"Профессиональный стандарт как инструмент построения образовательной траектории педагога"
материал на тему

Софронова Екатерина Александровна

Выступление на окружном методическом объединении учителей математики по теме "Профессиональный стандарт как инструмент построения образовательной траектории педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд

«Профессиональный стандарт

как инструмент построения образовательной траектории педагога».

Слайд (тит лист)

Актуальный  вопрос для обсуждения на сегодняшний день - это профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

слайд

Он является перечнем требований, выдвигаемых работодателем при приеме на работу, служит инструментом оценки качества работы учителя при аттестации, определяет основные требования к подготовке будущих педагогов.

 слайд

Очевидно, что цель разрабатываемого профессионального стандарта учителя — повышение качества его работы, повышение качества образования.  Значит, необходимо наполнить профессиональный стандарт педагога новыми компетенциями:

  1. Работа с одаренными учащимися.
  2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  3. Преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным.
  4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
  6. Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

    слайд

     Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям ( на сегодня+ информатики), в каждом из которых прописаны Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания учителя. Сегодня как учителя- предметники мы говорим о профстандарте учителя математики.

Слайд

В конце декабря 2016 года состоялся круглый стол «Профессиональный стандарт педагога-новые возможности развития системы образования», где один из авторов этого документа академик РАО Евгений Александрович Ямбург ещё раз подробно рассказал о целях и  необходимых условиях принятия этого документа.  

Слайд

Мы на РМО просматривали видеоролик этого выступления, полезно услышать всё из первых уст, также мы обсудили проблемы и трудности, которые встают на наш взгляд при введении Профстандарта в современных условиях, об этом я скажу чуть позже.

Слайд (картинка профстандарт)

Сегодня нам, учителям математики, конечно, необходимо не только изучить проект профстандарта, материалы по его апробации, но и активно включиться в обсуждение и анализ с целью ответа на вопрос: какие новые задачи ставятся перед нами, что мы должны изменить в своей работе, т.е. наметить новые перспективы своего развития, и сегодня, являясь руководителем РМО учителей математики, физики и информатики, я расскажу, какая работа проводится в этом направлении в Санчурском районе, какие проблемы и возникающие вопросы мы видим  в этой связи.

Во-первых, методической службой была поставлена перед руководителями школ задача по изучению и проработке проекта профстандарта, проводятся педсоветы и заседания ШМО, где рассматриваются общие положения Профстандарта.

Слайд (новые компетенции)

И если, вернувшись к новым компетенциям педагогов, мы видим, что работа с одаренными учащимися нам знакома, то по остальным направлениям напрямую требования к учителю математики ранее не предъявлялись, следовательно, это требует нашего особого внимания.  

Поэтому мы в сентябре на РМО учителей матем, физики и информатики обсудили вопрос

ЩЕЛЧОК «Работа учителя в условиях реализации программ инклюзивного образования»,

Слайд

теоретический материал подготовила учитель математики Матвинурской школы Каравайцева Т.И., прошедшая соответствующую курсовую подготовку.

Слайд

На следующем заседании РМО (октябрь)

ЩЕЛЧОК был проведён подробный анализ результатов школьного тура Всероссийской олимпиады с выступлением педагогов каждой школы, проанализированы ошибки учащихся, учителя поделились опытом работы в данном направлении, хотя, надо признать, что пока результаты Всероссийской олимпиады наших учащихся недостаточно высокие.

Слайд

Результаты муниципального тура- на экране. Мы видим причину в том, что (это надо признать) пока не все преподаватели в совершенстве владеют методами и приёмами решения олимпиадных задач, и с другой стороны в силу перегруженности способных учащихся в условиях подвоза времени для дополнительных занятий с ними учителю найти сложно.

Слайд (рез-ты Кенгуру)

В этих условиях мы рекомендуем педагогам нацеливать детей на участие в дистанционных и заочных олимпиадах и конкурсах, оказывая им организационную помощь. На экране вы видите результаты участия в международном математическом конкурсе «Кенгуру»

Слайд(фото призёров с Эверест)

В последние два года наши ребята успешно принимают участие в Международной предметной олимпиаде «Эверест».

Слайд

Конечно, мы работали и работаем  с так называемыми «трудными» детьми, но чаще всё-таки эта работа на нас ложилась в качестве классного руководителя,

ЩЕЛЧОК а в новых условиях учитель должен  быть готов работать с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении, поэтому на новый уровень должна быть выведена работа с семьями в СОП, семьями группы риска.

 Слайд

Поэтому в этом учебном году методистами  проводилась большая работа с педагогами и  в этом направлении. На экране вы видите лишь некоторые темы обсуждаемых вопросов на РМО заместителей директоров по воспитательной работе,   психологов, социальных педагогов. Но в новых условиях педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося, поэтому сейчас этим вопросам необходимо уделять внимание  и на РМО учителей-предметников.

Слайд

ПРофстандарт отражает множество Предметных компетентностей, На слайде вы видите лишь некоторые из тех, над которыми мы работали на РМО в последние два года. С целью отработки навыка устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне аттестационной категории учителя мы ежегодно на заседаниях РМО проводим практикумы по решению задач,

Слайд

так в прошлом учебном году рассматриваем вопрос «Приемы и методы решения вероятностных задач ОГЭ и ЕГЭ.» учитель математики Санчурской школы Н.С.Унжакова, в этом «Решение нестандартных математических заданий при подготовке учащихся к ОГЭ» (Лобанова И.А., Кувшинская школа).

Слайд

 «Подборка и приёмы решения  качественных задач 2 части экзаменационной работы по физике». (учитель физики Санчурской школы А.В.Шевелёв и

Слайд

Своё владение основными математическими компьютерными инструментами наши учителя демонстрируют на открытых уроках и внеурочных занятиях, мастер-классах, которые активно проводят для своих коллег, так в прошлом учебном году 11-ю из 16-и учителей (69%) нашего РМО всего было дано на муниципальном и окружном уровнях

Слайд

 5 открытых уроков, 2 мастер-класса,

Слайд

2 внеурочных занятия,

Слайд

 выступили по актуальным вопросам 5 педагогов,

Слайд

 самые активные провели до 3 открытых мероприятий, практически все они были даны с компьютерной поддержкой,

Слайд

 И сейчас использование ИКТ  в образовании должно встать на новый уровень, но, к сожалению в нашем районе остро стоит проблема доступа  в  Интернет.

Слайд

Также наши учителя стремятся участвовать в профессиональных конкурсах, так уже в этом учебном году Лобанова И.А.,учитель математики Кувшинской основной школы стала дипломантом в номинации «Призвание и опыт» муниципального этапа конкурса «Учитель года-2017», получив приз детского жюри. За всю историю проведения этого конкурса учителя математики всех школ нашего района, кроме одной, были его участниками на муниципальном и окружном уровнях, это говорит об их методической активности и педагогическом мастерстве.

   Слайд

Наши педагоги сами участвуют в олимпиадах и распространении своего педопыта, имеют публикации в интернет изданиях.

Слайд

Я постаралась раскрыть работу нашего РМО в условиях подготовки к введению Профстандарта учителя. И я думаю, что главное, что мы сделали на этом этапе, нашли ответ на вопрос:

Будет ли способствовать введение профстандарта повышению качества образования? Мы считаем: Во –первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и необходимости постоянного профессионального роста; В-третьих, профессиональный стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие – нет. Главная проблема – отсутствие условий: 

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря – тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. В связи с этим я хочу закончить  притчей:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не  все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Да, всё в руках Учителя. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут, максимально развиваясь, чувствовать себя комфортно, а это и есть основная цель Профстандарта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профессиональный стандарт как инструмент построения образовательной траектории педагога». Руководитель РМО учителей математики, физики и информатики Санчурского района Е.А.Софронова 2017 год

Слайд 2

 инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.  инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.  объективный измеритель квалификации педагога.  средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.  основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Область применения

Слайд 3

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

Слайд 4

Стандарт определяет:

Слайд 5

Круглый стол «Профессиональный стандарт педагога - новые возможности развития системы образования»

Слайд 6

На заседании РМО учителей математики, информатики и физики «Профстандарт: новые требования к учителю» (февраль 2017 год)

Слайд 7

Картинка красная профстандарт

Слайд 8

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями: * Преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным. * Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. * Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам. *Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. * Работа с одаренными учащимися. * Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Слайд 9

Кара «Работа учителя в условиях реализации программ инклюзивного образования.» (Т.И.Каравайцева, МКОУСОШ с. Матвинур)

Слайд 10

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями: * Преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным. * Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. * Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам. * Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. * Работа с одаренными учащимися. * Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Слайд 11

ПРИЗЁРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 2016 ГОДА: Рыбакова Валерия, обучающаяся 5 класса МКОУООШ д. Большая Шишовка (учитель Волкова Н.В.) Москвичёва Кристина, обучающаяся 5 класса МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск (учитель Унжакова Н.С.) Мертвищева Ольга, обучающаяся 5 класса МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск (учитель Унжакова Н.С.) Шестаков Александр, обучающийся 5 класса МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск (учитель Унжакова Н.С. ) Иванов Никита, обучающийся 7 класса МКОУСОШ с. Корляки (учитель Иванова Н.П.) Шашков Тихон, обучающийся 8 класса МКОУСОШ с. Корляки (учитель Иванова Н.П.) Суслов Георгий, обучающийся 8 класса МКОУСОШ с. Корляки (учитель Иванова Н.П.) Горячкина Анастасия, обучающаяся 8 класса МКОУСОШ с. Корляки (учитель Иванова Н.П.)

Слайд 12

2013 год Диплом II степени - Наплавков Володя (6 кл.), ученик МКОУООШ с. Галицкое (учитель Каравайцева Т.И.)- 92 балла. Диплом II степени - Бакланова Алёна (8 кл.), ученица МКОУООШ с. Галицкое (учитель Каравайцева Т.И.) -88 баллов. Похвальный отзыв - Рыбаков Алексей (9 кл), ученик МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск (учитель Унжакова Н.С.) – 63 балла. 2014 год Похвальный отзыв - Рыбаков Алексей (10 кл.), ученик МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск (учитель Унжакова Н.С.) -65 баллов. 2015 год Диплом III степени - Иванов Никита (5 кл.), ученик МКОУСОШ с. Корляки (учитель Иванова Н.П.)- 90 баллов. Похвальный отзыв - Большаков Александр (5 кл.), ученик МКООУООШ д. Большая Шишовка (учитель Цыплёнкова Т.А.)-77 баллов. Похвальный отзыв - Волкова Мария (5 кл.), ученица МКОУООШ д. Большая Шишовка-76 баллов. Похвальный отзыв - Сокова Марина (5 кл.), ученица МКОУООШ д. Большая Шишовка-75 баллов. Похвальный отзыв- Волкова Анастасия (6 кл.), ученица МКОУООШ д. Большая Шишовка-79 баллов. Результаты международного математического конкурса «Кенгуру»

Слайд 13

Победители и призёры Международной предметной олимпиады «Эверест» Учащиеся МКОУ СОШ с.Корляки М.Новосёлов, Д.Наплавков 6кл. (учитель Е.А.Софронова), Н.Иванов 7 кл. (учитель Н.П.Иванова)

Слайд 14

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями: * Преподавание учащимся, для которых русский язык не является родным. * Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. * Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам. * Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. *Работа с одаренными учащимися . * Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Слайд 15

«Педагогическое воздействие на отклоняющееся поведение обучающихся»; «Межведомственное взаимодействие в работе с обучающимися, состоящими на всех видах профилактического учета»; «Инклюзивное образование как новый подход к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Опыт организации работы по формированию жизнестойкости обучающихся»; «Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»; «Социальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»; «Алгоритм работы с семьей и несовершеннолетними, находящимися в СОП».

Слайд 16

Предметная компетентность Учитель должен: Уметь решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, задачи олимпиад ( включая задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады). Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне аттестационной категории учителя Владеть основными математическими компьютерными инструментами

Слайд 17

Унжакова, Шевелёв «Решение нестандартных математических заданий при подготовке учащихся к ОГЭ.» (И.А.Лобанова, МКОУ ООШ с.Кувшинское) «Приемы и методы решения вероятностных задач ОГЭ и ЕГЭ.» (Н.С.Унжакова, МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск)

Слайд 18

«Подборка и приёмы решения качественных задач второй части экзаменационной работы по физике.» (А.В.Шевелёв, МКОУСОШ с УИОП пгт. Санчурск)

Слайд 19

Владение основными математическими компьютерными инструментами – одна из предметных компетентностей учителя.

Слайд 20

5 открытых уроков

Слайд 21

2 внеурочных занятия «Танграм – математическая головоломка.» (Т.И.Каравайцева, МКОУ СОШ с.Матвинур) «Фракталы. Выдумка или реальность.» (Е.А.Софронова, МКОУ СОШ с.Корляки)

Слайд 22

«Роль курса «Наглядная геометрия» в математическом образовании школьников.» (И.В.Рыбаков, МКОУ ООШ с.Кувшинское) «Требования к рабочим программам в соответствии с ФГОС ООО.» (Т.И.Быкова, МКОУ СОШ с.Матвинур)

Слайд 23

«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочных занятиях как условие формирования ключевых компетентностей ученика.» (Т.А.Цыплёнкова, МКОУ ООШ с.Кувшинское) «Роль внеурочной деятельности в подготовке учащихся к олимпиадам и итоговой аттестации.» (Н.П.Иванова, МКОУ СОШ с.Корляки)

Слайд 25

И.А.Лобанова участница профессионального конкурса «Учитель года-2017», призёр в номинации «Призвание и опыт»

Слайд 26

Распространение педагогического опыта педагогов festival.1september.ru Альманах педагога Прояви себя

Слайд 27

«Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.» Ральф Эмерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Стажерская практика по теме «Профессиональный стандарт как инструмент мотивирования педагогических работников к повышению качества и результативности профессиональной деятельности».

Современная школа значительно изменилась и сегодня важно не столько вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Универсальные спосо...

Индивидуальная образовательная траектория как инновационная модель профессионального развития педагога «Ступеньки роста»

Первостепенными задачами учителя являются обеспечение качественной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, формирование у них готов...

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...