"Опыт выстраивания системы духовно-нравственного воспитания в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении"
статья по теме

Боева Ольга Владимировна

Одним из важных положительных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Позитивным моментом является переход образовательных учреждений  на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые предполагают наиважнейшей духовно-нравственную составляющую учебно-воспитательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_borisova_o.v._gubkinskiy_1.docx606.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание детей с особыми

потребностями в обучении»

Перед современным педагогом стоит необычайно тяжелая и судьбоносная миссия – достучаться до сердец учащихся и их родителей.  

 «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души,  бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»                                                                                                                                                    

                          (В.А. Сухомлинский)

Отказ от нравственных принципов и религиозных воззрений своих предков, распад прежней воспитательной системы, социально-экономический кризис в стране сказались, прежде всего, на самых незащищенных (социально уязвимых) слоях населения - детях и особенно на детях с ограниченными возможностями здоровья. Практика моей педагогической деятельности в специальном коррекционном образовательном учреждении показывает: с каждым днем количество детей с особыми потребностями в обучении увеличивается. Конечно, можно свести причины этой негативной тенденции к ухудшающейся экологии и экономическому кризису, но, на мой взгляд, как специалиста с более чем 27 –летним стажем работы в системе образования и многодетной матери, прежде всего, это связано с тем, что в современном обществе утрачены нравственные принципы и идеалы. Раньше и представить мы не могли, чтобы молодая мамочка, гуляя с коляской, в одной руке держала сигарету, а в другой баночку пива. А сегодня этому факту никто не удивляется, ведь это стало чуть ли не нормой. Даже благополучные семьи бьют тревогу: детей затягивает улица, «новые», зачастую нежелательные влияния заполняют вакуум отсутствия родительской любви и правильной воспитательной работы в школе. C:\Users\User\Documents\Борисова\ОРКИСЭ\Возьмемся за руки, друзья!\Проект\102NCD80\DSC_0055.JPG

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Очевидно, что у России исчерпан лимит времени на воспитательные эксперименты; необходимо исправлять положение с духовным воспитанием детей и без возвращения к своим корням,  традиционным ценностям нет возможности заполнить ту пустоту, которая образовалась в душах молодого поколения. E:\посещение мечети и храма\DSCN5310.JPG

Не могу не отметить, что,  принимая участие в проведении семинара православных педагогов городе Тобольске, мне выпала честь поставить свою подпись, от лица всей педагогической общественности города Губкинского,  под обращением в Правительство Российской Федерации о необходимости введения в образовательных учреждениях религиозного учебного курса «Основы православной культуры». Конечно, десятилетие тому назад на положительное решение  вопроса было мало надежды. Но, как показало время, государственные мужи наконец-то задумались над разработкой и внедрением  учебного курса, отвечающего потребностям и реалиям сегодняшнего дня.

Перед современным педагогом, преподающим учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» стоит необычайно тяжелая и судьбоносная миссия – достучаться до сердец учащихся и их родителей.  Учителю необходимо  последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Хочется отметить важность личности преподавателя курса. Ведь именно ему вверено воспитание юных душ. Еще в XIX веке известный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Все средства воспитания…могут быть хороши и достигать своей цели только в том случае, если воспитатель примером своей личности подтверждает те истины, какие он желает внедрить в сердце ребенка». Считаю, что дети воспринимают только того воспитателя, который сам убежден в истинности преподаваемых положений и, самое главное, руководствуется ими в своей повседневной жизни.

Мой педагогический опыт показывает, что большинство учеников коррекционной школы отличаются низкой учебной мотивацией. Это выражается в нежелании учиться, у некоторых детей присутствуют отклонения в поведении. Педагог тратит неимоверное количество душевных сил на то, чтобы каждый ребенок раскрыл свои потенциальные возможности и способности, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал.  На первый план выходит обучение ребенка жить в мире реальности, дать правильные нравственные ориентиры. Таким детям  жизненно необходимо помочь в формировании мировоззрения. Ведь причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков с ограниченными возможностями здоровья заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении разграничить понятия  «хорошее» - «плохое», в неумении определить нравственные ценности жизни, да и в незнании ими правдивой истории, духовной культуры  своего народа.     C:\Users\User\Desktop\SDC11843.JPG

         Новый предмет призван заполнить этот пробел и изложить правильную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных критериев традиционных религий России, раскрыть тысячелетнюю духовную традицию нашего православного народа.

