Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
методическая разработка ( класс) на тему

Сафина Вера Владимировна

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении дополнительного образования. Разработка адресована заместителям директора по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, методистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_mo_klass_ruk.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

с. Алексеевка муниципального района Алексеевский

Самарской области

структурное подразделение

дополнительного образования детей - центр дополнительного образования детей «Развитие»

Методическая разработка

«Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей»

        Разработчик:

Сафина В.В.,

старший методист ЦДОД «Развитие»

                                   

с. Алексеевка

2014

Пояснительная записка

Название работы: Методическая разработка: «Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей».

Аннотация: 

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении дополнительного образования.

Разработка адресована заместителям директора по учебно-воспитательной работе, классным руководителям, методистам.

Время проведения: 1ч. 10 мин.

Форма проведения: обучающий семинар

Сценарий семинара.

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Я рада приветствовать вас здесь на нашем  заседании районного методического объединения «Школа классного руководителя».

Мы с вами знаем, что в работе КР существует много проблем, поэтому для успешной работы МО классных руководителей необходимо, сначала провести диагностику затруднений в этой области. Необходимо определить, на каком уровне находиться классное руководство в  школах нашего района, и какие затруднения испытывают педагоги в своей работе. Для этого было проведено анкетирование среди КР школ района, анализ этих анкет я представляю вашему вниманию.

  1. Анализ анкет КР 

Анкетирование среди классных руководителей было проведено с целью:

 выявить затруднения, с которыми они сталкиваются  во время работы,

какую помощь они хотели бы получить

определиться с тематикой обучающих семинаров.

Было опрошено 51 педагогический работник ОУ Алексеевского района.

Осуществление классного руководства в школе, по мнению опрошенных, должен выполнять:

- освобождённый кл. рук.(воспитатель) – 61%

- учитель-предметник – 43%

- куратор параллели класса – 4%

На второй вопрос, по поводу обращения за помощью при затруднениях в работе кл. рук., единодушно ответили 67% - к другим учителям, 61% - к Интернету, к мет. лит.  – 57 %, к администрации школы – 45%, к методистам – 2%, не обращаюсь за помощью – 1 человек.

Основными источниками знаний о нововведениях в воспитательной работе среди классных руководителей района являются периодические издания, журналы и газеты. Среди них лидирует журнал «Классный руководитель» - 37 %, затем журнал «Начальная школа» - 16 %, Справочник классного руководителя, Воспитание в школе – по 8 %, Первое сентября – 4 %, Учительская газета – 2%.

В работе классного руководителя часто встречаются ситуации, когда необходима помощь других специалистов. Судя по анкетам, школьный психолог чаще всего востребован  - 80%, на втором месте – социальный педагог – 47%, администрация школы – 22%.

Видов деятельности у классного руководителя предостаточно, приоритетным считается  работа непосредственно с учениками – 86%, организаторская работа – 25%, работа с документами – 22%, работа со взрослыми – 22%.

Среди профессиональных затруднений на первое место поставлена работа с трудными учащимися – 37%, на второе место – новые педагогические технологии - 24%, на третье – диагностика – 20%, дальше по убывающей - работа с родителями и анализ и самоанализ – по 18%, планирование воспитательной работы и самоуправление – по 14%,  внутришкольное взаимодействие – 8%, профориентационная работа – 4%.

 Методическое объединение классных руководителей необходимо в образовательном учреждении, положительно ответили – 47%, 27% считают, что нужно изменить его работу, 10% считают, что пользы оно не приносит.

Вопрос организации МО кл. рук. волновал не всех, многие просто игнорировали его. Из тех, что ответили, считают, что МО должно оказывать конкретную практическую помощь – 14%, МО в форме обмена опытом – 8%, в форме клуба творческих классных руководителей – 4%.

На заседаниях МО хотели бы обсудить следующие темы: в первую очередь – новые педагогические технологии – 22%, работа с трудными учащимися – 16%, диагностика личности, классного коллектива – 10%. Менее приоритетными были выделены следующие темы: планирование воспитательной работы – 6%, работа с родителями – 4%, диагностика уровня воспитанности – 4%, обобщение опыта классного руководителя – 4%.

