•   совершенствовать и редактировать текст;

•   применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;- наглядность;

- систематичность и последовательность;

- прочность полученных знаний;

- активность и сознательность обучения.

 - здоровьесбережение.

                                         

Курс имеет практическую направленность. Для развития связной речи необходимы практика, тренировка; языковое  (речевое) чутье как определенного рода способность развиваться  в деятельности. Данный курс представляет учащимся такую возможность, и ее необходимо использовать для совершенствования их речи.

      Элективный курс должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствует нравственному воспитанию учащихся.

      Работа по данному курсу позволит учащимся лучше подготовиться к написанию сочинения в старших классах.                                                             

     Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного курса учащийся

должен знать:

–технологию построения сочинения;

– виды вступлений и заключений;

– основные жанры сочинений;

– основы анализа поэтического текста;

– основы анализа прозаического текста;

– виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, в содержании) и пути   их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение на заданную тему;

– писать сочинения различных жанров;

– выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

– формулировать свое отношение на основе проведённого анализа;

– предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;

– работать со словарями различных типов.

Краткое содержание программы (по темам)

       Тема и основная мысль сочинения (7 часов)

       Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.

      Тема и жанр сочинения.

   

       Совершенствование написанного (4 часа).

       Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи. Отзыв и рецензия.

      Сочинения разных жанров (23 часа)

      Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности, путевые заметки, портретный очерк.

      Рассуждение проблемного характера. Сравнительная характеристика, ее особенности.

     Статья в газету.

     Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности

Используемая литература.

Словари и справочники

Словарь синонимов и антонимов  русского языка. – М.. 2005.

Быстрова Е.А. Фразеологический словарь русского языка.- М., 2000

Толковый словарь иностранных слов в русском языке.- Смоленск, 2001

 Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1989.

Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 2004.

Крысин Л.П. Учебный словарь иностранных слов. – М., 2009

                                                                 

Литература для учителя

Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова). – М., 1990        .

Трунцева Т.Н. как научиться писать сочинение – описание. – Грамотей, 2008

Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.

Куманова Н.В. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. – Грамотей, 2002

Для учащихся

Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.     Зепалова. – М., 1990        

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Ча

сы

Форма проведения

Образовательный продукт

Дата

1

Введение. Тема и основная мысль сочинения.

1

Лекция с элементами беседы

Творческая работа

Составление конспекта, прослушивание и анализ записи.

Написание мини-сочинения

2

«Маршрут» сочинения. Составление плана.

1

 Исследовательская работа.

Анализ различных тем, составление к ним планов, работа с текстом сочинений на указанные темы

Подготовка плана в соответствии с темой

3

Тема и жанр сочинения.

1

Лекция с элементами беседы

Анализ различных текстов, с целью определения жанра. Написания сочинения по выбранному жанру

4

Заголовок и эпиграф.

1

Исследовательская работа

Подбор заголовков к тексту. Соответствие эпиграфа и темы сочинения

5

Сочинение на основе личных наблюдений.

1

Творческая работа

Сочинение на заданную тему.

6

Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Цитирование.

1

Исследовательская работа

Составление тезисов устного высказывания.

Устное сообщение.

7

Сочинение на литературную тему.

1

Творческая работа

Совершенствование планов к сочинению на литературную тему

8

Репортаж.

Интервью.

1

Лекция с элементами исследования

Творческая работа

Умение отличать репортаж от интервью

Написание сочинения - репортажа

9

О самой эффективной композиции, или что такое жанр эссе.

1

Лекция с элементами беседы.

Знакомство с жанром эссе, его отличительные признаки

10

Сочинение-эссе.

1

Творческая работа

Написание сочинения-эссе

11

Средства языковой выразительности

1

Лекция с элементами анализа

Выявление средств языковой выразительности в текстах и определение их роли

12

Анализ лирического стихотворения.

1

Лабораторная работа.

Работа с теоретическими понятиями, со словарем литературоведческих терминов, анализ стихотворения

13.

Совершенствуем свою речь.

1

Редактирование текстов /практическая работа/.

Знакомство с классификацией речевых ошибок и недочетов, грамматических ошибок. Редактирование текстов.

14

15

Отзыв и рецензия.

Отзыв как разновидность ученического сочинения.

2

Лекция с элементами беседы

Лабораторная работа

Отзывы-заметки дискуссионного характера.

Отзывы о рассказах.

16

17

Описание.

Путевые заметки.

2

Исследовательская работа.

Подготовка альбома «По родному краю»

18

19

Очерк.

Портретный очерк.

2

Исследовательская работа.

Подготовка сборника «Люди, которым хочется подражать».

20

Сочинение – рассуждение и его отличительные особенности

1

Исследовательская работа

Отличительные особенности типа речи - рассуждения

21

Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления

1

Исследовательская работа

Определение различных видов рассуждений

22

Создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление)

1

Лабораторная работа

Работа по написанию текстов различного типа рассуждения

23

24

Рассуждение.

Сравнительная характеристика.

2

Исследовательская работа.

Творческая работе

Знакомство с особенностями сочинения указанного жанра, анализ указанных тем и составление к ним планов

Написание сочинения, предусматривающего сравнительную характеристику

25

26

Рассуждение проблемного характера.

2

Проектная работа

Знакомство с особенностями сочинения указанного жанра,

Сочинение на тему.

27

Статья в газету.

1

Проектная работа

Подготовка статьи на основе прошедшего мероприятия.

28

29

Сочинение-повествование (рассказ)

Рассказ с необычным построением

2

Исследовательская работа.

Творческая работе

Знакомство с особенностями сочинения указанного жанра,

Подготовка сборника «Веселые истории».

30

Совершенствуем свою речь.

1

Редактирование текстов /практическая работа/.

Знакомство с классификацией речевых ошибок и недочетов, грамматических ошибок. Редактирование текстов.

31

32

Учимся анализировать эпизод.

2

Исследовательская работа

Обучение анализу эпизода, определение его роли в идейном строе произведения

33

34

Лучшее сочинение /Проектная работа/

2

Конкурс

Написание сочинений на указанные темы и в соответствующих жанрах

                                                           

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса "Учимся писать эссе"

Программа состоит из пояснительй записки и тематического планирования курса, который реализуется в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Рассчитана на одно полугодие (18 часов)...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...

Программа элективного курса "Учимся писать сочинение"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.Сочинение – один из самых трудных видов деятельности учащ...

Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...

Программа элективного курса "Учись писать грамотно". 6 класс (базовый уровень)

Программа курса разработана для учащихся, испытывающих затруднения в овладении орфографическими нормами...