Программа развития кадетской казачьей школы
учебно-методический материал на тему

Чернышенко Яна Павловна

 Программа развития казачьей кадетской школы  обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления, развитием системы непрерывного образования, а также созданием условий для повышения уровня патриотизма и реализации этнокультурной составляющей в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

           

     

 Программа развития Етеревской казачьей кадетской школы  обусловлена возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления, развитием системы непрерывного образования, а также созданием условий для повышения уровня патриотизма и реализации этнокультурной составляющей в образовательном процессе.

         Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужны забота, понимание и  внимание. Поэтому нам необходимо создать условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей  гражданской ответственностью и имеющей устойчивой чувство патриотизма и гордости за свои исторические корни.

       Необходимо, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности, и сформированную личность патриота своей страны.

        Направленность программы развития школы заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования и полноценной реализации    этнокультурной  составляющей в образовательном процессе школы в целях формирования патриотического сознания обучающихся.

        Важная роль в развитии российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма и гуманизма принадлежит казачеству. Именно поэтому одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.

В настоящее время основными направлениями развития самобытной казачьей культуры являются:

  • разработка и реализация программ развития казачьей культуры;
  • культурно-образовательная, научно-исследовательская, музейная работа;
  • сохранение традиционной культуры казачества;
  • популяризация историко-культурного наследия казаков;
  • развитие самодеятельного художественного творчества казачества и создание условий для занятия творческой деятельностью на непрофессиональной (любительской) основе в государственных учреждениях культуры;
  • укрепление международного и межрегионального культурного сотрудничества казачества;
  • поддержка казачьих общественных организаций, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодежи, сохранение традиционной культуры.

 

         В основе программы заложены следующие принципы:

- целостность, саморазвитие;

- приоритет  нравственных  ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семья, Родине; воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих активную   гражданскую позицию  и почитающих историю и традиции предков;

- приобщение к лучшим кадетским и казачьим традициям края.

Основное содержание программы

1. Паспорт программы развития.

2. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ.

3. Концепция развития школы на 2016-2020 годы.

4. Основные направления и особенности реализации Программы развития.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы.

6. Этапы и сроки реализации Программы развития ОУ.

Паспорт программы

Цель и задачи программы

                                                 Цель:

Обеспечить эффективное устойчивое развитие единой образовательной среды школы, способствующей всестороннему развитию личности ребёнка на основе формирования ключевых компетентностей обучающихся путём обновления содержания образования, развития практической направленности образовательных программ и использование  этнокультурной  составляющей, способствующей реализации специфики данного учебного учреждения.

Задачи:

1. На   основе  проблемного  анализа  деятельности  школы  определить  результативность использования этнокультурной составляющей, а в частности - казачьего компонента ,в учебно-воспитательном процессе    в данном учебном заведении.

2. На   основе  проблемного  анализа  деятельности  школы  определить  основные  направления  развития образовательной среды  школы  на  период  с 2016 по 2020 годы определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики возможностей и потребностей участников образовательного процесса, социально-психологической готовности  обучающихся к освоению новых программ и технологий.

3. Изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения;

  • создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 60 - 70% в начальной школе, до 45 - 55% на средней и старшей ступени);
  • обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
  • овладение педагогами школы современными  педагогическими технологиями в рамках  системно-деятельностного  подхода и применение их в  профессиональной деятельности;
  • создание условий для повышения квалификации  педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;
  • обеспечение эффективного взаимодействия ОУ с организациями социальной- правовой  сферы;
  • развитие государственно - общественного  управления ОУ;
  • обеспечение приоритета здорового образа жизни
  • обеспечение формирования  патриотического       мировоззрения обучающихся .

Функции Программы

  1. Определяет  основные  аспекты   работы школы,направленные на  реализацию более эффективных форм обучения и воспитания подрастающего поколения
  2. Определяет цели и задачи развития образовательной среды и способы их достижения.
  3. Служит средством контроля правильности избранных      целей и действий.
  4. Выполняет мотивирующую и активизирующую функции

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения

Разработанная  единая  образовательная программа МКОУ  «Етеревская ККОШи»  на основе  ФГОС общего образования с учетом специфики данного учебного учреждения

Разработанные  учебные программы  по  предметам учебного плана всех ступеней обучения.

Разработанные  программы   развития  казачьей  культуры (элективы, факультативы, кружковая работа)

Разработанные программы  сотрудничества с  казачьими общественными  организациями, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодежи, сохранение традиционной культуры.

Сформированные ключевые компетентности выпускников каждой ступени обучения с учётом их способностей и возможностей.

Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников, улучшение психологического микроклимата педагогического коллектива.

Здоровые и безопасные условия образовательной деятельности.

Сформированные представления о здоровом образе жизни.

Эффективное использование информационных технологий, компьютерной техники и учебного и лабораторного оборудования.

Развитая система дополнительных образовательных услуг.

Повышение эффективности государственно-общественных форм управления. 

