Елена Анатольевна Порошина. Особенности учебного плана по ФГОС СОО
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Елена Анатольевна Порошина,

тьютор опытно-экспериментальной работы по опережающему внедрению ФГОС СОО

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

Особенности учебного плана по ФГОС СОО

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Вступает в силу с 1 сентября 2020 года. Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

При сопоставлении ФГОС ООО и ФГОС СОО можно выявить ряд различий по нескольким критериям, в том числе в системе требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. На уровне требований к личностным результатам к уже существующим в рамках ФГОС ООО добавляются понятия «саморазвития», «экологической культуры» и «гражданской идентичности». На метапредметном уровне дополнительно включено владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В системе предметных требований к результатам освоения ООП коренных различий нет.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poroshina_e_a.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Анатольевна Порошина,

тьютор опытно-экспериментальной работы по опережающему внедрению ФГОС СОО

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Особенности учебного плана по ФГОС СОО

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Вступает в силу с 1 сентября 2020 года. Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

При сопоставлении ФГОС ООО и ФГОС СОО можно выявить ряд различий по нескольким критериям, в том числе в системе требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации. На уровне требований к личностным результатам к уже существующим в рамках ФГОС ООО добавляются понятия «саморазвития», «экологической культуры» и «гражданской идентичности». На метапредметном уровне дополнительно включено владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В системе предметных требований к результатам освоения ООП коренных различий нет.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Таким образом, стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта является учебный план среднего общего образования.

Учебный план образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, должен отражать организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов учебных занятий можно определить после отбора содержания и составления тематического планирования.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). И поскольку, в соответствии с п. 3. ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится «разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации», то и ответственность за формирование учебного плана в полной мере лежит на учебном заведении.

Приступая к проектированию учебного плана, следует иметь в виду, что ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных предметов. В числе требований ФГОС СОО к учебному плану следует выделить формирование индивидуальных учебных планов, включение в план обязательных предметов (8 дисциплин), выделение профильных предметов для любого вида профиля в рамках 3-4 часов в неделю, реализация индивидуального проекта (в рамках базового уровня).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей). Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.

Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 10 (11) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Образовательная организация может самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература», перераспределив  часы, выделяемые на  учебный предмет «Литература» для изучения  произведений из блока «Родная (региональная) литература)» и «Литература народов России». Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных действующим законодательством в области образования, возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации из числа языков народов Российской Федерации.

Обязательными для включения в учебный план являются следующие предметы:

  • Русский язык
  • Литература
  • Иностранный язык
  • История
  • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрии
  • Астрономия
  • Физическая культура
  • Индивидуальный проект

Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального. При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.

Ниже представлен примерный учебный план среднего общего образования, опубликованный в письме Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2019 №03-28-2905/19-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Инвариантная часть

Учебные предметы

Кол-во часов за два года обучения

Базовый уровень

Русский язык

68 (1/1)

Литература

204 (3/3)

Иностранный язык

204 (3/3)

Математика

272 (4/4)

История

136 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право)

136 (2/2)

Естествознание

204 (3/3)

Астрономия

34 (0/1)

Основы безопасности жизнедеятельности

68 (1/1)

Физическая культура

204 (3/3)

Вариативная часть

Учебный предмет

Кол-во часов за два года обучения

Б

П

Русский язык

-

204 (3/3)

Литература

-

340 (5/5)

Иностранный язык

-

408 (6/6)

Математика

-

408 (6/6)

История

-

272 (4/4)

Физическая культура

-

272 (4/4)

Обществознание

68(1/1)

204 (3/3)

Экономика

34 (0,5/0,5)

136 (2/2)

Право

34 (0,5/0,5)

136 (2/2)

География

68(1/1)

204 (3/3)

Физика

136 (2/2)

340 (5/5)

Химия

68(1/1)

204 (3/3)

Биология

68(1/1)

204 (3/3)

Информатика и ИКТ

68(1/1)

272 (4/4)

Искусство (МХК)

68(1/1)

204 (3/3)

Технология

68(1/1)

272 (4/4)

Основы безопасности жизнедеятельности

-

136 (2/2)

Всего:

не более 2108

(не более 31 / не более 31)

Вариативная часть

Учебные предметы

Кол-во часов за два года обучения

Б

П

Региональный компонент

Всего:

136 (2/2)

Компонент образовательной организации

Всего:

не менее 272

(не менее 4 / не менее 4)

Итого:

2516 (37/37)

Предельно допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе

2312 (34/34)

Предельно допустимая учебная нагрузка при шестидневной учебной неделе

2516 (37/37)

Для формирования учебного плана профиля необходимо:

1. Определить профиль обучения.

2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле.

3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).

4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами.

5. Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающегося.

