Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
статья на тему
Статья содержит три вектора по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_administratsii_shkoly.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
О.Б.Кочетова.
зам.директора по УВР
Наша новая сельская школа… Это школа, где новое надежно уживается с традициями, где учителя и дети одинаково приемлемы и дороги, где любой успех замечается и вознаграждается. Это школа, где у каждого ребенка есть любимый учитель, любимый предмет, любимое дело. Это школа, в которой каждый ребенок может быть победителем на избранной стезе, и он знает, что ему всегда помогут в этом.
В качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашей школы, начиная с 2008 года, было определено « Создание организационно-педагогических условий для поддержки и развития одаренных детей». Помочь каждому стать успешным – вот та задача, над решением которой работал педколлектив нашей школы, поэтому проектирование заняло одно из ведущих мест в образовательном процессе. Ведь проект- это философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Проектная деятельность позволяет органично соединить, казалось бы, несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации, классно-урочную форму обучения и внеурочную деятельность. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.
Как управлять такой тонкой гранью, как проектная и исследовательская деятельность? Как стать личностью, лидером, способным принять интеллектуальные интересы своих учителей и детей? Ответы на данные вопросы я нашла на курсах переподготовки по программе « Менеджмент в образовании». Оказывается, в менеджменте существуют различные определения понятия «управленец». Одни говорят, что это человек, который носит воду чужими руками. Но мне по душе пришлось другое: это человек, дирижирующий связями и создающий благоприятные условия для других. Значит, при управлении такой тонкой гранью как проектная и исследовательская деятельность, мне необходимо было создать условия, при которых все с удовольствием шли бы на работу, учебу, и с таким же удовольствием возвращались домой.
В рамках структурирования единой методической темы в качестве одной из ведущих задач была определена «Развитие профессиональной компетентности педагога в области проектной и исследовательской деятельности». Проведенное исследование уровня готовности педагогов на начальном этапе выявило следующие результаты: 15% учителей полностью готовы к осуществлению проектной и исследовательской деятельности, 20% - частично готовы, 25% - испытывали значительные затруднения, 40% - не были готовы.
В основу осуществления проектной и исследовательской деятельности в нашей школе были положены три управленческих вектора:
во - первых, обеспечение разработки, утверждения и внедрения внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса;
во – вторых, повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности; обеспечение формирования и внедрения методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований;
в – третьих, обеспечение создания и внедрения рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность, разрабатывающих учебные проекты.
В пакет внутришкольных документов, обеспечивающих управленческо -методическое сопровождение осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся, вошли « Циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе», «Положение о школьном научном обществе « Искатели», «Положение о проблемных группах педагогов», «Положение о школьной конференции научно-исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку». А учебные программы элективных учебных предметов «Основы исследовательской и проектной деятельности», « Азбука логичного мышления», «Теория решения изобретательских задач», «Психология общения», «Психология личности» способствовали освоению учащимися способов деятельности, потенциально востребованных для эффективного проектирования. Программы дополнительного образования «Учимся учиться», «Публичное выступление», « Погружение в чтение на иностранном языке»», программы внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», « Компьютер – твой друг и помощник» способствовали развитию знаний и умений, необходимых, в том числе, для ведения проектной и исследовательской деятельности.
