Система воспитательной работы в ГБПОУ «УИ ТЛТУ»
статья на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Составляющие  системы воспитательной работы на уровне техникума и уровне группы одинаковы, но имеют свои особенности функционирования. Это:

- информационно-аналитическая деятельность, с которой  начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период;

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная воспитательная работа по направлениям;

- деятельность студенческого самоуправления;

- работа с родителями;

- работа со  вспомогательными службами техникума,  социальными партнерами в городе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistema_vospitatelnoy_raboty_v_tehnikume.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в ГБПОУ «УИ ТЛТУ»

Туранчиева Т.А.

Солоненчук И.О.

  Внедрение новых технологий, компьютеризация, рост ответственности и необходимость выживания фирм в жестких условиях  автоматически оставляет безработными  тех, кто не владеет необходимыми компетенциями. Комплекс критериев, которыми оперирует работодатель, позволяет корректировать учебно-воспитательный процесс в училище так, чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.

  К наиболее важным критериям эффективности профессионального образования мы относим показатели, связанные с воспитанием и развитием личности обучающегося: формирование профессионально-важных, духовно-нравственных качеств, прописанных в моделях выпускника по определенной профессии. Главной целью образовательного процесса в нашем техникуме является развитие  компетенций выпускника как условие достижения устойчивого социального положения в меняющихся профессиональных и жизненных ситуациях.  

Успешность процесса воспитания зависит  от многих показателей  системы управления:  планирования воспитательного процесса, реализации, проверки результатов, анализа и необходимой корректировки.

Обеспечить качество воспитания возможно, если учитывать  следующие критерии оценки: качество целей; качество содержания воспитательной работы; качество деятельности мастера производственного обучения, отвечающего за работу с группой; качество деятельности обучающихся; качество результата.

На основе концептуальной модели воспитательной системы простроена и внедрена система воспитательной работы, которая основана на определенных принципах. На всех уровнях воспитательного процесса используется программно-целевой метод управления. В техникуме создана комплексно-целевая программа «Я-Человек». Цель программы: социализация личности обучающегося через организацию урочной и внеурочной деятельности. Она включает в себя целевые программы:  «Патриот», «Правопорядок», «Здоровье», «Творчество». Созданы условия по реализации направлений воспитания, простроена  система студенческого самоуправления. Продумана система педагогического воздействия на воспитательный процесс.

Составляющие  системы воспитательной работы на уровне техникума и уровне группы одинаковы, но имеют свои особенности функционирования. Это:

- информационно-аналитическая деятельность, с которой  начинается и которой заканчивается любое педагогическое воздействие, рассчитанное на определенный временной период;

- воспитание в процессе обучения;

- внеурочная воспитательная работа по направлениям;

- деятельность студенческого самоуправления;

- работа с родителями;

- работа со  вспомогательными службами техникума,  социальными партнерами в городе.

Центральной фигурой  по организации воспитательного процесса в  нашем учреждении  является мастер производственного обучения, отвечающий за группу, который осуществляет социально-педагогическое сопровождение  каждого обучающегося своей группы. Он реализует функции воспитателя, организатора творческой деятельности обучающихся, создает условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществляет социально-педагогическое сопровождение каждого обучающегося группы (а не только мотивированных или трудных), защищает обучающихся группы в трудных для них ситуациях, демонстрирует  образец достойного взрослого, как пример для подражания, поддерживает инициативы обучающихся в проектировании собственной   деятельности, поощряет самостоятельность, творчество, учит решать конфликты и является доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом.

Большим подспорьем в работе мастера производственного обучения, отвечающего за работу с группой, является медико-социально-психолого-педагогическая-служба, методическая комиссия «Наставник». Деятельность методической комиссии направлена как на теоретическую подготовку, так и поиск новых форм успешного практического решения проблемы социально-педагогического сопровождения каждого обучающегося в процессе воспитания. Комиссией определены методы воспитания и перевоспитания. Деятельность службы  ориентирована,  с одной стороны, на ускорение адаптации обучающихся к режиму жизни в техникуме, как к одному из условий эффективности образования, с другой стороны на повышение способности к социальной адаптации. Основными направлениями работы  службы являются психопрофилактика, диагностика, развитие и психокоррекция, консультированиею.

В техникуме созданы центры воспитательной деятельности, регламентированные нормативной документацией. Они позволяют мастеру производственного обучения включать обучающихся в разнообразную деятельность. Такими центрами являются: Центр здоровья           (лыжная база, тренажерный зал, комната для настольных игр, кабинет психологической разгрузки, кабинет социального педагога, кабинет заведующей здравпунктом, процедурный и физиокабинет), Центр творчества, Центр патриотического воспитания «Музей Боевой и Трудовой славы», Центр самоуправления.

В техникуме простроена система взаимодействия  с  городскими учреждениями дополнительного образования, культурообразующей средой города . Сотрудничество осуществляется  в режиме совместных социальных проектов, мероприятий через заключение социальных договоров. Совместно с центральной детской библиотекой проводятся литературно-музыкальные гостиные с целью духовно-нравственного воспитания. Сотрудничество с МБУК «Краеведческий музей», советом ветеранов Великой отечественной войны, городскими общественными организациями «Ветераны комсомола», «Панджшер», «Русичи», городским военным комиссариатом направлено на  военно-патриотическое и гражданское воспитание. Взаимодействие с наркологическим диспансером и ОВД города позволяет грамотно и профессионально проводить работу по профилактике правонарушений и осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитательная система  богата традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы, дает возможность структурно связать  коллектив группы со студенческим коллективом  техникума.

Для проектирования воспитательной системы  группы творческие группы  разработали  проекты программ: «Программа развития самоуправления в группе», «Программа диагностики сформированности и развития коллектива группы», «Программа работы с учащимися группы риска», «Программа работы с родителями». Эти программы позволяют планировать, осуществлять целенаправленную воспитательную работу с каждым обучающимся  и с  коллективом группы в целом, учитывая психофизиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие каждого, с родителями. А  также позволяют отслеживать траекторию саморазвития, самовоспитания, уровня развитости на основе критериев, с учетом требований ФГОС, развития общих компетенций.

На основе анализа результатов ежегодной диагностики и самодиагностики мастера  корректируют программы  и реализуют все этапы «технологической цепочки». В результате входной, промежуточной  диагностики  выделяются  проблемы в воспитании и социализации каждого  обучающегося, корректируется индивидуальная траектория воспитания и развития,  определяется  общая цель воспитательной работы.

При оценке деятельности используется  два уровня критериев: результативность и процесс удовлетворенности жизнедеятельностью обучающихся  в техникуме. Оценка каждого мероприятия осуществляется на основе критериев и показателей качества воспитательного мероприятия. Качество, успешность, проблемы воспитательной работы систематически рассматриваются на педагогических советах, методических объединениях, педагогических консилиумах, административных, инструктивно-методических, оперативных совещаниях педагогического коллектива.

Список использованной литературы

1.Плахова Л.М. Анализ учебно-воспитательного процесса: моделирование структуры. М., 2005.

2.Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. М., 2000.

3.Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1992.

4.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г. 

5. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...