Пример учебного плана универсального профиля

Предметная область

Учебные предметы

Уровень

Кол-во часов

Русский язык и литература

Русский язык

Б

70

Литература

Б

210

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрии

У

420

Информатика

Б

70

Иностранные языки

Иностранный язык

Б

210

Естественные науки

Физика

Б

140

Астрономия

Б

70

Общественные науки

История

У

280

Обществознание

Б

140

Физическая культура, экология и ОБЖ

Физическая культура

Б

210

ОБЖ

Б

70

Индивидуальный проект

Б

70

Технология

ЭК

280

Предметы и курсы по выбору

ФК

210

Итого

2450

ГБОУ гимназия №61 реализует модель гуманитарного профиля. Учебный план школы составлен в соответствии с общеобразовательной программой среднего общего образования, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов основной образовательной программы среднего общего образования. Данный учебный план реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, обеспечивает преемственность при организации учебной деятельности и единство образовательного пространства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, гарантирует овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые позволят ребёнку продолжить образование в высших учебных заведениях.

В соответствии с ФГОС СОО структура учебного плана для X-XI классов содержит обязательную (инвариантную) часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (вариативную часть). Инвариантная часть включает перечень минимально необходимых предметов, которые обеспечивают формирование общей культуры, функциональной грамотности, способность к самоопределению и жизни в современном обществе, часы вариативной части позволяют определить содержание образования с учетом специфики региона и гимназии.

Осуществление целей ООП СОО потребовало при конструировании учебного плана среднего общего образования увеличения количества часов на изучение ряда образовательных областей и отдельных предметов, которое обусловлено:

‒ дополнительной подготовкой обучающихся по предметам гуманитарного цикла в средней школе в соответствии с реализуемой образовательной программой (подробное объяснение необходимости увеличения часов на преподавание конкретных предметов приводится в пояснительных записках к рабочим программам и тематическому планированию соответствующих курсов и программ, разработанных в методических объединениях и утвержденных Педагогическим советом гимназии);

‒ реализацией Санкт-Петербургского регионального компонента содержания образования.

При этом аудиторная нагрузка обучающихся по группе учебных предметов среднего общего образования не превышает объема предельно допустимой аудиторной нагрузки, установленной Санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 и максимально допустимой недельной нагрузки, установленной Примерным учебным планом.

Годовой и недельный учебный план для X - XI классов ГБОУ гимназия N61, осуществляющей апробацию ФГОС среднего общего образования, на 2019-2020 учебный год

Предметные области

Учебные предметы

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

X

XI

Всего

X

XI

Всего

Обязательная часть

Базовые учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык

1

1

2

34

34

68

Математика и информатика

Алгебра и начала

математического

анализа

3

3

6

102

102

204

Геометрия

1

1

2

34

34

68

Общественные науки

Обществознание

2

2

4

68

68

136

Естественные науки

Астрономия

-

1

1

-

34

34

Физическая культура, экология и ОБЖ

ОБЖ

1

1

2

34

34

68

Физическая культура

3

3

6

102

102

204

Профильные учебные предметы

Русский язык и литература

Литература

5

5

10

170

170

340

Иностранные языки

Иностранный язык (англ.)

6

6

12

204

204

408

Общественно-научные предметы

История

4

4

8

136

136

272

Итого:

26

27

53

883

918

1802

Часть, формируемая участниками образовательных отношений при шестидневной

учебной неделе:

Русский язык и литература

Русский язык

1

1

2

34

34

68

Иностранные языки

Второй иностранный язык (нем./фр.)

2

2

4

68

68

136

Математика и информатика

Геометрия

1

1

2

34

34

68

Информатика

1

1

2

34

34

68

Общественные науки

География

1

-

1

34

-

34

Естественные науки

Физика

2

2

4

68

68

136

Химия

1

1

2

34

34

68

Биология

1

1

2

34

34

68

Индивидуальный проект

1

1

2

34

34

68

Итого:

11

10

21

374

340

714

Максимально допустимая аудиторная нагрузка

при шестидневной учебной неделе

37

37

74

1258

1258

2516

Внеурочная деятельность

10

10

20

340

340

680

Учебный план ГБОУ гимназия N61 на 2019-2020 учебный год для X-XI классов направлен на обеспечение реализации гуманитарного профиля исходя из запроса обучающихся и их родителей (законных представителей), с преподаванием предметов «Литература», «Иностранный язык (английский)» и «История» на углубленном уровне и ориентирован на достижение запланированных результатов обучения по ФГОС СОО.

Учебный план гуманитарного профиля состоит из двух частей: предметных областей, состоящих из основных компонентов содержания образования, и части, курсов по выбору.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Формирование учебного плана осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Иностранные языки», «Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

В учебный план включены обязательные базовые и профильные учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. К обязательным базовым учебным предметам, направленным на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, отнесены: «Русский язык», «Математика», «Обществознание», «Астрономия», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». К учебным предметам по выбору на базовом или профильном уровнях отнесены: «Литература», «Иностранный язык (английский)», «История», «География», «Физика», «Химия», «Биология».

С целью полноценной подготовки по естественнонаучным дисциплинам, обеспечивающей будущим выпускникам возможность поступления в вуз любого профиля, а также с целью сохранения преемственности и непрерывности образования базовые учебные предметы «Физика», «Химия» и «Биология» преподаются как отдельные предметы. Форма организации учебных занятий: уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и др.).

