Управление методической работой школы в условиях ФГОС
статья

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление методической работой в школе в условиях ФГОС

Введение ФГОС требует кардинально нового подхода к организации методического сопровождения педагогов. Традиционно методическая работа в школе рассматривается как внутренняя форма повышения квалификации.

Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся (Поташник ММ.).

В условиях модернизации системы общего образования необходимо пересмотреть стратегию организации методической работы в школе: перейти от модели функционирования («управление затратами») к компетентностно ориентированной образовательной модели («управление результатами»).

МЕТОДОЛОГИЯ СТАНДАРТА ориентирована на организацию

  • деятельностного
  • личностно-ориентированного
  • развивающего обучения с учетом различных индивидуальных возможностей ребенка.

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе предполагает принципиально иной уровень требований к образовательной деятельности учителя, следовательно, качественно иными должны стать  подходы к управлению методической работы школы.

Переход к ФГОС и его реализация заставляет по-иному взглянуть и на решение вопросов создания и развития системы подготовки кадров и создание системы управления качеством образования (режим работы, оценка труда, поощрения, стимулирование, вознаграждение; обеспечение необходимыми ресурсами для обновления образовательного процесса).

Цель методической службы – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития на уровне формального, неформального, информального непрерывного образования.

Приоритетной задачей методической службы становится обеспечение инновационного режима развития образовательного учреждения на основе системы управляемой, ресурсообеспеченной, эффективной совместной педагогической деятельности, обеспечивающей оптимальные условия реализации ФГОС.

Следовательно, управление методической работой в школе нацелено, прежде всего, на создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности.

Основные направления деятельности по организации методического сопровождения образовательного процесса:

  • Создание условий для ценностного принятия ФГОС всеми субъектами образования и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности.

Принятие идеологии ФГОС и формирование идеологии профессионального сообщества школы. Концептуальные идеи и принципы Образовательной системы «Школа 2100» обеспечили оптимальное вхождение педагогов школы в систему ценностей современного образования.

  • Внедрение требований ФГОС в практику ОУ.

Инновационная деятельность.  Деятельность инновационной площадки по ОС «Школа 2100» в рамках всероссийского сетевого методического проекта ОС «Школа 2100». 

Успешность реализации инноваций  возможна при внедрении в общую практику работы школы современных развивающих технологий.

С декабря 2012 года наша школа включилась в сетевой методический проект: «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» на 2012-2017 годы.

С 25 декабря 2013 года на базе школы стала действовать базовая инновационная площадка по ОС «Школа 2100» в городе Рязани.

        Цель базовой инновационной площадки – отработать механизм внедрения в массовую школу комплекса технологий Образовательной системы «Школа 2100».

Предполагаемый результат:

- обеспечение преемственности начального и основного звена при переходе на новые образовательные стандарты;

- получение нового образовательного результата в виде развития у учеников всех групп универсальных учебных действий – главных  составляющих образовательного результата ФГОС;

- системное повышение квалификации педагогов.

 Методическое сопровождение работы инновационной площадки по ОС «Школа 2100» было основано на принципах непрерывности и организации коллективной поисково-исследовательской и опытно-практической деятельности учителей.

Коллективные формы методической работы. Работа по единой научно-методической теме школы «Повышение качества образовательного процесса в свете современной модернизации школы».  

Методические объединения учителей школы (5 предметных и цикловых МО) имеют возможность планировать свою деятельность по ключевым аспектам современного образования, обсудить возникающие затруднения, представить свое видение решения возникающих проблем в работе по единой методической теме.

Творческие и экспертные группы.

  • «Разработка компетентностной модели педагога в условиях ФГОС»
  • Творческая группа по модернизации Программы преодоления неуспеваемости учащихся
  • Творческая группа по теоретическому обоснованию Программы интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • Алгоритм преемственности. 8 шагов
  • Реализация современного подхода к оцениванию образовательного результата школьника

           (Школьная система оценки качества образования. Школьная модель Портфолио ученика и класса на основе компетентностного подхода)

  • Информационно-образовательная среда школы
  • Анализ и обобщение педагогического опыта в решение задач внедрения ФГОС.

Аудит. Общественно-профессиональная экспертиза. Публичный отчет (самоанализ и самоэкспертиза).

Распространение эффективного опыта (методический практикум, мастер-класс).

Организация сетевого взаимодействия по обмену опытом.

Участие в школьных методических проектах обеспечивает педагогам школы активное вхождение в систему ценностей современного образования.

Практический опыт освоения ФГОС в рамках инновационной площадки был впервые представлен на городских методических семинарах в 2014 году.  В течение 2014-2019 гг. педагоги школы на базе школы провели методические мероприятия для учителей начальных классов, учителей русского языка, учителей математики, учителей иностранного языка города Рязани, поделились опытом школы по внедрению образовательной модели Школа 2100 в повседневную практику учебной деятельности, методическими материалами по освоению структурных особенностей уроков деятельностной направленности, основных методических приемов базовых технологий в соответствии с концепцией ОС Школа 2100 и других развивающих технологий. Разнообразие приемов и методов развивающего обучения было продемонстрированы на открытых уроках, после которых был проведен методический анализ основных типов уроков по ФГОС.

  • Оказание методической поддержки.

Анализ педагогических затруднений и трудностей.

Обеспечение педагогов необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами (разработка текущих методических материалов).

Проектирование педагогической деятельности на основе технологизации практической деятельности (бессознательная Некомпетентность – осознанная Некомпетентность – осознанная Компетентность – бессознательная Компетентность на уровне привычной деятельности).

  • Повышение квалификации и самообразование педагогов.

Развитие системы неформального и информального образования.

Основными  формами  повышения  педагогической компетентности учителей школы являются:

  1. самообразование (работа по индивидуальным методическим темам);
  2. участие в школьных методических проектах.

Методические проекты школы: МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (в формате постоянно действующего проблемно-методического семинара). ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН.

Изменение управленческой парадигмы, многообразие и разносторонность  задач методического сопровождения ФГОС,  предполагают создание собственной модели методической службы в школе.

Модель методической службы МБОУ «Школа № 56» имеет следующую структуру:

  • Координационный совет при директоре школы по реализации ФГОС
  • Методический совет школы
  • Методические объединения и секции
  • Творческие и экспертные группы
  • Инновационные и экспериментальные площадки
  • Методические проекты
  • Тьютерские группы образовательных программ предпрофильной и профильной подготовки и программы «Одаренные дети»  
  • Информационная служба

Модернизированная модель методического управления предполагает не только организацию целостной системы мероприятий, направленных на непрерывное повышение квалификации педагогов (информирование, просвещение, организация обучения), но и осуществление совместной деятельности Педагогического коллектива по выработке общих позиций по основным проблемам развития образовательного пространства школы в новых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление методической работой школы

Управление методической работой школы...

Методическая работа в школе в условиях ФГОС

Какой должна быть методическая служба в школе в условиях ФГОС...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Доклад "Методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в условиях ФГОС"

Материал состоит из целей, задач и планируемого результата по реализации методических рекомендаций. В докладе представлены диаграммы, анкеты, нетрадиционные формы взаимодействия семьи и школы....

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Управление процессом формирования УУД в условиях ФГОС ООО.

Управлять – значит вести других к успеху. Я слышу и забываю,Я вижу и запоминаю,Я делаю и понимаю.Конфуций...