Повышение эффективности расходования бюджетных средств путём целевого финансирования мероприятий. Пополнение и обновление материально-технической базы  образовательного процесса.

Разработанные внутренние критерии оценки результативности работы школы.

Разработчик  Программы

Кандидат на замещение должности директора МКОУ «Етеревская ККОШи»

Срок действия Программы

2016-2020 годы

Механизм    реализации программы

Годовые планы работы школы, образовательные проекты по направлениям развития, отдельные  подпроекты:

-« Реализация  этнокультурной  составляющей в образовательном   и  воспитательном процессе»  (Проект 1.

 « Казачата»)

  - «Школа активных и успешных детей»

 (Проект 2  «Информационно-образовательная  среда школы»

- Организация работы с одаренными детьми, развитие творческой личности ребенка.( Проект  3.« Одаренные дети школы 2016-2020 гг.»)

-

- «Развитие инновационной активности учителей, их педагогического творчества, навыков самоорганизации, методического мастерства» (Проект 4  «Методическая культура педагога»)

-  «Сохранение здоровья обучающихся» (Проект 5.  «Здоровье школьника и педагога»

- «Дополнительное образование (внеурочная деятельность)»

 (Проект 6 «Внеурочная деятельность как способ  обучения и воспитания »

Исполнители

Педагогический  коллектив  МКОУ «Етеревская ККОШи»

Структура Программы

1. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ.

2. Концепция развития школы на 2016-2020 годы.

3. Основные направления  и  особенности реализации Программы развития.

4. Ожидаемые результаты реализации Программы.

5. Этапы реализации программы развития

Объём  и  источники финансирования

Бюджетное  и  внебюджетное  финансирование, добровольные пожертвования

Порядок мониторинга хода и реализации Программы

Внутренний мониторинг качества образования, уровня обеспечения учебного процесса, соответствие уровню компетентности педагогических  кадров .Внутренний мониторинг проводит администрация ОУ.

       

II. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ

- 1. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах, утверждённое приказом Министерства образования и науки РФ ото5.08.2011г №2190 «Об утверждении типового положения об общеобразовательных учреждениях -казачьих кадетских корпусах»

Конвенция о правах ребёнка (принята  резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г. (распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», постановление правительства РФ от 05.10.2010 № 795;        

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г.;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373,);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Москва, Просвещение, 2009г.;

- Санитарно-эпидемиологических правил  и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10

- Нормативно-правовые документы Комитета общего образования  Курской  области.

  

Задачи Программы развития:

Основными  задачами  программы  развития  кадетской  казачьей   школы являются:

  • Создание оптимальных   условий для интеллектуального, физического нравственного и творческого развития обучающихся.
  • Ознакомление с традициями, особенностями истории и культуры донского  казачества, приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  • Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности, патриотическое воспитание.
  • Формирование основы для подготовки обучающихся к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
  • Сохранение и развитие духовно-нравственного, физического здоровья обучающихся.
  • Культурно -образовательная, научно-исследовательская, музейная работа
  • изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового        поколения
  • создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 60-70% в начальной школе, до 45-55% на средней и старшей ступени);
  • обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
  • создание условий для повышения квалификации  педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;
  • обеспечение эффективного взаимодействия ОУ с организациями социально-правовой  сферы;
  • развитие государственно - общественного  управления ОУ;
  • обеспечение приоритета здорового образа жизни.

Социально-педагогическая миссия школы:

          Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, патриотизма, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе приобщения к мировым культурным ценностям. Путём простой передачи знаний  и  традиций предшествующих поколений; сформировать социально ответственную, активную личность, гражданина и патриота. Данная направленность современного образования может быть реализована только в процессе утверждения субьектной  позиции как учеников, так и учителя, в педагогическом взаимодействии на основе активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. 

            Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.

            Под современными принципами образования мы понимаем 4 основополагающих принципа, которые были сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для  XXI века,  представленное ЮНЕСКО:

·         научиться жить (принцип жизнедеятельности);

·         научиться жить вместе;

·         научиться приобретать знания (в целом — общие; по ограниченному числу дисциплин — глубокие и на протяжении всей жизни);

·         научиться работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).

           

                    Ожидаемые результаты реализации Программы развития ОУ

           Обеспечение нового качества образования:

1.         Создание условий для обеспечения личностных достижений обучающихся, в направлении развития личности, уровня воспитанности, обученности , физического и психического здоровья.

2.         Задачи школьного образования определят отбор содержания  образования, который включит в себя сбалансированное сочетание базисного и профильного  компонентов.

3.         Реализация ФГОС общего образования в 1-4, 5-9,10-11 классах ОУ.

4.         Реализация профильного обучения на третьей ступени обучения;

5.         100% педагогов в совершенстве овладеют системно-деятельностными образовательными технологиями в формате ФГОС начального и среднего звена.

6.         Изменение качества управления ОУ за счет вовлечения участников образовательного процесса и общественности в процессы самоуправления и соуправления.

