Разработка педсовета "Как итоги ВПР помогут повысить образовательные результаты учеников, в том числе на проверочных работах 2019 года"
методическая разработка

Потапова Ирина Ивановна

Разработка педсовета "Как итоги ВПР  помогут повысить образовательные результаты учеников, в том числе на проверочных работах 2019 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка педсовета31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий педсовета

«Как итоги ВПР  помогут повысить образовательные результаты учеников, в том числе на проверочных работах 2019 года»

Содержание

Время

Ответств

Организационный момент

Разделите педагогический коллектив на четыре группы: «Педагоги», «Обучающиеся», «Родители», «Администрация».

5

ЗУВР

Содержательный этап

Ролевая игра. Предложите учителям обсудить вопрос «Что дают нам ВПР?» с точки зрения роли и определить преимущества и недостатки ВПР. После обсуждения представителю группы необходимо объяснить свое видение процедуры ВПР.

15

Педработники

Доклад заместителя директора по УВР «ВПР как процедура оценки качества образования»

Содокладчики: от каждого МО выступление.

30

ЗУВР

Практикум по анализу результатов ВПР. Выдайте учителям итоги ВПР в форме отчетов, которые включают результаты ученика по каждому заданию, итоговый балл и отметку за предыдущую четверть по этому предмету.

Предложите участникам подумать и записать свои идеи, как использовать материалы ВПР в работе. Учителя анализируют материал по ВПР и вывешивают на доске-флипчарте свои листы с предложениями. Для этой работы можно воспользоваться дополнительным материалом с анализами ошибок и образцами тренировочных заданий.

После  каждый участник знакомится со всеми предложениями и голосует за лучшие предложения о том, как включить ВПР в систему оценки качества образования в школе.

30

ЗУВР

Итоговый этап

Проект решения педсовета.

  1. Администрации школы скорректировать ВСОКО с учетом использования результатов ВПР.
  2. Руководителям МО не реже двух раз в год рассматривать на заседаниях результаты ВПР и проблемы, которые  выявили в ходе ВПР.
  3.  Учителям-предметникам включить ВПР и отдельные его задания в рабочие программы по предметам и поурочные планы.
  4. Классным руководителям вести разъяснительную работу с родителями о целях и результатах ВПР.
  5. Каждому учителю повысить личную ответственность при организации, проведении и проверке ВПР.

5

ЗУВР

Доклад «ВПР как процедура оценки качества образования»

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы  качества образования являются:  основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР).

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №05-41 от 02.02.2017г «ВПР» определены цели проведения ВПР. Указано, что  ВПР не является ГИА. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся.

ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Отличительными особенностями ВПР являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне.
Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.

Что такое ВПР?

ВПР, по своей сути, итоговые контрольные по предметам. Придумали их для того, чтобы проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».

Зачем нужны ВПР?

Результаты выполнения ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, для развития региональных систем образования.
Помимо этого, ВПР позволит осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
Одновременно информируем, что решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация.

ВПР проводят, чтобы оценить качество образования в школах по всей стране. Результаты ВПР используют на разных уровнях органы власти, школы, учащиеся и родители. Как применяют результаты ВПР, можно посмотреть в таблице.

Как используют результаты ВПР на разных уровнях

Какой уровень

Как используют

Общероссийский

Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы:

  • сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения;
  • промониторить введение федеральных государственных образовательных стандартов;
  • разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля;
  • сформировать единое образовательное пространство в стране

Региональный

Регионам результаты ВПР нужны, чтобы:

  • провести диагностику качества образования на региональном уровне;
  • сформировать программы повышения квалификации педагогов;
  • совершенствовать региональную систему оценки качества образования

Школьный

Образовательные организации используют результаты ВПР, чтобы:

  • провести самодиагностику;
  • определить, каких учителей направить на повышение квалификации и по какому профилю;
  • принять управленческие решения по корректировке образовательной деятельности

Родители и учащиеся

С помощью результатов ВПР учащиеся и их родители:

  • оценивают, насколько школа дает хорошие знания, и решают, стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше перевести в другую;
  • выявляют склонности детей, проблемные зоны в их обучении – строят собственную траекторию образования

Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.

 Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, (например, для учителей нач. классов) какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным.

Что делает учитель после ВПР?

1.На ШМО анализируют полученные результаты.

2.Учитель, когда разрабатывает рабочие программы по предмету:

– включает задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;

– организовывает коллективную проектную деятельность;

– включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень

сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

3. По каждому проблемному разделу ООП начального общего, основного общего образования учитель проводит тематические проверочные работы.

4. Большое количество методических и дидактических пособий, интернет для подготовки к ВПР Рособрнадзор НЕ рекомендует специально готовить («натаскивать») обучающихся к выполнению работы

5.Следует ознакомить родителей с обобщенными результатами ВПР в образовательной организации.