Остальные темы получили равное количество голосов – по 2%, это:

 - классный час в системе личностно-ориентированного воспитания,

 - технология педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе,

 - мотивация в учёбе,

 - подготовка к конкурсу «Самая классная»,

 - проектная деятельность,

 - анализ и самоанализ воспитательной системы,

 - организация деятельности классных коллективов в условиях демократизации школы,

 - организация самоуправления в классе,

 - воспитание школьников,

 - формирование лидерских качеств у детей,

 - профилактика здорового образа жизни,

 - толерантность,

 - профориентационная работа в среднем звене,

 - работа с одарёнными детьми.

 Согласно проведённому анкетированию можно сделать следующие выводы:

 Классным руководством должен заниматься в школе воспитатель.

При возникновении затруднений чаще всего обращаются за помощью к коллегам, к Интернету, к методической литературе.

О инновациях в воспитательной работе узнают из источников, наиболее доступных большинству, это периодические издания, Интернет. Нужна помощь специалистов, таких как школьный психолог и социальный педагог.

 Профессиональные затруднения вызывают такие вопросы, как работа с трудными учащимися, внедрение новых педагогических технологий, различная диагностика и т.д.

Что касается работы МО классных руководителей, то приходим к выводу, что оно необходимо, но нужно изменить его работу. На заседаниях МО опрошенные хотели бы получить конкретную практическую помощь, обмен опытом и немного творчества. Тематика семинаров, предложенных для обсуждения на заседаниях, очень обширна. Но большинство респондентов сошлись во мнении, что внедрение новых педагогических технологий, работа с трудными учащимися, диагностика личности, классного коллектива, это самые важные вопросы, требующие первоочередного рассмотрения.

Обратите внимание, что в некоторых вопросах были пункты:

 не обращаюсь за помощью,

не интересуюсь этим вопросом,

мне всё равно, которые остались без внимания.

Это означает, что затруднения разного характера в работе есть и практически у всех классных руководителей, будь то начинающие или с большим опытом работы.

Игнорирование пунктов обращение за помощью к методистам, в методкабинет, говорит о том, что в школах, в районе нет методического центра, отвечающего за работу классного руководителя.

 

 На основе этих анкет мною было составлено примерное планирование работы РМО.

  1. План работы РМО ШКР

Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

1

Семинар «Учимся сотрудничать»

Март 2014 г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

2

Семинар «Документация и отчётность классного руководителя»

Подтемы:

- функции классного руководителя

- программа воспитательной работы

- воспитательная система классного коллектива

Май 2014 г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

3

Семинар «Новые педагогические технологии»

Подтемы:

- подготовка к конкурсу «Самая классная - классная»

Сентябрь

2014 г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

4

Семинар « Работа с трудными  учащимися»

Подтемы:

- мотивация в учёбе

- организация самоуправления в классе

Январь

2015г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

5

Семинар «Диагностика личности, классного коллектива».

Подтемы:

 - формирование лидерских качеств у детей

Март

2015 г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

6

Семинар «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя».

Подтемы:

- проведение внеклассного мероприятия

Май 2015 г.

МОУ ДОД МЦ «Развитие»

По положению о работе ШКР 4 раза в год проходят семинары методического объединения. В этом учебном году мы проведём 2 заседания, второе состоится в конце мая.

Игра «Конверт дружеских вопросов». В большой конверт вложите карточки с предполагаемыми темами (числом, равным количеству присутствующих). Конверт передается из рук в руки, и каждый высказывается по вытянутой им теме.

Анкетирование не всегда дает целостное представление о ситуации,  нужно выслушать и ваши предложения.

 Игра «Корзина грецких орехов». Грецкий орех – зрительный образ трудного вопроса, поэтому разговор пойдет о том, что заботит классных руководителей, с чем они пока не могут справиться. Можно сделать символические корзину и орехи, а можно взять и настоящие. Каждый бросает орех и делится неразрешимой ситуацией.

