«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»
статья на тему

Даченкова Елена Викторовна

Работа содержит информацию об опыте совершенствования  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который призван открыть дорогу для обучения детям с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями, а это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

      В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ  и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.

Для того, чтобы приступить к реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ необходимы прежде всего три важных момента:

  1. Подготовленные кадры;
  2. Приспособленная среда;
  3. Разработанные методики, адаптированные программы, индивидуальные планы обучения.

1. Эффективное обучение детей с ОВЗ возможно лишь  при условии специальной  подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений.  Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с ОВЗ. Педагогические работники должны обладать необходимыми знаниями в области основ  коррекционной  педагогики  и  специальной  психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.

  • Завучем по работе с ОВЗ пройдены курсы при ГАУ ДПОС «СОИРО»  «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования»
  • Нашими учителями пройдены курсы повышения квалификации «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в основной школе в условиях инклюзивного образования» при ГАУ ДПОС «СОИРО»
  • Участие в заседании Круглого стола по теме «Инклюзивное и интегрированное образование в Смоленской области: проблемы и перспективы развития»  при ГАУ ДПОС «СОИРО»

    2. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является  создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательной организации должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения. Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда.  Если  окружающая  среда  будет  абсолютно  доступна  для  инвалида, он  сможет пользоваться  важными жизненными благами наравне  со  всеми. 

В нашей школе была проведена масштабная работа по созданию адаптивной среды: 1. был отремонтирован подход к зданию школы, 2. установлен пандус к основному и запасному выходам, 3. был отремонтирован и оборудован туалет на первом этаже, 4. произведена замена полов, положена нескользящая  плитка. На первом этаже оборудована сенсорная комната. Сенсорная комната - это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

В сенсорной комнате собрано все необходимое оборудование для формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, здесь также имеются сухой бассейн, развивающие игры для развития тактильных ощущений, дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здесь  работает с детьми  педагог-психолог,  выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям. Консультирование родителей проводится с целью помощи им в вопросах обучения и воспитания ребенка, информирования о его школьных успехах и трудностях.

        Создан физкультурно-оздоровительного кабинета в школе – тренажерного зала, оснащении его современной тренажерной техникой. А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для детей с ОВЗ. 

  При организации работы с детьми с ОВЗ нашими педагогами используются следующие формы и  методы организации образовательного процесса:

  • Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
  • Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
  • Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
  • Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
  • Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
  • Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
  • Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
  • Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Особые требования к организации учебного процесса:

  • раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
  • использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
  • индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
  • организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.

       Дети, которым рекомендовано обучение в форме на дому, прикрепляются к классу
и участвуют во многих классных ,  школьных и даже городских
мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов ( классные часы, праздники,
внеурочные занятия, кружки, секции. Прежде всего это делается для повышения мотивации и развития толерантности. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера, помогают им реализовать свой потенциал.

        Конечно, мы в самом начале пути, но работа в данном направлении ведется, мы стараемся создать для наших особых учеников необходимые условия для формирования у них  опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, развить у обучаемых способности к самостоятельному принятию решений. И если помочь им реализовать свой потенциал в наших силах, значит, поможем.

На современном этапе культурного развития российского общества сфера образования переживает непростое время реформирования. Это выражается в переориентации традиционных концепций, моделей, форм, методов обучения на иные идеи и механизмы. В результате происходит отказ от образовательных механизмов, принятых ранее, и переход на инновационные для нашего образования модели с акцентом на компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Данная позиция распространяется на все ступени образования и на все категории обучающихся граждан.

Зам. директора по работе с детьми с ОВЗ Е.В.Даченкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении химии через проектную деятельность

статья о компетентностном подходе в обучении химии через проектную деятельность...

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...