Внедрение метода проектов в образовательный процесс вызвало необходимость изменить структуру методической работы. Практика показала, что необходим такой вид профессионального объединения, в котором учитель любого предмета смог бы широко общаться с учителями других дисциплин, педагогом-психологом, воспитателями. Так, в нашей школе возникли три проблемные группы, при формировании которых нами учитывались индивидуальные возможности и профессиональные компетенции каждого. Такие профессиональные объединения позволили каждому педагогу включиться в процесс управления школой. В профессиональных сообществах «Творческий учитель», «Творческий ученик», «Творческий воспитатель» учителя совместно решают проблемы, вырабатывают общие подходы и критерии по единой теме применительно к предмету, создают образовательные ресурсы ( в том числе и электронные), становятся незаменимыми помощниками администрации в подготовке и проведении тематических педсоветов. В нашей школе педагогический совет – это всегда событие, это одна из форм работы, где учитель узнаёт много новой информации, где сам делится своими интересными находками, решает, спорит, думает. К нему готовимся всем коллективом и проводим его в форме круглых столов, деловых игр, педагогических дебатов. Наиболее интересно и продуктивно прошли заседания педсоветов по таким актуальным темам, как « Что такое современный урок ХХI века?», «Организация научного творчества в базовой школе и филиалах- залог качественного образования», «Проблемное обучение как средство развития учебно-логических умений обучающихся», «Современные подходы к оценке знаний, умений и навыков обучающихся», «Формирование общеучебных умений и навыков как основы развития учебно-познавательной компетенции обучающихся в условиях перехода на ФГОС нового поколения» и др. Для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся с педагогами были проведены семинары-практикумы «Ученический и педагогический проект. Как их подготовить?», «Интерактивные уроки в деятельности современного учителя как одно из условий повышения мотивации обучения», «Проектирование рабочих программ по предметам. Алгоритм составления рабочей программы», «Универсальные учебные действия: функции, виды, механизмы формирования на современном уроке», «Портфолио образовательных достижений обучающихся как индивидуальная летопись проектной и исследовательской деятельности».
Целенаправленная работа педколлектива в данном направлении обусловила необходимость в приобретении специальных знаний, совершенствовании профессиональной компетентности по использованию метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, поэтому 4 педагога были направлены на обучение по программе «Intel. Обучение для будущего». Чтобы после курсов педагоги по одному не рассеялись в педколлективе, чтобы не отложили «на потом» реализацию тех идей, которые рождались у них в период обучения, мы активно привлекаем их к организации внутришкольной методической работы в качестве тьюторов.
С каждым годом расширяется круг педагогов, увлечённых проектной и исследовательской работой. Несмотря на то, что проектная деятельность имеет практически единую структуру, всякое сопровождение проекта превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. При этом каждый раз учитель учится вместе с учеником. Именно в процессе практики и происходит повышение профессиональной компетентности педагога, необходимой для эффективного консультирования осуществления проекта. Так, первоначальный опыт показал, что учителя-консультанты затрудняются в обосновании актуальности и практической значимости конкретного исследования. Но проведенная ими большая самообразовательная работа, реализация индивидуальных планов профессионального развития позволила преодолеть это затруднение и создать вместе с юными исследователями такие полезные продукты, как рекомендации для родителей, школьные орфоэпические карманные словарики, буклеты для одноклассников, социологический инструментарий, направленный на выяснение мнения школьников и взрослых об именах, об отношении к вегетарианству и др, презентации в Power Pont, которые стали хорошим дидактическим и наглядным материалом к урокам химии, биологии, технологии, литературе, внеклассным мероприятиям и т.д
Для педагогов нашей школы ответ на вопрос о значимости в организации и осуществлении проектной и исследовательской деятельности очевиден – развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся. А для этого обучающиеся должны освоить правила и алгоритмы самоуправления учебно-познавательной деятельностью вообще и проектной деятельностью в частности. Поэтому школьникам были предложены элективные курсы и дополнительные образовательные программы (о них говорилось выше), организована деятельность научного общества школьников «Искатели». Педагогом-психологом разработаны практические занятия на развитие логичного мышления, лингвистических умений, умений слушать себя и других.
Особое значение в практике обучения проектированию мы придаём презентационному этапу разработки проекта. Для этого проведено практическое занятие, в ходе которого обучающиеся и учителя-консультанты были ознакомлены с основными требованиями к построению мультимедийной презентации (с требованиями к изображениям, к дизайну и цвету, к тексту).