7.         Расширение материально-технической базы, привлечение средств на развитие педагогов и обучающихся.

8.         Развитие  культуры межличностных отношений и совершенствование психологического климата в школе.

           Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся:

1.         Организация жизнедеятельности школьного сообщества, которая позволит ученику удовлетворить потребности в самореализации, общественном признании своих действий, в заботе о других и внимании к себе.

2.         Обеспечение  включенности обучающихся в самоуправленческие структуры ОУ, в организацию досуговой  деятельности, в том числе через повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной области, которая содействует полноценному раскрытию  интеллектуально способностей.

3.         Формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения.

Развитие педагогического мастерства как основы качества образования:

1.         Повышение уровня педагогического мастерства учителей обеспечится посредством  обновления  механизмов повышения их квалификации,  через включение в управление своей  деятельностью.

2.         Выстраивание индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности.

3.         Создание условия для определения, анализа и прогнозирования результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения опыта педагогами школы на различных муниципальных и областных мероприятиях.

Образ выпускника ОУ:

Выпускник школы –  успешный, воспитанный в лучших  традициях российского кадетства и казачества ,почитающий обычаи и традиции своих предков, социально- интегрированый, инициативный, готовый к межкультурной коммуникации, способный к постоянному самосовершенствованию молодой человек.

            Составляющие образа выпускника -  его компетенции и качества:

           образовательные компетенции предполагают обеспечение базовым и профильным уровнями знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;

•          предметно—информационные компетенции предполагают умение работать с информацией, в том числе на иностранных языках (английском и других изучаемых языках), ее преобразовывать;

•          деятельностно - коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения;

•          ценностно – ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

            Выпускник школы должен обладать качествами, позволяющими ему осуществить успешное продолжение образования в вузе и получение избранной специальности, успешное трудоустройство, должен иметь способность успешно разрешать жизненные проблемы, адаптироваться в обществе.

Основные направления и особенности реализации Программы развития

 

« Реализация  этнокультурной  составляющей в образовательном  и воспитательном процессе»

 

Проект 1. « Казачата»

         За последние годы не только выстроена многоуровневая система учреждений казачьей направленности, но и четко определилось содержание казачьего образования. Система кадетского обучения и воспитания строится в тесной связи с  существующей в нашей области  системой школьного образования, но при этом имеет свои собственные отличительные черты.

Кадетское образование исторически предполагало высокий уровень не только специальной, но и качественной общеобразовательной, нравственной подготовки воспитанников.

И хотя большинство казачьих школ  создавались не на конкурсной основе, более того,  с целью социализации «трудных» подростков, детей из неполных, неблагополучных семей, значительному количеству общеобразовательных учреждений, выбравших это направление деятельности, удается давать юным казачатам прочные знания.

Особенностью казачьего образования  является обязательность изучения  дисциплин: основы православной культуры,  история Российского казачества, казачий фольклор или декоративно-прикладное творчество, а так же военно-спортивные дисциплины.

Воспитание школьников на казачьих традициях происходит не только в образовательной деятельности, но и во внеурочное время: этому служат смотры, конкурсы, слеты, фестивали, встречи и другие мероприятия.

        Особое место в художественно-эстетическом воспитании учащихся казачьей школы  занимает изучение самобытной культуры казаков.

Казачата - активные участники  православных мероприятий : Рождества, Крещения, Пасхи.

Большое значение в вопросе патриотического воспитания имеют встречи  с представителями атаманского правления нашего города и области, с представителями духовного правления, ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных сил, участниками военных конфликтов.

          Созданная в кадетской  школе  система военно-патриотического и физического воспитания наряду с формированием нравственных устоев позволяет  готовить кадетов к служению Отечеству  главному предназначению казака.

Качество казачьего образования напрямую зависит от системы  работы на муниципальном уровне.

          Традиционная культура казачества Волгоградской области  не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества. Именно традиционная культура (система ценностей, обычаи, верования и военно-профессиональные знания, язык и обряды, одежда и пища и др.) способствует  воспитанию привязанности обучающихся школы к своей культурной среде, которая является естественным основанием патриотизма.

         В МКОУ « Етеревская ККОШи» существует оборудованная база для реализации данной этнокультурной направленности , способствующей реализации лучших традиций российского кадетства и казачества. В образовательных учреждениях казачьей направленности  воспитание патриотизма построено на изучении культуры, традиций, обычаев  казачества. Традиционная культура казачества  не только теснейшим образом связана с его бытом, но и охватывает все стороны жизнедеятельности казачества. Сегодня нам, как никогда, необходимо совершенствовать казачье  образование, усиливать качественный состав педагогов, осуществляющих образовательный процесс.

Для эффективного обучающего эффекта педагогическим составом школы, необходимо  провести мероприятия , направленные на повышения квалификации по направлениям, которые способствуют реализации  казачьего компонента : история, традиционная культура  казачества, военно-спортивные дисциплины, основы православной культуры, воспитательная работа казачьей направленности.В развитии педагогических кадров, повышении их профессионального уровня немаловажную роль играют конкурсы – профессиональные, детского творчества разного уровня и содержания.

