Статья "Деятельность ученического самоуправления обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы-интерната"
статья

Полянская Наталья Аманулловна

Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Полянская Наталья Аманулловна, 

заместитель директора по ВР

natali.polyanskaya.70@mail.ru

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

(г. Нижний Тагил)

Ключевые слова: школьное ученическое самоуправление, коллективно-творческое дело, структурное подразделение детской общественной организации «Школьная республика».

Введение. Ученическое самоуправление является формой организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, которая обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно-значимых целей [1].

Материалы и методы. В нашем учебном заведении педагоги считают, что ученическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Обучающиеся школьного ученического совета (далее ШУС) представляют интересы всего ученического коллектива, они организовывают и проводят общешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела (далее КТД), которые им интересны, при этом развивают свои творческие способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и педагогов, но сам процесс деятельности [2].

Опыт работы по развитию ученического самоуправления в нашей школе-интернате подтверждает, что она является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Структурные подразделения детской общественной организации «Школьная республика» состоит из городов-героев – под руководством избранного Президента объединения, Премьер-министра и Министров из лучших старшеклассников.  Деятельность ШУС осуществляется по следующим направлениям: участие в управлении жизни школы, организация дежурства по школе, осуществление принципа самоуправления «Забота старших о младших», организация трудовых дел, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, организация творческих мероприятий.

Результаты. На протяжении долгих лет ШУС в школе-интернате организуют и проводят КТД «День рождения детской организации «Школьная республика», где каждый город готовит визитную карточку, номер художественной самодеятельности. Накануне этого дня проводятся выборы Президента, Премьер-министра и Министров в детскую республику, путем голосования. Каждый ученик школы-интерната может найти направление деятельности, наиболее подходящее для него. Если обучающийся старается быть лидером и организатором, то он может стать Министром одного из направлений деятельности, Мэром города.

Очень актуальной и важной в школе-интернате является программа «Мы за здоровый образ жизни!», которая призвана бороться с вредными привычками, пропагандировать здоровый образ жизни. В рамках этой программы Министр спорта под руководством Премьер министра и Мэра городов проводят КТД «Здоровье – это здорово»: спортивные соревнования (первенства по теннису, футболу, шашкам, баскетболу и т.д.), конкурс плакатов, акции «Мы за здоровый образ жизни!», игру «Суд над сигаретой», конкурс статей для школьной газеты «Мы выбираем здоровый образ жизни!», контролируют выполнение утренней зарядки, динамической паузы.

Министерство чистоты и порядка ежедневно контролируют уборку классов, групп. Все эти дела являются очень важными как для организаторов, так и для тех, кто в них участвует.

Одним из важных дел, мы считаем, развитие и реализация творческих способностей обучающихся, ведь человек, творчески мыслящий, инициативный, способен принимать оригинальные решения, выдвигать смелые идеи, творчески преобразовывать действительность. Развитию творческого потенциала учащихся нашей школы также способствует детское объединение «Школьная республика». Старшеклассники организовывают выставки творческих работ, конкурсы рисунков и плакатов, фестивали художественной самодеятельности, различные акции. К таким мероприятиям обучающиеся тщательно готовятся, и все они проходят на высоком уровне с приглашением родителей и представителей социума.  

Заключение. Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности обучающегося с умственной отсталостью и его самореализации, так как в процессе самоуправленческой деятельности у школьников развивается коммуникативная культура, вырабатываются лидерские, социально значимые качества [2]. Обучающиеся в деятельности ШУС осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь для них становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого дает положительные результаты [2].

Список литературы

  1. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 208с.
  2. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике/С. Оськина//Воспитание школьников. - 2009.-№ 5. - С. 3-6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Формирование экологического сознания у детей с умственной отсталостью в условиях школы- интерната.

Данный материал предназначен для обмена опытом по проблемам экологического воспитания....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью в условия ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно  Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обуча...