Учебный курс  реализуется в нашем учебном заведении на протяжении трех учебных лет. Хочется отметить, что для нашей маленькой школы это пусть небольшой, но значимый этап. Стало понятно, что именно этот предмет дает «нравственную прививку» ребенку. Выйдя из стен школы,  молодые люди не попадут в руки тоталитарных сект, деструктивных организаций. Они смогут правильно взаимодействовать в современном многоконфессиональном и многонациональном обществе. Ведь человек, который  знает и чтит свою культуру, религию будет уважительно относиться к взглядам и верованиям другого человека.

На мой взгляд, позитивным моментом является переход образовательных учреждений  на новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые предполагают наиважнейшей духовно-нравственную составляющую учебно-воспитательного процесса. В обязательной для школ Программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся есть раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся». Раздел предусматривает мероприятия по повышению эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и традиционными религиозными организациями. Наконец-то у школ появились основания и нормативные документы, на основании которых можно привлекать к совместной деятельности религиозные организации.  Нами заключены договора с православным Приходом храма святителя Николая Мирликийского ЯНАО Салехардской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и  Местной  религиозной мусульманской организацией - Махалля «Ватан» города Губкинский. В тесном сотрудничестве мы осуществляем воспитание школьников.

Работая более десяти лет заместителем директора по воспитательной работе, сделала неутешительный вывод: современные родители стараются переложить на школу все свои функции и в результате учителя делают то, что должны делать родители.  Поэтому выстраивая воспитательный процесс и внеурочную деятельность, особое внимание уделяю проведению совместных детско-взрослых внеклассных мероприятий.  По инициативе администрации родители наших воспитанников встречаются со священнослужителями, принимают участие в родительском педагогическом лектории, где получают рекомендации по нравственному воспитанию своих детей. На заседаниях Управляющего совета школы, в состав которого входят родители, в течение года рассматриваются и утверждаются программы по духовно-нравственному воспитанию, положения и планы по реализации учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики». И как результат: родители становятся из пассивных наблюдателей в активных участников учебно-образовательного процесса.

Педагоги школы стараются проводить нестандартные уроки, мероприятия, используя современные технологии обучения и воспитания. Ежегодной традицией стало участие педагогов  и обучающихся в молебне на начало учебного года, который проходит в Свято-Никольском храме. Обязательным правилом в начальной школе стало проведение учебного занятия по литературному чтению (4 класс) на тему «Житие Сергия Радонежского» в православном храме. Ребята узнают о жизни отрока Варфоломея и духовных подвигах великого подвижника,  глядя на икону святого, впитывая благодатную атмосферу священного сооружения. Конечно, полученные знания и впечатления навсегда останутся в сердцах школьников. Ведь недаром святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю благолепием икон и всего храма, звоном, пением певцов, кадильным фимиамом, лобзанием Евангелия, креста и святых икон, просфорами, пением и сладкозвучным чтением Писаний».

Можно отметить положительные результаты усилий педагогического коллектива: несмотря на многонациональный состав и различное вероисповедание семей, в школе  среди детей отсутствуют конфликты на национальной и религиозной почве. Обучающиеся под руководством педагогов ежегодно выполняют социальные проекты, принимают участие  и становятся победителями в творческих конкурсах различного уровня (международных, всероссийских, окружных, городских): «Рождественский вернисаж», «Пасха красная», «Пасхальное яйцо», «Красота Божьего мира», «Широкая масленица» и других. Выпускники 2013 года подготовили творческую проектную работу «Духовные сокровища земли сибирской», в которой представили духовное наследие Иоанна Тобольского, рассказали о  Тобольском  Кремле, который вновь стал духовным центром Сибири. В 2012 году в городском этапе всероссийской акции «Я – гражданин России» коллективная работа – социальный проект «Возьмемся за руки, друзья!» стал обладателем специальной грамоты и денежного приза за актуальность. Этот проект объединил две мировые религии: ислам и православие. Ребята с огромным интересом работали над проектом и сделали вывод, что объединить нашу многоконфессиональную страну и воспитать нравственное поколение можно только на основах веры, надежды, любви и добра потенциал которых заложен в христианском Священном Писании и в Коране. В 2013 году в этом же конкурсе социальный проект «В дружбе народов единство России» занял первое место в номинации «Толерантность».

На будущее планируем проведение «Уроков нравственности» в 5-9 классах. Занятия будут проводиться классными руководителями совместно с представителями религиозных организаций нашего города.

В заключение  хочу привести слова великого педагога К.Д. Ушинского «Дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии». Для нашей маленькой школы, где особенные учителя обучают особенных детей, эти слова стали профессиональным девизом.

C:\Users\User\Desktop\SDC11821.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.

В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии

Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...