Главная цель – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно произвести коррекцию.

Рособрнадзор дал оценку результатам ВПР 2018 г.

• Рособрнадзор проанализировал результаты ВПР по русскому языку и математике в 4-х и 5-х классах. Ведомство выявило, что некоторые школы исказили результаты работ.

• Например, есть образовательные организации, в которых результат ВПР выше среднего результата по региону. При этом школы не являются лицеем или гимназией с углубленным изучением таких предметов, а выпускники этих школ не получили высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку и математике.

• Рособрнадзор также изучил средние проценты выполнения каждого задания учащимися. Если в школе обучающиеся простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные – лучше, то ведомство пришло к выводу, что со сложными заданиями школьникам помогли справиться учителя.

Рособрнадзор настаивает, чтобы школы в этом учебном году учли опыт прошлого года и не старались искусственно завысить результаты ВПР

Что грозит школе?

– Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов успокоил руководителей школ и отметил, что не надо бояться низких результатов ВПР. За это директоров школ и учителей не накажут. По результатам ВПР школы увидят

реальные знания детей, руководитель и педагогический коллектив примут решение, как лучше выстроить работу с обучающимися в новом учебном году.

К чему стремиться?

– Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что результаты ВПР должны быть объективными. Это нужно, чтобы оказать школам методическую поддержку и повысить качество образования.

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:

  • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.
  • Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.
  • Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.
  • Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.
  • Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Педагогические проблемы, которые отражаются в низких результатах ВПР, можно посмотреть в таблице. В ней указаны и пути решения проблем.

Педагогические проблемы в результатах ВПР

Проблемы

Пути решения

Формирование метапредметных результатов

Недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся

Проводить системную работу:

  • планировать, как ученики будут выполнять задания, объяснять им правила выполнения;
  • контролировать, насколько полно и последовательно дети выполняют задания;
  • следить, чтобы ученики оформляли работу в соответствии с требованиями

Недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, таблиц, иллюстраций

Включить в содержание учебных предметов задания по работе с текстами разных стилей, жанров, типов. Также надо давать ученикам задания, которые развивают навыки самоконтроля, работу по алгоритму, плану

Формирование предметных результатов
(на примере русского языка, 4-й класс)

Ученики не умеют распознавать основную мысль письменного текста, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Не умеют составлять план прочитанного

Включать во все уроки задания на объяснение лексического значения слов, понятий, терминов, употребления их в разных речевых ситуациях.

Создать «банк заданий» для учащихся, которые будут учить соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Применять на всех уроках практические задания разных типов на проверку одного и того же умения, групп умений

Ученики с трудом распознают части речи в предложении и их грамматические признаки.

Не соблюдают на письме орфографические и пунктуационные нормы

Включайте в уроки задания, которые содержат:

  • аналитические упражнения – устный и письменный грамматический разбор, распознавание грамматических форм слов в тексте, объяснение их значений и целесообразность употребления, поиск ошибки в работах других детей;
  • синтетические упражнения – образование формы слова, составление разных по структуре и коммуникативным характеристикам предложений, употребление их в собственных высказываниях

Проблемы, связанные с ВПР в школе:

- перегружаем учеников, потому что в КТП не учитывают ВПР;

- находят расхождения между результатами учеников по предмету и результатами ВПР;

- натаскивают учеников на выполнение заданий ВПР вместо поэтапного включения их в содержание уроков соответствующей тематики;

- забывают использовать ВПР в качестве диагностической работы, чтобы повысить качество образовательных результатов учеников;

- запугивают учеников и родителей.

Родители и учителя не понимают целей ВПР и плюсов использования результатов проверочных работ. А ученики нарушают требования самостоятельности и дисциплины на ВПР.

Как же помочь учащимся подготовиться к ВПР?

Несколько рекомендаций для учителей.

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ней внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение нового образовательного результата средствами учебного предмета «Русский язык» (специфика работы с детьми – дисграфиками на уроке)

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. В ее...

Расширение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в области физической культуры (из опыта работы)

Важным фактором является организация учебной деятельности с использованием методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; принципов - наглядности, постепенности; доступности нагрузки с уч...

Образцы и описания проверочных работ 2020 года

Образцы и описания проверочных работ 2020 года  https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020...

презентация к педсовету "Как итоги ВПР помогут повысить образовательные результаты учеников, в том числе на проверочных работах 2019 года"

презентация к педсовету  "Как итоги ВПР  помогут повысить образовательные результаты учеников, в том числе на проверочных работах 2019 года"...

Всероссийские проверочные работы 2019-2020

Всероссийские проверочные работы 2019-2020...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...