Чтобы проект или исследование состоялось, должны быть созданы необходимые управленческие, материально-технические, учебно-методические, информационные условия, должно быть достаточно времени для организации деятельности по обсуждению проекта, по планированию его осуществления, по его реализации и публичной презентации. Поэтому нами была разработана циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе, подготовлена тематика ученических работ отдельно для учащихся начальной, основной и средней школы, составлены памятки, разработаны рекомендации для учителей и учащихся.
Защита проектных и исследовательских работ проходит ежегодно на ставшей уже традиционной школьной конференции «Первые шаги в науку», на которую приглашаются не только обучающиеся и их родители, но и администрация села и его жители, т.к без них не могли бы состояться такие проекты, как «Улицы нашего села», «Почвы села Нижнеспасского», « Демографические аспекты нашего села», «Топонимы и гидронимы с.Нижнеспасского» и др. Конференция показала, что в ходе работы над проектом происходит важный процесс познания: апеллируя понятиями из различных областей знаний, учащиеся учатся объемно описывать мир по принципу «от частного к общему», приобретают умения брать интервью, проводить соцопрос, обрабатывать собранный материал, участвовать в публичной презентации и др. Во всей этой работе для учащегося становится интересным не только сам проект, но и процесс его создания.
Целенаправленная работа по управлению проектной и исследовательской деятельностью в школе дала результаты ( см. приложения) : ежегодно возрастает количество обучающихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности ( в прошедшем году к исследовательской работе присоединились младшие школьники), растёт число членов школьного научного общества. Проекты наших детей ежегодно признаются лучшими на муниципальной научно-практической конференции « Грани творчества», «Математика в моей жизни» ( 2010-2011 уч.г – 6 работ). В прошедшем учебном году ученик нашей школы стал победителем ХV областной научно-практической конференции «Грани творчества» (Проект «Роликовые ножницы» награжден дипломом первой степени в секции физико-технических дисциплин), одиннадцатиклассница получила диплом победителя областной научно-практической конференции «Личность и общество», обучающаяся 8 класса стала призером областного конкурса ученических творческих работ «Детские исследования – великим открытиям». Кроме того, 3 работы наших обучающихся стали победителями и призерами областной научно-практической конференции « Первые шаги в науку». В течение последних лет команда старшеклассников является лидером по количеству призовых мест на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно старшеклассники школы становятся победителями и призерами областного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.
Успехи и результаты стали основой рождения новых школьных традиций: защиты портфолио ( данный документ обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса учащегося, максимально развивает умения рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования), конкурса «Ученик года» и церемонии чествования лучших из лучших, на которую приглашаются бывшие выпускники школы, родители и гости. На школьном сайте появились WEB –страницы лучших учеников школы, созданы страницы классов. Все это позволило в 2010 году стать сайту школы победителем муниципального конкурса в номинации «Самый полезный сайт», а в 2011 – победителем районного конкурса.
Возросла не только активность участия наших школьников в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней, но и педагогов. 3 учителя стали участниками областных ХII Юношеских чтений им. В.Вернадского, один из них получил диплом призёра. Педагог начальных классов занял 2 место в районном вернисаже педагогических идей, находок, проектов в номинации «Лучший методический материал». 1 учитель стал лауреатом муниципального конкурса «Классный руководитель-2010». Из 16 педагогов, вышедших на процедуру аттестации в новой форме, 12 ( 75%) - на третьем этапе комплексной экспертизы выбрали педагогический проект и успешно его защитили, получив заявленную категорию.
Но самый главный результат, к которому мы пришли: наши учащиеся научились мыслить, научились проектировать, научились исследовать, т.е научились учиться. А у педагогов возникло «неустранимое стремление к самосовершенствованию», к творчеству в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»
«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
Развитие профессиональной компетентности педагога в деятельности службы здоровья школы
В учебно-методическом пособии содержатся методологические и методические материалы по организации корпоративного (внутришкольного) обучения на основе использования профессиональных ресурсов специалист...
Консультация музыкального руководителя с педагогами.ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
Данный материал создан в помощь педагогам для повышения компетенции и совершенствования проффесионализма....
Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...
Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской деятельности
В статья говорится, о научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению...