О роли программы развития образовательного учреждения в развивающей и развивающейся школе
статья

Мордвинова Елена Александровна

Аннотация: в статье показана роль программы развития школы как управленческого нормативного документа, обеспечивающего инновационное развитие школы, представлены механизмы реализации программы,  содержание управленческих воздействий на каждом этапе реализации программы, её ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mordvinova_25.07.07.21.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мордвинова Елена Александровна

канд. пед. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Самарский государственный

социально-педагогический университет»

г. Самара, Самарская область

О роли программы развития образовательного учреждения в развивающей и развивающейся школе

Аннотация: в статье показана роль программы развития школы как управленческого нормативного документа, обеспечивающего инновационное развитие школы, представлены механизмы реализации программы,  содержание управленческих воздействий на каждом этапе реализации программы, её ожидаемые результаты.

Ключевые слова: образование, развитие, программа развития, управление, механизмы реализации, этапы реализации, образовательные технологии.

В настоящее время, в условиях реализации национального проекта «Образование» [1], в котором приоритетное значение имеет рост престижа среднего образования и его качества как гаранта успешной экономической стабильности и социальной мобильности и успешность молодежи, образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью внедрения новых систем управления в различные сферы их деятельности, такие как руководство, кадровое и  материально-техническое обеспечение и др. При реализации изменений в деятельности образовательного учреждения постоянно затрагивается проблема разработки и реализации программы развития школы [2]. Таким образом, программа развития образовательного учреждения представляет собой документ, планирующий изменение инфраструктуры образовательного учреждения для оптимальной реализации образовательной деятельности.

Развитие школы – это переход ее из одного состояния в другое. Особая роль программы развития школы состоит в создании условий воспитания современно образованной, нравственной, предприимчивой личности, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, ответственностью, обладает развитым чувством  активности и свободы.

Если школа ориентирована на интенсивное развитие, то это предполагает множество частных изменений. Все эти изменения должны быть скоординированы и составлять единое целое. Реализация такого подхода к развитию школы требует системного управления и использование программно-целевого метода  управления развитием образования, направленных на повышение качества образования [3].

Системный подход исходит из понимания процесса развития как совокупности связанных между собой изменений, обеспечивающих перевод школы как целого в качественно иное состояние.

Анализ педагогической, психологической и философской литературы позволил выделить общие тенденции понятия «развития школы». Развитие школы это позитивные изменения; развитие школы – переход школы в качественно новое состояние; развитие школы – создание и использование инновационных процессов; развитие школы – это развитие всех субъектов образовательного процесса.

Концепция программы развития МБОУ школы № 157 г.о.Самара на 2021-2025 гг. «Школа возможностей: школа для детей» основывается на идее о том, что ее миссия заключается в создании условий для развития потенциала всех участников образовательного процесса через взаимодействие в открытой, доступной и разнообразной образовательной среде,  ориентированной на современное качество и доступность образования в соответствии со стратегией развития российского образования (цель программы развития). Нормативно-правовая основа программы развития школы – ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые государство предъявляет требование разработки программы развития школы как обязательного стратегического документа образовательной организации. В разделе 7 пункта 3 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» говорится, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом» [2].

Роль программы развития школы заключается в разработке и апробации нормативной модели инновационного процесса, которая определяет исходное состояние школы, образ желаемого будущего, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

В системном управлении развитием школы разработка программы является важнейшей функцией. Целевое управление развитием образования  предусматривает понимание цели как желаемого и возможного результата и принятия для ее достижения ряда решений. Данные решения будут реализованы с помощью объективно связанных между собой (по целям, содержанию, ресурсам, времени, исполнителям) мероприятий. Программа ориентирована на разрешение следующих противоречий в развитии образовательного процесса школы между:

  •  требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;
  •  требованиями родителей и обучающихся к уровню образования и их материальными возможностями участвовать в финансировании образования;
  •  высоким  уровнем профессиональной подготовки учителей и низким уровнем мотивации к получению знаний учащимися;
  •  необходимостью создания новой системы повышения квалификации педагогов и недостатком временных, материальных и финансовых ресурсов;
  •  необходимостью современной материальной базы для реализации качественного образовательного процесса и материально-техническими возможностями школы и системы образования.

