Педагогический совет на тему "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования"
учебно-методический материал на тему

Доклад  "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования". В чем же заключается необходимость перехода на новую модель?  Требование времени…

 1. Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия  и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

О введении   и реализации  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

в МБОУ лицее №66 г.Липецка

 

  С 1 сетября 2018 года  все образовательные организации г.Липецка и Липецкой области начинают работу по апробации механизмов введения и реализации  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее  ФГОС СОО) (Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 26.02.2018 №170). Понятно, что исключением не стал и наш лицей. А это значит, что 10 классы нашего лицея в 2018-2019 учебном году  переходят на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для  нас не является принципиально новой практикой. За нашими плечами – переход на стандарты начального и основного общего образования.

 Напомним, что переход на стандарт среднего общего образования был возможен с сентября 2013 года в пилотном (экспериментальном) режиме, а с сентября 2017 – в штатном (по мере готовности ОУ). На  тот момент к    НЕМУ  в городе Липецке оказались готовы 2 школы: лицей №44. СШ №29. Как и тогда, введение стандарта средней школы не является преемственным  продолжением стандарта основной школы. По сути, это «встраивание»  нового стандарта в процесс, начатый в 1-9 классах стандартом «первого» поколения. Это «переход», который с сентября 2018 года осуществят все школы Липецкой области.

Итак, по порядку. ФГОС СОО (как  и ФГОС начального и основного образования)  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). Стандарт реализует Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г.№2/16-з). Обратите внимание, что Примерная программа  одобрена в 2016 году, а последние изменения в Стандарт внесены в   июне 2017. Это значит, что без внесенных изменений в Примерную образовательную  программу  стандарт будет не реализован в полном объеме. Будьте осторожны при написании рабочих программ; (но к этому мы еще вернемся).

ФГОС СОО является преемственным по отношению к государственным федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образовани.  Как и указанные стандарты, он ориентирован на достижение нового качества образования, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков обучающихся, а компетенции как способности применять знания на практике. При этом значимость данного уровня общего образования (10–11 классы) заключается в том, что он играет ведущую роль для продолжения образования обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, дальнейшей профессиональной деятельности и успешной социализации личности.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66: «Средне общее образование направлено на  дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»

         В чем же заключается необходимость перехода на новую модель?  Требование времени…

 1.Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия  и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой

По сути дела, введение ФГОС  - это выполнение заказа государства, некое соглашение, общественный договор между государством, родителями и школой о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребенка, формированием  его личности. !!! ФГОС опирается Запросы личности, семьи, общества и государства к результатам среднего образования – (первое отличие ФГОС от предшественников.)

Отсюда выстаивается  Портрет выпускника средней школы.  Напомним его  содержание:

  • Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции

  • Осознающий традиционные ценности семьи, гражданского общества,  человечества, осознающий свою сопричастность Отечеству
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки

  • Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и познавательную деятельность

  • Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

  • Подготовленный к осознанному выбору профессии
  • Мотивированный на образование и самообразование в течение всей  своей жизни

 В чем состоит специфика ФГОС старшей школы:

-   профильный принцип образования;

- акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника

Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным.

Особенности стандарта среднего образования:

- предметные результаты  устанавливаются на базовом и углубленных уровнях;

-   индивидуальный проект как особая форма организации деятельности учащихся;

- возможность выбора уровня при сдаче ЕГЭ

(Об индивидуальном проекте, который является обязательным условием получения аттестата, сегодня будет сказано отдельно…)

 МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой Стандарта является системно-деятельностный прдход

Итак: Стандарт устанавливает требования: к структуре образовательной программы; к условиям реализации ОП; к результатам освоения ОП (Слайд) Это требования, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Обратимся к ООП СОО. Прокомментируем отдельные разделы.

ООП СОО включает в себя 3 раздела: Слайд

Целевой  - пояснительная записка; планируемые результаты, система оценки результатов освоения ООП СОО;

Содержательный – программа развития УУД; программы   учебных предметов, курсов и курсов внеурочной  деятельности; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы

Организационный – учебный план, план внеурочной работы, календарный учебный график, система условий реализации ООП СОО

  Результататы освоения ООП СОО: Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

 личностные, метапредметные, предметные.

 Интересным будет сравнить личностные и метапредметные результаты НОО,ООО и СОО. Слайды

Личностные результаты освоения ООП (готовность и способность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции, личностные качества)

ФГОС НОО 

1) формирование основ российской гражданской идентичности

 2) формирование целостного взгляда на мир

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 8) развитие этических чувств

 9) развитие навыков сотрудничества

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ФГОС ООО 

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

 5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

 6) формирование коммуникативной компетентности

 ФГОС СОО

1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

 3) готовность к служению Отечеству, его защите

 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

 7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Метапредметные результаты освоения ООП (УУД: познавательные, регулятивные, коммуниативные)

 ФГОС  НОО

 - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

 - использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

 - активное использование речевых средств и средств ИКТ

 - овладение навыками смыслового чтения текстов

 - овладение логическими действиями

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ФГОС ООО

 - умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

 - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи

 -  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

 - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

-  формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

ФГОС СОО

- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания

Предметные результаты (система основополагающих элементов научного знания для конкретной предметной области) ООП СОО устанавливаюся для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в соответствии с требованиями и должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности  

 

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

 

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

    Содержательный раздел ООП  СОО содержит  программу развития УУД (универсальных учебных действий),  включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, (программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности)

Так, ФГОС дают возможность   от школы информационно-трансляционной перейти к школе деятельностной

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

 основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

 старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

В содержательный раздел ООП СОО входят рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности.

Здесь остановимся на написании Рабочих программ. Обсуждение Положения о рабочих программах….

Памятка для написания о рабочей программы по учебных предметов (курсов)

по ФГОС СОО (10 класс, 2018-2020 учебный год).

 Оформление и структура Рабочей программы

п/п/

Элементы рабочей программы

Содержание элементов Рабочей программы

1.

Титульный лист

- полное наименование ОО;

- грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы (далее РП);

- название учебного предмета, курса;

- указание класса, где реализуется РП;

- фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория;

- сроки реализации РП;

- название населенного пункта и года разработки РП.

2.

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

- личностные;

- метапредметные;

- предметные;

3.

Содержание учебного предмета

- перечень разделов/блоков/тем

4.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

- перечень тем и последовательность их изучения с указанием количества часов, отводимых на их темы.

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе и должно содержать в себе следующие графы:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактическая

1.

2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №66

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.П.МЕРКУЛОВА Г.ЛИПЕЦКА

РАССМОТРЕНО

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

___________/____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ лицея  №66

____________ Н.Я.Буркова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета

русский язык

2018– 2019 учебный год

Учитель                            

Класс                          

Всего часов в год         

Всего часов в неделю         

г. Липецк, 2018

 

Организационный раздел.

Еще одна  Ключевая особенность ФГОС СОО   -  стандарт выбора, 60%   - обязательная часть; 40% - часть, формируемая  участниками образовательного процесса)

И  это, прежде всего, находит отражение в разработке Учебных планов профилей обучения

 Новичкова Р.Н.(базовый и углубленный уровни, обязательные предметы, предметы по выбору, количество предметов и пр.)

Особо хочется остановиться на индивидуальном проекте как особой форме организации деятельности учащихся. Его выполнение является обязательным для каждого ученика!!! (Оценка выставляется в аттестат)

(Хальзева О.А.)

  Внеурочная деятельность – является неотъемлемой составляющей ООП СОО. В  купе с урочной она позволит достичь планируемых результатов освоения ООП.    Внеурочная деятельность связана с направлениями развития личности:  спортивно-оздоровительное

духовн-онравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное

 Формы деятельности: конференции, круглые столы, научные исследования, социальные практики, секции, кружки, диспуты, олимпиады соревнования, поисковые объединения (до 700 часов за два года обучения)

Об   опыте внеурочной деятельности ФГОС ООО будет докладывать И.А.Анциферова.

 

Одним из главных условий  реализации Стандарта старшей школы является психолого-педагогическое сопровождение. Об этом разделе ООП будет говорить психолог лицея А.Е.Федянина.

 Как видите,  введение ФГОС СОО  вносит ряд изменений, которые существенным образом изменят структуру образования на уровне старшей школы.

Следует сказать и  о системе условий реализации ОП (кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические, материально-технические условия; финансовое обеспечение)

Признаемся, в настоящее время внедрение ФГОС СОО еще сопряжено с рядом сложностей, а именно: отсутствие  полного нормативно-правового обеспечения введения ФГОС СОО; недостаточная степень информированности педагогических и руководящих работников о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов образования; недостаточная информированность родителей и обучающихся о требованиях ФГОС СОО к содержанию и организации образовательной деятельности в старшей школе, отсутствие либо недостаточный опыт работы с обучающимися по индивидуальным учебным планам; отсутствие сформированной модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся 10–11 классов и др.

  С одной стороны, существует необходимость (и это требование времени) введения ФГОС СОО. С другой стороны, выявляется ряд проблем, связанных с созданием необходимых условий реализации ФГОС СОО: нормативно-правовых, информационных, кадровых, финансовых, организационно-содержательных, материально-технических, которые необходимо постепенно решать. Главное – ввязаться в бой!!! А патроны, будем надеяться,   - обязательно подвезут!

Об изменениях 2017 года в ФГОС СОО

  1. В личностных результатах: антикоррупционное мировоззрение;  способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным. религиозным, расовым, национальным признакам;
  2. Право: сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения !!! Исправить и на профильном уровне п.6
  3. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
  4. Астрономия Требования…п.1 – п.6

Решение педагогического совета

  1. Представить к утверждению ОПП СОО и приложения к ней  на 2018-2020 учебные годы

2. Внести изменения в нормативно-правовую базу деятельности лицея  в соответствии с требованиями ФГОС СОО (2018-2019 учебный год по мере необходимости; отв. заместители директора)

3.Внести изменения в Положение об оплате труда работников лицея

4.Организовать курсовую подготовку административных и педагогических работников по программам введения и реализации ФГОС СОО (2018, 2019, 2020 гг.; план-график; отв. заместитель директора Проскурина Р.А.)

  1. Организовать методическую учебу по вопросам процесса введения и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; план методической работы;  отв. заместители директора Проскурина Р.А., Сушкова С.В.)

  1. Проводить мониторинг достижений образовательных планируемых результатов реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного; заместители директора)

  1. Обеспечить психолого-педагогического сопровождение реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года: отв. психолог Федянина А.Е.)

  1. Разработать модель сетевого взаимодействия лицея с учреждениями дополнительного образования, высшей школы, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности для учащихся старшей школы (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)

  1. Систематически размещать на официальном сайте МБОУ лицея №66  информацию о введении и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)

 


 

 

 

 


Помимо того, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В целом, учебный план должен содержать не менее 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

 

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство»,

«Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одной из особенностей ФГОС СОО является реализация индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимися


самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)3.

 

Вместе с тем, потребность в профессиональном развитии в связи с введением ФГОС СОО сохраняет свою актуальность вне зависимости от уровня квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС СОО. В настоящее время как организациям в целом, так и отдельным педагогическим работникам, необходимо методическое сопровождение по актуальным вопросам реализации ФГОС СОО. Теоретические аспекты введения ФГОС СОО в содержании программ повышения квалификации в настоящее время не актуальны. Большинство респондентов отметили значимость практикоориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также таких форм повышения квалификации, как стажировки, практикумы, мастер-классы, проводимые на базе образовательных организаций, имеющих опыт реализации ФГОС СОО.



 















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС среднего общего образования в ПОО: метапредметный подход

Девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни». Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит? Цель метапредметного образовани...

Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»...

Презентация на тему "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования"

Реализация  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) Переход 10классников на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для  нас не яв...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...

Выступление для Педагогического Совета "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования"

Выступление для Педагогического Совета на тему "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования". Выступлени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...