Часть, формируемая участниками образовательных отношений гуманитарного профиля средней школы, представлена учебным предметом «Русский язык» (34 часа в год) с целью формирования общекультурного уровня, достижения обучающимися уровня общекультурной компетентности через содержание государственного стандарта по русскому языку в средней школе, для восполнения, закрепления и углубления знаний и умений обучающихся, активного повышения реального уровня их образованности, а также обеспечение готовности к получению высшего образования в области филологии.

С целью развития математических способностей и логического мышления, пространственного воображение, алгоритмической культуры, критичности мышления, овладения конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования из регионального компонента добавлен 1 час на изучение учебного предмета «Математика (геометрия)».

Из части, формируемой участниками образовательных отношений выделены:

- на изучение второго иностранного языка (немецкий, французский) - (68 часов в год). Практика показала, что изучение второго языка способствует развитию у учащихся общего и лингвистического кругозора. За годы существования гимназии создан широкий учебно-методический комплекс для преподавания немецкого и французского языков, выработана эффективная система преподавания. Это позволяет успешно реализовывать учебные программы и достигать результатов, соответствующих государственным стандартам по иностранному языку;

- на изучение учебного предмета «Информатика» - (34 часа в год);

- индивидуальный проект – (34 часа в год).

Максимальный объем учебной нагрузки при шестидневной неделе составляет в X-XI классах – 37 часов.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. В учебный план внеурочной деятельности среднего общего образования включены элективные учебные предметы, которые определяют направление специализации образования в каждом классе и специфику учреждения. Выбор гимназией перечня элективных учебных предметов обеспечивает дополнительную (профильную) подготовку по предметам гуманитарного профиля, обусловлен социальным заказом (родителей и учащихся гимназии). Элективные учебные предметы, предлагаемые учащимся старшей школы, выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена и поступления в соответствующие высшие учебные заведения;

2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

При реализации учебного плана выбраны элективные учебные предметы, которые имеют программу (рекомендованную к использованию или авторскую), обеспечены учебниками из числа входящих в федеральный перечень или учебными пособиями, выпущенными организациями, входящими в перечень.

Элективные курсы в гимназии взаимосвязаны с углублёнными предметными программами. Важной формой работы ученика и учителя являются индивидуальные консультации, поддерживающие самостоятельное движение старшеклассника в освоении содержания и формы исследования. Поддерживают опыт учебного исследования мастер-классы, проблемные и методические семинары, научно-практические конференции.

Подготовка к олимпиадам включается в школьный компонент и рассматривается как одна из возможностей индивидуализации образовательной траектории и формирования планирования как ведущей деятельности в старшем школьном возрасте.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в отличных от учебных занятий формах, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы, и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии на уровне среднего общего образования, использует содержательный и организационный опыт, накопленный при реализации ФГОС на предыдущей ступени. План внеурочной деятельности определяет занятия по выбору обучающихся, которые расширяют индивидуальные потребности обучающихся.

Поскольку в систему метапредметных требований к результатам освоения основной образовательной программы включены навыки проектной деятельности, одним из основных условий реализации образовательной программы СОО является самостоятельное проектирование образовательного индивидуального проекта. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В ГБОУ гимназия №61 существует простая и действенная структура организации проектной и исследовательской деятельности. Она включает в себя индивидуальный учебный проект (1 час в неделю) и самостоятельное ведение учебной деятельности под руководством научного руководителя (за счет внеурочной деятельности).

В конце доклада следует отметить, что для успешного введения ФГОС СОО в целом необходим качественный кадровый ресурс. В частности, в ГБОУ гимназия №61 осуществляется подготовка кадров по ведению профильных предметов (литература, история, английский язык). По ФГОС СОО работает 30 педагогов. Все они прошли обучение на курсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный блог Елизаветы Лобовой. Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны

Учебный блог Елизаветы Лобовой  воскресенье, 29 сентября 2013 г. Модуль 1. Информационное обеспечение научных исследований Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ.1....

Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны

я Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны. Статья Печкуровой Е.А. посвящена нравственному воспитанию учащихся. Актуальность...

Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявлени...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

Отчёт учителя биологии МКОУ « СШ №1 г. Теберды им. И.П. Крымшамхалова» Хрипуновой Елены Анатольевны о проведённом семинаре по биологии (23.03.16)

Открытый урок проводился в 8 классе - в курсе анатомии, в разделе анализаторы и органы чувств по  теме «Слуховой анализатор»Урок рассчитан на 45 минут, в  классе 16 детей.Цель урока: рассмот...

Учебные планы профилей ФГОС СОО

Для обучения на уровне среднего общего образования  нужно выбрать профиль обучения в 10-11 классах. Для этого предлагаются примерные учебные планы профилей для определения дальнейшего образовател...

Особенности учебного плана СОО по обновленным ФГОС СОО

Особенности создания и редактирования учебного плана СОО по обновленным ФГОС СОО и по изменениям, внесенным в Закон об образовании РФ...