Т.И.Шамова подчеркивает, что воспитать личность свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой, готовой к свободному и самостоятельному самоопределению, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию можно только в школе, работающей в режиме развития [4].  

Исходя из данного положения, она формирует ведущие требования к развивающей и развивающейся школе.

Первая группа требований связана с участниками образовательного процесса. Автор отмечает, что в развивающей школе обучающийся реализует свое право на получение доступного бесплатного образования, которое соответствует его потребностям, способностям и возможностям. Педагог же должен быть готов к выполнению основной функции – быть фасилитатором, который  организует и стимулирует разнообразные виды деятельности каждого ученика и направляет, поддерживает его личностное и профессиональное становлении и развитии. Для этого учитель должен стать не просто носителем информации, а быть организатором учебно-познавательной деятельности каждого ученика и управлять учением. Ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление учебно-познавательной деятельностью. В развивающей школе меняется и позиция руководителя школы: директор должен совершенствовать работу с кадрами, опираясь при этом на уважение к людям и максимально доверяя им.

Другая группа требований связана с внутришкольным управлением. Качественную работу всех участников образовательного процесса должна обеспечить система стимулов и система контроля качества образования. Педагогический коллектив должен работать в постоянном поиске «новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений» [1]; стремиться к повышению их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс. В развивающей школе вырастает новый тип учителя: учитель-исследователь. Одно из важных требований относится к стилю взаимоотношений, в основе которых лежат коллаборация, креатив, саморегуляция,  взаимоуважение, взаимодоверие. Школа может развиваться, если ее коллектив будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно-воспитательном процессе и в управлении.

Реализация системного подхода к управлению развитием обеспечивается за счет разработки и использования специальных средств – целевых подпрограмм или проектов в рамках реализации программы развития школы. И если программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы, то проект представляет собой план, в котором есть описание реализации программы в конкретных условиях за конкретный промежуток времени. План координирует деятельность различных субъектов, распределяя полученные ресурсы по мероприятиям, срокам и ответственным. В этом случае программа включает в себя мотивирующий анализ значимой проблемы, нормативно-правовое обеспечение концепции желаемого результата и содержит план действий всех субъектов, скоординированных для решения проблемы.

Но, чтобы, программа реализовалась, необходимо также обеспечить выполнение функций организации, руководства и контроля. Системное управление развитием школы требует гибких организационных структур, в которых присутствуют временные творческие коллективы и подразделения, которые реализуют тот или иной проект программы развития. Перспективная модель организационной структуры управления содержит механизмы функционирования и механизмы развития. Механизмами функционирования являются: родительский комитет, аттестационная комиссия, методические объединения учителей, педагогический совет и т.д.

Механизмами развития школы служат: совет школы, научно-методический совет школы, социально-психологическая служба, временные творческие объединения учителей и учащихся, объединения школьников по интересам.

Нами выделены условия эффективности разработки и реализации программы развития школы:

  •  личностно-ориентированный подход к управлению школой;
  •  компетентностный и системно-деятельностный подход к  организации образовательного процесса;
  • применение личностно-ориентированных, проектно-исследовательских  образовательных технологий;
  •  развитие устойчивой положительной мотивации к учению у школьников;
  •  включение учащихся в исследовательскую, творческую, волонтерскую деятельность;
  •  опора на внутришкольный мониторинг и проведение внешних экспертиз и мониторингов как инструмент управления качеством образования;
  •  включение педагогов в инновационную деятельность;
  •  развитие профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированный;
  •  инициирование у участников образовательного процесса поиска личностных смыслов профессиональной и учебной деятельности;
  •  опора на внутришкольную систему обучения и развития педагогических кадров;
  •  развитие поля личностных достижений педагогов и обучающихся;
  •  опора на совместную деятельность школы и ДОУ по преемственности образовательного процесса;
  •  интеграция общего и дополнительного образования;
  •  опора на взаимодействие с внешней средой.

Разработка программы развития «Школа возможностей: школа для детей» потребовала  серьезной предварительной аналитической работы, в ходе которой были выявлены проблемы школьного образования, затруднений педагогов по достижению высокого уровня качества образования, выполнен анализ ресурсного обеспечения, определены векторы (проекты) развития школы. При разработке новой программы развития соблюдалась преемственность с предыдущей («Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании как способ организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества  в достижении целей личностного и  социального развития обучающихся», 2016-2020 гг.).

