Статья "Опыт методической работы Службы здоровья"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Лойко  Екатерина Геннадьевна

В данной статье я обобщаю свою деятельность за последнии три года. Может испоьзоваться как руководителями Службы здоровья, так и классными руководителями для работы в образовательном учреждении. Статья содержит и  традиционный, и нетрадиционный набор мероприятий для успешной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_metodicheskoy_raboty_rukovoditelya_sluzhby_zdorovya.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт методической работы руководителя Службы здоровья

ГБОУ школы № 588 Санкт-Петербурга

Добыть  и сохранить здоровье может    

только сам человек.

Н. А. Аммосов

 Цель работы является – вовлечение каждого участника образовательного процесса в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

    Здоровьесозидающая деятельность в образовательном учреждении строится на основе  концепции системной деятельности образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья , которая  рассматривает потенциал  всего педагогического процесса в решении задачи по улучшению здоровья обучающихся, а формирование культуры здоровья - деятельностью социализирующей, позволяющей обучающемуся развить у себя личные и социальные компетенции и приобрести социальный опыт.

Работа по здоровьесбережению осуществляется по следующим пяти направлениям:

- организация здоровьеориентированной образовательной среды;

- повышение профессиональной компетенции педагогов;

- повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здоровьесбережения;

- профилактика асоциального поведения, здорового жизненного стиля всех участников образовательного процесса;

- тьюторское сопровождение  учащихся.

На более важных направлениях я остановлюсь.

Формирование здоровьеориентированной образовательной среды через программу «Здоровый ребенок - здоровый город». Сроки реализации: 2015-2020 гг

Миссия программы: создание условий для формирования конкурентоспособной личности, развития человеческого капитала как фактора социально-экономического развития Санкт-Петербурга через координацию деятельности, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, обеспечение сетевого взаимодействия.

Кто и как будет осуществлять в условиях занятости классных руководителей, учителей- предметников, администраторов, диагностические и аналитические мероприятия, как составить индивидуальные программы, какими технологиями воспользоваться, как сформировать здоровьеориентированную образовательную среду для достижения результатов, для удовлетворения потребностей всех участники образовательного процесса.  

Нужна команда:

  • Руководитель СЗ
  • Логопед
  • Фельдшер школы
  • Учитель физической культуры
  • Председатель МО классных руководителей
  • Социальный педагог
  • психолог (осуществляет диагностики)
  • диспетчер по расписанию, составлению программ
  • методисты (в нашем случае тьютеры)

Для координации работы всеми направлениями деятельности Службы здоровья необходим руководитель , который будет осуществлять руководство, осуществлять контроль выполнения рабочих планов, целевых групп и конкретных специалистов службы здоровья.

Функционал руководителя СЗ складывается из типовых обязанностей и дополняется с учетом специфики ОУ. Свою работу я осуществляю через мой методический портфель, который  складывается из традиционных и нетрадиционных мероприятий 

На МО классных руководителей  рассматриваются вопросы адаптации учащихся, способы разрешения конфликтов, ознакомления с приемами диагностик и мониторингов по вопросам ЗОЖ  в для успешной работы с учащимися.

Ведется индивидуальная консультативная  работа с педагогами, родителями, кл. руководителями, обучающимися

На основе мониторингов  проводится статистическая обработка результатов: по вопросам:

  • Саногенитический мониторинг
  • Биологическая обратная связь
  • Занятость в спортивных секциях
  • Здоровое питание
  • Режим дня
  • Здоровьеориентированная  образовательная среда
  • Городской мониторинг «Школа здоровья»
  • Удовлетворенность детей и родителей образования и образовательной среды для учащихся с ОВЗ

Непременным требованием психолого-педагогического сопровождения учащихся в нашей школе являются наблюдение и работа с учащимися группы риска дезадаптации. В данную группу в входят учащиеся 1-х классов – адаптация к систематическому обучению;

 5-х – адаптация к кабинетной системе обучения, предметному обучению;

9-х – адаптация к профильному обучению;

 11-х – адаптация к вузовской системе обучения.

Сопровождение обучающихся  на ступенях адаптации I II III  (первоклассники, пятиклассники, 10-11 классы)

Причины конфликтов ( совместно со службой медиации). Диагностика причин конфликтов поведения и способы разрешения конфликтов. Совместные мероприятия со службой медиации: ДИАГНОСТИКИ, ТРЕНИНГИ, АКЦИИ

Разработаны программы «Здоровый ребенок – здоровый город.» 2015-2020гг (городской конкурс «Школа здоровья», участник),  АОП для детей с ОВЗ 2015-2020гг

Динамические переменки организованные совместно с ДОО «Парламент»

Выпуск санитарных, просветительских и  пропагандирующих газет по вопросам ЗОЖ

Организация выступлений медицинского персонала по профилактике сезонных заболевания

Посещение уроков с целью контроля использования здоровьесберегающих  технологий

Разработка рекомендованных кл. часов и бесед по формированию ЗОЖ, контроль за проведением классных часов и бесед