Образовательный процесс в кадетских казачьих классах осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с областным базисным учебным планом или основной образовательной программы.

В кадетских казачьих школах успешно реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, и образовательные программы кадетского казачьего компонента - дополнительные образовательные программы, направленные на военную подготовку обучающихся, их физическое, духовно-нравственное и творческое развитие.

В 1-4 классах реализация образовательных программ кадетского казачьего компонента может осуществляться за счет 10 часов внеурочной деятельности основной образовательной программы образовательного учреждения, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, или как программа дополнительного образования. Если на первой ступени обучения не предусматривается кадетский казачий компонент, то для учащихся начальных классов может быть организована подготовительная деятельность в рамках воспитательной работы, дополнительного образования, общественной деятельности.

В 5-9 классах - образовательные программы кадетского казачьего компонента реализуются за счет часов школьного компонента учебного плана или как программы дополнительного образования.

В 10-11 классах может быть организовано профильное обучение оборонно-спортивного профиля, предусматривающее  в том числе  реализацию целей и задач кадетского казачьего образования.

Кадетский казачий компонент образования определяет наличие в учебном плане элективных курсов, а также реализацию в рамках дополнительного образования детей программ по основам военной службы, музыкальной, хореографической, физической подготовке обучающихся, программы этической направленности.

Основополагающей реализации казачьего компонента является правильно разработанная воспитательная работа в школе. Целью  воспитательной работы  является подготовка специалиста, способного к высококачественной профессиональной деятельности, высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к адаптации в обществе и морально ответственной за принимаемые решения.

Реализация этой цели становится возможной при организации в школе традиционных мероприятий, направленных на воспитание духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма на основе культурных, исторических традициях казачества.

                   Циклограмма  планируемых «казачьих» мероприятий школы :

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

«День знаний» (традиционную линейку открывает атаман ст.Етеревская)

1.09.2017

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

2

«День матери» (проведение  часов православия с участием священнослужителей Михайловского района)

Ноябрь 2016

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

3

«Осенний казачий кубок» (проведение общешкольных  спортивных соревнований. Соревнования   проводятся на базе школы)

Ноябрь 2016

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

4

Рождество и  Крещение

Декабрь 2017

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

5

Месячник военно-патриотической работы

Февраль 2017

заместитель директора по УВР, классные руководители

6

Масленица

Март 2017

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

7

Пасхальная  неделя (это встречи, просмотры видеоматериала, беседы в рамках факультативного курса «Основы православной культуры»).

Апрель 2017

заместитель директора по УВР, классные руководители

8

День Победы (участие в торжественном параде, шествие до памятника погибшим в ВОВ, проведение классных часов)

Май 2017

Директор, заместитель директора по УВР, классные руководители

Создание разных организационных структур воспитательного назначения в школе  позволяет решать такие задачи, как адаптация новых учащихся в коллективе; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к традициям Етеревской казачьей школы, формирование мировоззрения, нравственных ориентиров и активной жизненной позиции; развитие творческих способностей и реализация личностного потенциала учащихся; профилактика правонарушений в ученической среде и др.

Цель всей планируемой воспитательной работы на основе этнических и культурных традиций казачества не в том, чтобы каждый наш воспитанник стал казаком, а в том, чтобы воспитать порядочного, достойного гражданина, физически и морально подготовленного для службы на военном или гражданском поприще, способного адаптироваться в изменяющихся условиях нашей жизни.

                                       «Школа активных и успешных детей»

        Определённые в Программе цели и задачи развития школы дают представление о планируемых инновациях, которые затрагивают такие элементы образовательного процесса как содержание образования, организационная и методическая работа, системы воспитательного процесса и дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение и целостный мониторинг образовательного процесса.

            Проект 2  «Информационно-образовательная среда школы»

Цель – создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1.      

Оборудование рабочих мест педагогического, административного, учебно-вспомогательного персонала школы в соответствии с современными требованиями

По мере необходимости до 2020 года

Директор, заместитель директора по АХР

2.      

Обеспечение качественного доступа в сеть Интернет

2016 - 2020

Директор, заместитель директора по АХР

3.      

Развитие сайта ОУ как источника информации для всех участников образовательного процесса (соответствие требованиям законодательства, создание электронной библиотеки методических ресурсов, создание банка одаренных детей, регулярное информирование о мероприятиях и их итогах и т.д.)

2016 - 2020

Ответственный за работу с сайтом

4.      

 Полноценный переход на  электронный  журнал и электронный дневник.

2016-2017

Директор, заместитель директора по УВР, учителя информатики, классные руководители

5.      

Развитие библиотеки как информационно-методического центра (пополнение книгами на бумажных и электронных носителях, оборудование современной техникой и т.д.)

2016 - 2020

Заведующая библиотекой

6.      

Создание школьной электронной газеты

2016 - 2020

Заместитель директора по ВР

7.      

Развитие блогов, сайтов учителей, сайтов классов, организация сетевого взаимодействия учителей

2016 - 2020

Заместитель директора по УВР

8.      

Организация мониторингов, отражающих результаты образовательного процесса

2016 - 2020

Заместитель директора по УВР

2.Ожидаемые  результаты:

1.      повышение качества образования;

2.      информационно-методическая поддержка образовательного процесса;

3.      обеспечение эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов в образовательном процессе;

4.      электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

2. Обновление содержания образования, повышение качества школьного образования:

·         реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО на всех ступенях образования;

·         опытно-экспериментальная работа по внедрению новых  эффективных УМК;

·         совершенствование  организации обучения на старшей ступени по индивидуальным учебным планам;

·          применение современных образовательных технологий.

3. Организация работы с одаренными детьми, развитие творческой личности ребенка

Проект  3.« Одаренные дети школы 2016-2020 гг.»

·  разработка и реализация проекта «Одаренные дети школы 2016-2020 гг.»

·         формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения;

·         повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной  области, которая содействует полноценному раскрытию  интеллектуальных способностей обучающихся;

·         внедрение  в образовательный процесс моделей взаимодействия школы и высших учебных заведений по реализации образовательных программ старшей ступени, ориентированных на развитие одаренности и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе  на базе дистанционных школ при  вузах.

            Принципы работы с одаренными детьми:

            1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу  НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Формы работы с одаренными учащимися:

- творческие мастерские;

- кружки по интересам;

- конкурсы;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

-День наук;

     - научно-исследовательские конференции.

4.Развитие инновационной активности учителей, их педагогического творчества, навыков самоорганизации, методического мастерства

 

Проект 4  «Методическая культура педагога»

Цель: овладение педагогами методологией системно–деятельностного подхода в формате ФГОС НОО и ООО

Основные направления реализации проекта

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Организация постоянно действующего семинара по проблеме: «ФГОС нового поколения: методическая культура педагога»

2016-2017

Директор, заместитель директора по УВР

2

Организация системы наставничества. Помощь молодым специалистам

2016-2020

Директор, заместитель директора по УВР, руководители МО

3

Конструирование и проектирование образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода

2016-2017

Директор, заместитель директора по УВР, руководители МО

4

Презентация педагогического опыта через печатные и информационно-коммуникационные издания различных уровней

2016-2020

Заместитель директора по УВР

5

Организация работы творческих групп педагогов по проблемам:

- разработка рабочих программ по новым ФГОС;

- апробация новых УМК;

-учебно-методический комплекс кабинета и его роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

- диагностика в учебной и воспитательной деятельности

2016

Заместители директора по УВР, руководители МО

6

Совершенствование системы стимулирования инновационной деятельности педагогов

2016-2017

Директор

7

Педагогический совет «Образовательная система школы: достижения и перспективы»

       2016

Заместители директора по УВР

Ожидаемые результаты:

-        рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов;

-        создание гибкой системы повышения профессионального мастерства педагогических работников в процессе педагогической деятельности;

-        повышение качества преподавания;

-     рост социально-профессионального статуса педагогов.

5. Сохранение здоровья  обучающихся

 Выработка путей  сохранения и укрепления здоровья было и остается важной задачей педагогического коллектива, которая предусматривает  разные формы деятельности со всеми участниками образовательного процесса:

·         сохранение экологии классных помещений;

·          развитие здоровьесберегающей  культуры учителя использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

·         привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям;

·          введение мониторинга факторов риска здоровья;

·         ведение мониторинга заболеваемости учащихся в период сложной эпидемиологической обстановки;

·         соблюдение инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для  учащихся.

Проект 5   «Здоровье школьника и педагога»

Цель: создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях школы;  сохранение, укрепление психологического и физического здоровья  педагогов в ходе реализации образовательного процесса.

Задачи:

·              чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ОУ;

·              гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;

·              планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их  здоровья;

·              развитие психолого- медико-педагогической службы ОУ для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

·              привлечение системы кружковой, внеклассной  и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

·              совершенствование инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для и учащихся.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Диагностика состояния здоровья:

- комплексная оценка состояния здоровья и физического развития с определением функциональных резервных возможностей организма:

- заполнение паспорта здоровья классных коллективов;

- комплектование физкультурных групп

В течение всего периода

Медработник

2

Создание компьютерного банка данных информации о состоянии здоровья учащихся

2016 г.

учителя информатики, классные руководители

3

Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания:

-  организация работы спортивных секций;

- физкультурные минутки и паузы на уроках;

-подвижные перемены с музыкальным сопровождением;

- общешкольные спортивные мероприятия;

- Дни здоровья и спорта.

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР

4

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья учащихся

2016 г.

Ответственный за ОТ, медработник

5

Мониторинговые исследования «Здоровье учащихся школы», в том числе по нормализации учебной нагрузки учащихся, дозирование домашних заданий; создание комфортной образовательной среды

ежегодно

Заместители директора по УВР, ВР

6

Внедрение оптимальных  здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся и педагогов

В течение всего периода

Руководители МО

7

Привлечение родителей к общешкольным оздоровительным мероприятиям

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, классные руководители

8

Выполнение норм СанПиН в процессе организации УВП:

- при составлении школьного расписания;

- здоровьесберегающий подход к организации урока и перемены

В течение всего периода

Заместитель директора поУВР

9

Обеспечение полноценного горячего питания детей

В течение всего периода

Ответственный за ОТ

10

Своевременное выявление и усиление адресности психологической помощи детям, имеющим поведенческие отклонения

2016-2020

Психолог

11

Разработка тематики лектория для родителей по проблемам сохранения здоровья детей

2016

Заместитель директора по ВР

12

Диспансеризация учащихся. Контроль состояния здоровья на основании результата диспансеризации в течение учебного года

В течение всего периода

Медработник

13

Организация школьных мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками детей и молодежи, профилактику наркомании и алкоголизма

В течение всего периода

Заместитель директора по ВР, медработник

14

Организация занятий «Группы здоровья» для учителей и родителей с детьми

2016- 2020

Учитель физкультуры

Ожидаемые результаты:

-        положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья учащихся школы;

-        рост личностных спортивных достижений учащихся;

-        активизация участия школьников в массовых спортивных мероприятиях;

-        повышение здоровьесберегающей культуры всех участников образовательного процесса;

-        уменьшение числа нарушений поведения учащихся;

-        создание комфортной образовательной среды.

 

Дополнительное образование (внеурочная деятельность)

Проект 6 «Внеурочная деятельность как способ обучения и воспитания »

            Цель: обеспечить реализацию прав учащегося на получение дополнительного образования (внеурочной деятельности) в соответствии с его потребностями и возможностями, обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе, создание условий для саморазвития, успешной социализации.

            Задачи:

·         обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепление здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей;

·         качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения учащихся; ориентация на максимальную самореализацию личности;

·         соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Разработка Положения о внеурочной деятельности, Программ внеурочной  деятельности на основной ступени обучения (5-9 классы) в соответствии с ФГОС.

Август 2017

Заместитель директора по ВР, руководитель МО учителей начальных классов

2

Развитие дополнительного образования (внеурочной деятельности) по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное

2016-2020

Заместитель директора по ВР

3

Анализ социального заказа. Анкетирование родителей учащихся

Ежегодно

в мае

Заместитель директора по ВР

4

Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и секциях

Ежегодно

руководители МО

5

 Развитие  мотивации обучающихся к участию в школьных, муниципальных,  областных,  всероссийских    программах

Ежегодно

руководители МО

6

Мониторинг занятости обучающихся в системе дополнительного образования(внеурочной деятельности).

Мониторинг  востребованности  кружков и секций на базе школы.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

7

Улучшение материально-технического оснащения системы дополнительного образования детей

2016-2020

Заместитель директора по АХЧ

8

Расширение социального партнерства с учреждениями дополнительного образования

2016-2020

Заместитель директора по ВР

9

Проведение  проектно-ориентированного семинара для  учителей-предметников, классных  руководителей, педагогов  дополнительного образования,  реализующих  программы  дополнительного образования (внеурочной деятельности)

2017

Заместитель директора по ВР

10

Презентация педагогического опыта по   дополнительному образованию (внеурочной деятельности)  для педагогического сообщества на разных уровнях 

2016-2020

Заместитель директора по ВР, руководители МО

11

Организация сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

2016-2017

Заместитель директора по ВР

Ожидаемые результаты:

              Развитие системы дополнительного образования детей в школе позволить  достичь следующих результатов:

·         создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования  учащихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью  гимназии;

·         обеспечить достижение готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

·         сформировать мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

·         сформировать основы российской, гражданской идентичности;

·         увеличить  количество  учащихся, посещающих кружки и секции и участвующих в  школьных, городских,  областных, всероссийских  программах;

·         улучшить материально-техническое оснащение системы дополнительного образования учащихся;

·         увеличить  количество кружков технического, прикладного, спортивного  направлений в соответствии с потребностями и запросами учащихся, родителей;

·         создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества;

·         расширить сферу социального партнерства;

·         содействовать развитию дифференцированного образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки, а также содействие самореализации выпускников.

·         повысить  квалификацию педагогических работников, расширить  возможности системы образования.

Основное поле для обновления и развития образовательной среды школы – это содержание образования, которое определяется ФГОС.