При определении целей и задач новой программы развития учитывалось месторасположение школы, ее традиции, особенности педагогического коллектива, достижения предыдущего этапа развития. Опыт реализации предыдущей программы развития и анализ социального заказа системы образования позволили определить круг ценностей и выявить ключевые принципы, которые явились основаниями для ее развития. Программа базируется на следующей совокупности ценностей:

  •  обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, патриотизм, осознание себя жителем города Самары и хранителем его исторического и культурного наследия, осознание себя гражданином России;
  •  сочетание традиционных ценностей российского образования с новыми идеями развития;
  •  безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
  •  стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы;

        Образовательная система школы проектировалась как:

  •  открытая и адаптивная система;
  •  система воспитания на основе преемственности и развития отечественной духовной культуры;
  •  гуманистически ориентированная система, для которой наиболее значимым результатом является развитие индивидуальности, творческого потенциала субъектов образовательного процесса;
  •  система, гарантирующая защиту прав личности на образование и свободу выбора образовательных программ;
  •  система, позволяющая достигнуть стабильно высоких образовательных результатов; высокого уровня профессиональной педагогической деятельности, основанной на связи с наукой и высоких этических нормах;
  •  демократически управляемая система.

Целью развития МБОУ Школы № 157 г.о.Самара стало создание условий для развития потенциала всех участников образовательного процесса через взаимодействие в открытой, доступной и разнообразной образовательной среде,  ориентированной на современное качество и доступность образования в соответствии со стратегией развития российского образования

Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечить развитие системы общественно-государственного управления качеством образования как условия обновления содержания и технологий образования на основе вводимых стандартов образования:

– повышение доступности и вариативности качественного образования на всех уровнях образования;

– внедрение новых образовательных стандартов и требований;

– увеличение числа внешних экспертиз и оценок качества образования;

– внедрение форм дистанционного образования.

2. Создать механизмы координации и интеграции предметов учебного плана для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности с элементами дистанционного образования:

– поддержка инноваций творческих групп и отдельных педагогов.

3. Систематизировать воспитательную работу с целью дифференциации и индивидуализации:

– сформировать духовно-нравственные ориентиры в воспитании школьников;

– создать условия для развития способностей и склонностей учащихся за счет интенсификации учебно-воспитательного процесса;

– внедрить современные психологически обоснованные технологии воспитания.

4. Создать условия для развития здоровьесберегающей  образовательной среды, обеспечивающей сохранение психосоматического здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса:

– создание комфортной и безопасной, безбарьерной среды в образовательном учреждении;

– внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и расширение возможностей занятий спортом.

5. Создать условия для развития государственно-общественного  управления в образовании:

– повышение роли ученического самоуправления;

– создание условий для открытости школы в информационном пространстве;

– совершенствование организационно-экономических механизмов управления и развития;

– обновление материально-технической базы школы.

6. Способствовать росту кадрового потенциала школы, совершенствовать систему сопровождения и развивать механизмы стимулирования, обеспечивать поддержку лидеров инновационного развития.

В качестве механизма реализации программы развития МБОУ  Школы №157 г. о. Самара определен ряд проектов, соответствующий федеральным проектам национального проекта «Образование» на 2021–2025 годы:

  • «Современная школа»: проекты «Пространство выбора в школе», «Новая школа», «Здоровая школа»;
  •  «Цифровая образовательная среда»: проект «Цифровая трансформация школы»;
  •  «Успех каждого ребенка»: проекты «Социальная активность», «Личность. Лидерство. Успех», «Сопровождение и медиация»;
  •  «Учитель будущего»: проект «Современный учитель».

        Рассмотрим этапы развития школы и соотнесем их с этапами реализации программы развития на период с 2021 по 2025 г.

        Первый этап реализации программы развития. 2021-2022 гг. аналитико-диагностический, включающий проведение комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения исходных условий, разработка программы, ее общественное обсуждение. Утверждение окончательного варианта программы, экспертиза разного уровня, ознакомление с ним коллектива школы и общественности. Алгоритмизация и планирование деятельности администрации и педагогического коллектива по реализации программы развития. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы развития.