Организация пропаганды здорового питания

Традиционные День здоровья совместно с учителями физической культуры «Папа, мама, я – спортивная семья», турнир поколений (команды учителе и учеников)

Расширение и оформление фитозоны (в классе и на территории школы)

Нетрадиционные мероприятия 

Сетевое взаимодействие с СПб ГБУЗ "Городская больница № 33", кардиологическое отделение, терапевтическое отделение, хирургическое отделение распространение санитарных листов, флаеров  «Советы здорового сердца»

  • Акции «Здоровое сердце», «Правильное питание»,  «Красная ленточка», посвященному Дню борьбы  с ВИЧ,  «На прививку первый класс» по пропаганде ликвидации пробелов в значении иммунизации.
  • Акция «Здоровый образ жизни»
  • Акция «На прививку первый класс» по пропаганде ликвидации пробелов в значении иммунизации (дипломы победителей 2015г, 2016г, 1 класс, куратор )
  • Акция «Наш любимый врач»  
  • Конкурс детского рисунка на медицинскую тему  в рамках Федерального Конкурса  народного признания «Наш любимый врач»   (2016г, куратор, I место Владыковская Софья, 11 класс)
  • Участие ребят в районном конкурсе «Лучшая медсестра»
  • Интервью с работниками здравоохранения  2017г, I место в районном этапе городского смотра-конкурса средств информации государственных бюджетных общеобразовательных организаций «От информирования – к формированию стереотипа здорового образа жизни», Сапарова Александра 11 класс

Проектная деятельность и исследовательская деятельность:

  • Исследовательская работа «Вред пищевых добавок в составе йогуртов» (2016 г. районный конкурс «Первые шаги в науку» диплом II степени Сапарова Александра 10 класс)
  • Исследовательская работа «Обнаружение витамин С в продуктах, его значение для организма» ( 2015 г, городская эколого-биологическая конференция «Я познаю мир», участник Михайлова Полина, 5 класс)

Экологическое воспитание :

  • Районный конкурс «Земля наш общий дом» II место Прохоров Александр, Федосов Сергей, Музанков Дмитрий  8 класс 2016г
  • Районный конкурс «ЭКОеда. Сделано в России» I место, Молчанова Валерия 8 класс 2017г
  • Экологическая  сказка. 6 класс
  • Экологическая неделя (сентябрь, ежегодно)

Школьные акции «Здоровое сердце», посвященному Дню Здоровое сердце, «Правильное питание», посвящённому пропаганде здорового питания, «

Регулярное представление  методического опыта работы

  • Районный семинар для руководителей Службы здоровья  «Тьюторское сопровождение развития здоровьеориентированной личностной позиции дезадаптированных детей» (14 апреля 2016г)
  • Участие в городском конкурсе «Школа здоровья» (2016г, участник)
  • Городской проблемный семинар «Технологии тьюторского сопровождения как условие формирования здоровьеориентированной образовательной среды» (27 января 2017г)
  • Участие и выступление на секции в Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции «На пути к школе здоровья: формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни» в рамках Петербургского образовательного форума (28-29 марта 2017г)

 Публикации :

  • Районный сборник «Школа здоровья»
  • Готовиться к публикации сборник по проблемам внедрения тьюторского сопровождения в ОУ
  • Статья по теме: «Правовая компетентность школьников  как фактор социализации»
  • Сценарии агитбригады «Здоровый образ жизни» 2015 год, 2016 год апробированы  на районных семинарах, конкурсах по формированию «моды» на здоровый образ жизни в молодежной среде  «Люби! Твори! Живи!» дипломы II, III степени

Представленный сегодня опыт методической работы накоплен за небольшой промежуток времени (за три года) в данный момент работа в направлении  формировании здоровьеориентированной среды продолжается , опыт накапливается и может быть представлен:

  • Методические разработки
  • Семинарах
  • Конкурсах

Есть кадры, есть ресурсы, есть желание!

Я возвращаюсь к смыслу цитаты в начале моего выступления,  и подтвердить значимость слов известной легендой.  

 «Давным-давно, на горе олимп жили-были боги. Стало скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать… Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

 Так и живет с древних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Я желаю вам сберечь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников, коллег

Здоровым быть- здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...

Служба здоровья. Нормативные документы ОУ

Предлагаю вашему вниманию нормативные документы Службы здоровя (СЗ) образовательного учреждения. Надеюсь, кому-то пригодиться в работе....

Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение...

Иммунология на службе здоровья

Тема урока. Иммунология на службе здоровья. Цели урока: Ознакомиться с основными этапами развития иммунологии, выучить сопутствующие теме урока понятия. Задачи урока: 1.    Оп...

Исследовательская работа по теме "Десятичные дроби на службе здоровья школьника"

Важна ли тема «Десятичные дроби на службе здоровья школьника» в жизни? Как  описать с помощью дробей здоровый  образ жизни человека? как связаны с десятичными дробями здоровье шк...