-освоение знаний, умений и навыков, определённых ФГОС

-освоение на расширенном и углублённом уровнях ряда предметов;

-усвоение универсальных способов познания, овладение средствами мыслительной деятельности, дающих возможность заниматься активным интеллектуальным творчеством;

-формирование целостного видения мира, гуманистического сознания

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (обязательно для всех, определяется государственным стандартом образования)

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

 по ступеням обучения

ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(формируется школой)

-освоение ряда предметов, элективных курсов, факультативов

-развитие навыков самообразования, осознанного самоопределения;

-развитие навыков корректной полемики, умений логично, аргументированно излагать свои мысли, ориентироваться в информационной среде;

-повышение интереса к приобретению знаний;

-формирование индивидуальной образовательной траектории

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(определяется на основе образовательного маркетинга школьного пространства и социума)

 

 

Цели:

  • воспитание патриотизма и гражданственности
  • развитие духовной культуры и нравственности личности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • повышение эрудиции, расширение кругозора;
  • оптимальное раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося;
  • формирование здорового образа жизни, общефизическое развитие;
  • профессиональное самоопределение
  • ДО – средство социальной защиты, помогает сформировать стартовые возможности на рынке труда и профессионального образования

           

Общая задача - добиться интеграции общего среднего и дополнительного образования в стенах школы с учетом специфики реализации этнокультурного компонента. Методическое обеспечение образовательной деятельности (ОД) и её дальнейшее совершенствование.

  • реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, и образовательные программы кадетского казачьего компонента - дополнительные образовательные программы, направленные на военную подготовку обучающихся, их физическое, духовно-нравственное и творческое развитие.

  • разработка гибкого учебного плана
  • разработка адаптированных учебных программ основного и дополнительного образования, исключающих хроническую перегрузку учащихся
  • выбор соответствующих учебным программам эффективных УМК по предметам основного и дополнительного образования;
  • разработка индивидуальных образовательных программ для отдельных категорий учащихся
  • выбор педтехнологий с учётом конкретной социо-педагогической среды
  • изменение системы оценки и методов оценивания обучающихся

Формы и методы образовательной деятельности (ОД)

Урочная

Внеурочная

Внеклассная

Внешкольная

Цели:

Цели:

Цели:

Достижение обязательного минимума:

-общего уровня образования (по всем общеобразовательным предметам и предметам развивающего цикла)

-повышенного уровня (профильные предметы)

-расширение знаний по разным предметам и курсам;

-повышение уровня внеурочной деятельности

Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора

Все виды учебных занятий:

-урок

-лекция

-семинар

-зачёт

-общественный смотр знаний

-учебная экскурсия

-диспуты и т.д.

Олимпиады.

НПК.

Интеллектуальный марафон.

Факультативы.

Предметные кружки.

Индивидуальные консультации.

День наук.

Работа по индивидуальным учебным планам с неспособными учащимися.

Лекции с привлечением специалистов по различным проблемам

Спектакли,

Концерты,

Праздники,

Викторины,

Вечера,

Тематический выпуск стенгазет…

-Участие в межшкольных программах

-Использование ИКТ для взаимодействия с другими ОУ

-Посещение выставок, театров, музеев и т.д.

По ступеням обучения:

Ступени

образования

Формы и методы обучения

Начальная школа

Развивающее обучение, проектная деятельность

Средняя школа

Развивающее обучение, уровневая дифференциация, обучающие и контролирующие тесты, уроки-экскурсии, проектная деятельность

Старшая школа

Лекционно-семинарская система, парная, групповая работа, дидактические игры, проектная деятельность, индивидуальная работа в условиях классно-урочной системы. Технологии: «Обучение в сотрудничестве», «Дебаты», «Мозговой штурм» и т.д.

Проблема индивидуализации, дифференциации обучения предполагает разработку специфического содержания и особой технологии обучения, обеспечивающих эффективность работы как со слабыми, так и с сильными (способными) обучающимися

Обновление методов оценивания

          Обновление содержания образования требует обновления методов оценивания обучающихся. Предполагается переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию в соответствии с новыми образовательными стандартами и с учётом возрастной ступени обучения.

           Очевидно, что необходимо учитывать все образовательные достижения ученика, полученные им во внеэкзаменационных формах.Особенно значимым это становится в тех случаях, когда речь идёт о выявлении объективных оснований выбора профиля в ближайшем будущем.

Имеется широкий круг различных учреждений: центры детского творчества, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, художественные студии, образовательно-воспитательные центры, которые обладают большим и реальным образовательным эффектом для школьников. Разнообразие результатов внешкольной деятельности старшеклассников делает более объёмной и объективной оценку их достижений и приобретённого опыта, но требует использования особых инструментов оценивания.

            Для учёта реальных достижений школьников вводится система портфолио, которая относится к разряду аутентичных, индивидуализированных оценок и ориентирована не только на процесс оценивания, но и самооценивания, а также оценивания с помощью различных экспертов.

Изменение роли учителя в образовательном процессе.

          Ключевой фигурой в школе остаётся учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Каждый учитель должен пересмотреть свою концепцию, личностное педагогическое кредо с целью согласования его с новой миссией школы. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учеников. Необходимо совершенствовать урочную систему как основную форму организации процесса обучения в школе:

-        уйти от уроков, на которых «солирует» учитель, а работа детей сводится к повторению или воспроизведению «готовых истин», продиктованных преподавателем или взятых из учебников;

-        максимально продумывать и организовывать работу на уроке учеников, которые с помощью учителя анализируют информацию, отбирают полезное, ставят и решают задачи и приходят к решению или итоговым выводам, т.е. учатся учиться;

-        при этом должна быть обеспечена доступность изучаемого материала возрастным, психологическим и интеллектуальным возможностям учеников;

-        сделать педагогику сотрудничества главным принципом организации учебной и воспитательной деятельности.

            Методическая составляющая инфраструктуры школы ориентирована на поддержку деятельности каждого учителя: обеспечение личностно-ориентированного подхода к методической работе, анализу педагогической деятельности, наличие доступа к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам.

Кроме традиционных ШМО и ММО, в школе планируется создание творческих групп,  профессионально-педагогических объединений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.  Текущая  работа осуществляется научно-методическим советом  школы.

           Предполагается повышение ИКТ-компетентности каждого учителя и более эффективное использование информационной среды школы в качестве образовательного ресурса. Важно, что в каждом предмете мы даём ученику и учителю необходимые ИКТ- инструменты деятельности.

          Необходимо пополнение школьной медиатеки , активное внедрение информационных технологий в структуру урока; систематически вводить элементы автоматического контроля знаний учащихся с помощью электронного тестирования, использовать на уроках учебные пособия из школьной медиатеки, усилить проектную деятельность и другие формы групповой творческой работы школьников на уроке.

          Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

           В процессе реализации Программы развития должна формироваться  самооценка деятельности ОУ с целью обеспечения её соответствия развивающейся системе образования; переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования; переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы совершенствование системы диагностики и мониторинга образовательного процесса.

Предметная среда в школе и её дальнейшее совершенствование

         

Принцип преемственности (наглядности), выдвинутый В.В. Давыдовым и направленный на реализацию организации новых форм учебных занятий, возможностей «открытия учащимися всеобщего содержания понятия как основы последующего выведения его частных проявлений», указывает на необходимость научно обоснованного арсенала средств и сред обучения.

         Основанием для этого утверждения является такое понимание процесса развивающего обучения и такой подход к проектированию средств и сред обучения, которые позволяют представить детям целостную картину мира простыми и доступными приёмами.

          Многое совершенствуется в предметной среде. Однако этого явно недостаточно, так как в современной науке и мировой практике подчёркивается важность и актуальность проблем, связанных с поиском и передачей информации, в том числе и новейшими аудио, видео и компьютерными системами.

         В этом направлении и должно идти дальнейшее развитие учебно-материальной базы школы.

Развитие школы предполагает:

  • эффективное применение и реализация этнокультурной составляющей в урочное и внеурочное время
  • максимальное приспособление предметных сред к особенностям обучения
  • отбор и разработку комплектов учебного оборудования для различных предметов
  • создание возможностей комплексного использования средств обучения в условиях предметной и игровой среды на основе технологии развивающего обучения
  • подбор специализированных комплектов мебели и приспособлений для каждого помещения (рабочих мест учеников, педагогов)
  • изменение и расширение функций предметных кабинетов; превращение их в научные лаборатории для учеников и учителей
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональных режимов учёбы, досуга, отдыха, обеспечение разнообразных форм и способов деятельности детей, исходя из их индивидуальных особенностей, а следовательно, соответствие дидактического инструментария в среде обитания.

        Предметная  среда в школе  и её дальнейшее совершенствование направлены на обеспечение физической и психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Целью данной программы развития МКОУ « Етеревская ККОШи»  является то, чтобы школа не превращалась в здание, в кабинет образцовой агитации, куда приходят по звонку, зарабатывают, кто деньги, кто оценки.  Данное образовательное учреждение имеет потенциал,  чтобы  стать местом, которое будет увлекать  за собой и учителя, и ребёнка, и родителей. Ведь главной задачей школы  является воспитание в подрастающем поколении высоких нравственных качеств ,свойственных традициям русского кадетства и казачества , а также  повышенного чувства патриотизма. Чтобы дети любили свою родину, чтобы чувствовали себя необходимыми для неё, чтобы понимали, что процветание  Волгоградской области  зависит от каждого из нас, чтобы знали, уважали и развивали традиции Донского края, чтобы гордились своей принадлежностью, привязанностью к этой земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития МОУ Покшеньгская школа

Программа развития МОУ "Покшеньгская основная школа № 21"...

Программа развития музея истории школы

Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной работы школы является сохранение лучших школьных традиций, что способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции, воспитани...

Программа развития "Наша новая школа", 2010-2015 г.г.

Программа развития МАОУ СОШ№12 ст.Михайловской "Наша новая школа" на 2010-2015 г.г.        Данная программа является руководством к действию для педагогического колл...

Программа развития МКСКОУ Белоомутская школа-интерната VIII вида.

Школа-интернат создаёт условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразова...

Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".

Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8 "

Программа развития МАОУ  "Средняя школа № 8 "...