Теперь нам нужно подвести итоги планирования нашего МО.

Я предлагаю вам проголосовать за предложенные мной темы, как мне кажется, наиболее важные для рассмотрения на наших дальнейших заседаниях.

Утверждение плана.

А сейчас мы с вами проведём небольшое соревнование между командами.  Команда №1, №2, №3.

Первое задание «Решение педагогических ситуаций»

- Ученики ни в чем не хотят принимать участие.
- Ученики массово сбегают с классных часов.
- На родительские собрания ходят единицы родителей, да и то только те, чьи дети хорошо учатся, но проблема в том, что и те, кто приходят, молча отсиживают положенное время, задают несколько дежурных вопросов и уходят.
- В классе есть лидер наоборот, хотя у него все в порядке, учеников он подталкивает к агрессии, безделью, презрительному отношению к школе и учению.
- Никто из ребят не хочет заниматься общественной работой.
- Фактически, кроме походов, вечеринок в классе и дискотек ребята больше ничего не хотят.


Второе задание «Ролевые позиции – работа с трудными учениками»

Задание группе №1 (ролевая позиция - родители). Трудный ученик - вина или беда родителей и есть ли из этой ситуации выход.

Задание группе №2  (ролевая позиция - трудные ученики). Почему мы такие?

Задание группе №3 (ролевая позиция - классный руководитель). Работа с трудными учениками. Ошибки, допускаемые в работе классных руководителей.

Третье задание «Дружественная ладошка»

Каждая команда рисует ладошку и в ней, в каждом пальце пишет пожелание для другой команды. Пожелания будут оцениваться по 5 бальной системе.

Подведём итоги нашего шуточного соревнования.

На этом наше заседание подошло к концу. Хочу поблагодарить вас за активную работу. Пожелать вам здоровья, счастья и благополучия во всём.

А напоследок хочу предложить вам провести

Мини-игру «Дерево успеха». 

раздайте учителям по три жетона-яблока (красный, желтый, зеленый) и попросите их при выходе прикрепить на дерево то яблоко, в зависимости от оценки, которую они дают этому семинару.

Красное яблоко – полезно, было приятно участвовать в его работе.

Желтое – некоторые идеи возьму на заметку, но можно было сделать лучше.

Зеленое – не понравилось, зря потратил (а) время.

Приложение №1

«Конверт дружеских вопросов»

Документация и отчётность классного руководителя

Функции классного руководителя

Программа воспитательной работы

Воспитательная система классного коллектива

Новые педагогические технологии

Подготовка к конкурсу «Самая классная - классная»

Работа с трудными  учащимися

Мотивация в учёбе

Организация самоуправления в классе

Диагностика личности, классного коллектива

Формирование лидерских качеств у детей

Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя

Проведение внеклассного мероприятия

Работа классного руководителя с родителями

Критерии оценивания эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе

Приложение№2

«Педагогические ситуации»

- Ученики ни в чем не хотят принимать участие.


- Ученики массово сбегают с классных часов.


- На родительские собрания ходят единицы родителей, да и то только те, чьи дети хорошо учатся, но проблема в том, что и те, кто приходят, молча отсиживают положенное время, задают несколько дежурных вопросов и уходят.


- В классе есть лидер наоборот, хотя у него все в порядке, учеников он подталкивает к агрессии, безделью, презрительному отношению к школе и учению.


- Никто из ребят не хочет заниматься общественной работой.


- Фактически, кроме походов, вечеринок в классе и дискотек ребята больше ничего не хотят.

Приложение№3

Задание группе №1 (ролевая позиция - родители).

Трудный ученик - вина или беда родителей и есть ли из этой ситуации выход.


Задание группе №2  (ролевая позиция - трудные ученики). Почему мы такие?


Задание группе №3 (ролевая позиция - классный руководитель).

Работа с трудными учениками. Ошибки, допускаемые в работе классных руководителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для районного методического объединения классных руководителей

Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"

Формы и метод работы с неблагополучными семьями   Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...