Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»
статья

Полянская Наталья Аманулловна

Статья «Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gpv.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Полянская Н.А.

ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат № 2,

реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Поэтому, работа по патриотическому воспитанию в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, очень важна и актуальна.

Педагогический коллектив школы, не случайно большое внимание уделяет проблеме гражданско-патриотического воспитания, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Так как процесс патриотического воспитания в СКОУ  является трудным и его результат не так ощутим, как в массовых школах. Он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Такой подросток, труднее усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине.

Также анализируя работу по учебным предметам, педагоги пришли к выводу, что объем материала по патриотическому воспитанию в современных программах и учебниках небольшой  и носит абстрактный характер, что ведёт к недостаточному духовно - нравственному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому, важным этапом работы по патриотическому воспитанию в нашей школе является целенаправленная учебная, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Работа по данному направлению в нашей школе осуществляется по программе «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся «Нижнетагильская школа-интернат №2».

Целью работы является: создание условий для проведения комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся с ОВЗ.

 Направлениями  патриотического воспитания являются:

Социально – патриотическое. 

Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Историко-краеведческое. 

Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, формирование знаний о родном крае.

Гражданско-правовое. 

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.

Спортивно - патриотическое. 

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

 Культурно - патриотическое. 

Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников и знакомство с обычаями и традициями русского народа.

 Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся начинается с первого дня прихода детей в школу.  Уже в начальных классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа.

Большая работа педагогическим коллективом проводится по воспитанию уважения к символам и атрибутам Российского государства, прививается обучающимся любовь к Малой Родине, к родному городу, к родной школе.

В своей деятельности педагоги используют следующие формы работы: беседы на внеклассных занятиях, тематические классные часы, информационные часы, устные журналы, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективно - творческие дела, творческие проекты, встречи с интересными людьми, организация трудовой деятельности.

В школе патриотическое воспитание у воспитанников младших классов формируется в рамках воспитывающей игры «Юные патриоты». В среднем и старшем звеньях организована работа клуба «Патриот».

Для привития патриотических чувств у детей с ОВЗ большое значение имеет привлечение родительской общественности, так как родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина.

Воспитанники со своими родителями с большим желанием участвуют в проектной деятельности, исследуют семейные корни, составляя древо своей родословной, собирают малоизвестные факты, хранимые памятью старших поколений. А результаты своей работы они представляют на школьном конкурсе проектов «Семейный альбом».

Неоднократно ребята со своими родителями принимали активное участие во Всероссийском героико-патриотическом фестивале детского и юношеского творчества «Звезда Спасения», в областном конкурсе сочинений «Поклонимся великим тем годам…», в конкурсе «Военный фотокорреспондент». Ежегодно в школе проходят спортивные соревнования с участием родителей «Мама, папа и я – спортивная семья», концерты на общешкольном родительском собрании. 

Гражданско – патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.  За последние годы определился круг мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы: «День Знаний», «День пожилого человека», «День матери», «Детям Беслана, посвящается»,  линейки, посвященные памятным датам истории страны; смотр патриотической песни; конкурсы чтецов, сочинений, рисунков и поделок, акции «Открытка Ветерану» и «Подарок Ветерану».

В преддверие Дня Победы в стенах нашей школы проходит Вахта Памяти, ребята поздравляют работников тыла с праздником Дня Победы. Проходит митинг и концерт, посвященный Великому празднику. Воспитанники школы со своими родителями и педагогами ежегодно участвуют в шествии «Бессмертный полк».

В рамках поисково-краеведческого направления в школе создан музей, в котором находятся материалы о ветеранах Великой Отечественной войны – наших земляках. Также созданы альбомы о работниках тыла, трудившихся в эти тяжелые годы на Уралвагонзаводе, книга «Памяти», альбом дети Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны, подготовлены проекты по патриотическому воспитанию, в которых отражена совместная поисковая работа воспитанников, родителей и педагогов школы.

Посещая школьный музей, ребята наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа.

Традиционным в школе стало проведение месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества, который призван формировать у учащихся эмоционально-волевые качества – гражданина, патриота России.

Подготовка к этому месячнику проходит очень серьезная. Большая организаторская работа возложена на актив школьного ученического совета. В течение месяца мероприятия проходят насыщенно и разнообразно. Это и  тематические общешкольные линейки, классные часы и внеклассные занятия, праздничные концерты, смотры патриотической песни, выставки рисунков, плакатов, поделок, спортивные соревнования.

Также неизгладимый след в памяти обучающихся оставляют мероприятия, посвященные выводу советских войск из Афганистана, которые проводят научные сотрудники «Музея памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты». Продолжением данных мероприятий является участие ребят в школьном конкурсе чтецов «Афганистан – боль в моей душе», в литературно-музыкальной композиции «Пустыня слез». К этой же дате педагогами были организованы экскурсии к памятнику «Черный тюльпан». Ежегодно в школьной библиотеке функционирует выставка на тему: «Воины Афганистана».

Традиционными стали в школе устные журналы: «Венок славы», «Память, которой не будет конца», «Города – герои».        Педагогами организуется проведение внеклассных мероприятий с использованием фольклорных праздников: «Рождество», «Масленица», посиделки «Мы у самовара». Ребята с большим желанием готовятся к этим мероприятиям, подыскивают материал в художественной литературе – озорные частушки, загадки, поговорки. Девочки шьют на уроках труда русские народные сарафаны, а для мальчиков - рубашки – косоворотки. Ребята с удовольствием участвуют в русских играх, различных конкурсах и хороводах.

Не остаются в школе без внимания мероприятия спортивно-патриотического направления, способствующие развитию у учащихся силы, ловкости, выносливости, воспитание воли к достижению победы. Ежегодно проводятся спортивные соревнования по баскетболу, настольному теннису, пауэрлифтингу, спортивные состязания «А, ну-ка, парни!», первенство между педагогами и учащимися школы, «Веселые старты», мероприятия «Мама, папа и я – спортивная семья», военно-спортивная игра «Зарничка».         

Ребята школы являются активными участниками областных и городских соревнований: по настольному теннису, баскетболу, легкой атлетики, плаванию, стритболу. Они участвовали в городских соревнованиях по физической культуре «Веселые старты», в первенстве по лыжным гонкам, в областном проекте «Пропаганда спортивного и военно-патриотического движения среди детей», в Фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», ежегодной всероссийской акции «Лыжня России».

В школе хорошо поставлена работа по организации экскурсионно-краеведческой  деятельности. Во внеурочное время воспитатели и классные руководители с  ребятами посещают памятники и мемориалы города.

Работа по патриотическому воспитанию в стенах школы не заканчивается, а продолжается в городском военно-патриотическом клубе «Гранит». Юноши занимаются в этом  клубе не так давно, и за короткий срок ребята показали неплохую физическую подготовку. За их плечами летние военные сборы и множество прыжков с парашютом.

Мы гордимся, что светлые и славные традиции школы способствуют укреплению гражданско-патриотических качеств обучающихся,  являются предметом уважения, как учителей, так и ребят. Главное, чтобы в сердце каждого воспитанника поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.

Литература:

1. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое

 пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

2. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты

 уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград:

 Учитель, 2006. – 169 с.

3. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе

/ С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.

4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе

/ Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время.

Создание во внеклассное время активной речевой среды и внимание к развитию речи каждого из воспитанников требует от воспитателя решения следующих задач:- обучение глухих и слабослышащих детей нормам р...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается вопрос формирования основ нравственно-эстетической сферы на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства....

Выступление на тему: «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни»

В Российской Федерации провозглашен приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики в области образования.  На практике этот принцип может быть воплощен только у...

Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...