Этому этапу соответствует первый этап функционирования школы. Основными направлениями работы школы на данном этапе являются формирование и становление педагогического и ученического коллективов, формирование традиций школы. Это подготовительный этап к переходу школы к реализации целевых установок программы развития школы. Поэтому конечным результатом на данном этапе станет учебный план для организации образовательного процесса в режиме многопрофильного и разнопрограммного обучения и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Формы управленческих воздействий на первом этапе направлены на выработку единых педагогических требований, ориентацию учебного процесса на достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, на организацию деятельности в детском коллективе через самоуправление, на преемственность в обучении и воспитании  начального, основного и среднего общего уровней образования. Именно такие вопросы планируются обсудить на собраниях совета школы, заседаниях педагогических советов, семинарах для педагогов. Стратегия воздействия руководства школы на педагогический коллектив на первом этапе – императивная.

        В этот же период проводится комплексная диагностика. Основные направления работы школы: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, анализ потребностей обучающихся и родителей, анализ затруднений учителей в обучении и воспитании. На данном этапе изменяются формы и методы управленческих воздействий. Кроме заседаний педагогических советов, теоретических семинаров по организации образовательного процесса необходимо провести диагностические исследования по изучению удовлетворенности участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов организацией учебного процесса, изучить деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся, провести анкетирование учащихся по изучению познавательного интереса. Конечным результатом данного этапа работы школы являются: программа взаимодействия школы с учреждениями дошкольными и дополнительного образования, разработка и совершенствование индивидуальных учебных планов на уровне среднего общего образования, сетевые программы взаимодействия с внешним окружением школы в микрорайоне школы и муниципалитете.

        Второй этап реализации программы развития. 2022-2024 гг. – основной, внедренческий, включающий реализацию проектов развития при стабильном режиме функционирования, осуществление промежуточного контроля, промежуточного мониторинга реализации мероприятий программы корректировка деятельности (коррекция программы).

        Этому этапу соответствует третий этап развития школы – этап реализации условий и внедрения механизмов развития школы. Основные направления: реализация развивающего и адаптивного обучения в школе, реализация подпрограмм (проектов)  развития школы, программ управления профессиональной позиции педагога как личностно-ориентированным, организация образовательного процесса с учетом потребностей учащихся и родителей, подбор диагностических процедур для анализа результатов учебно-воспитательного процесса, подготовка педагогов по осуществлению инновационных идей и СОТ во всех классах школы. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях педагогических советах, теоретических семинарах будут посвящены СОТ (открытые    онлайн‑курсы/дисциплины, технология «большие данные», адаптивное обучение, геймификация, смешанное (гибридное) обучение [5]), путям повышения мотивации обучающихся, совместной работе семьи и школы в развитии личности ребенка. Формы управленческих воздействий на данном этапе самые разнообразные (от традиционных до инновационных): педагогические советы, изучение инновационных карт педагога, диагностические исследования образовательной среды, дидактического обеспечения, их соответствие требованиям ФГОС и целевым показателям национального проекта «Образование»; собеседование с учителями (по итогам полугодия), онлайн анкетирование педагогов, учащихся и родителей. мониторинг удовлетворенности организацией образовательного процесса, мониторинг управления развитием профессиональной позиции педагога в школе. Конечным результатом работы возможное присвоение школе статуса экспериментальной площадки, а также внутришкольная система обучения и развития педагогических кадров.

        Третий этап реализации программы развития – практико-прогностический, подведение итогов и системный анализ результатов реализации программы через систему семинаров и педагогических советов, публикации методических материалов по теме программы развития школы, пропаганду и изучение передового педагогического опыта школ г.о. Самара. Постановка новых целей развития школы, соответствующих требованиям времени и конструирование дальнейших путей развития. Этому этапу соответствует третий этап развития школы – этап подведения итогов работы школы по программе развития. На данном этапе целесообразно в работе с педагогическим коллективом использовались такие формы управленческих воздействий, как практикум «Технология научного педагогического эксперимента», деятельностные игры, кейс-стади, разработка индивидуальных творческих проектов. Планируется, что на этом этапе педагоги будут анализировать работу школы, себя, администрации через рефлексивные листы и листы карьеры учителя.

        Стоит отметить, что на этом этапе образовательное учреждение достигнет ожидаемых и заявленных на первом этапе конечных результатов, которые являются важнейшими целевыми показателями программы развития «Школа возможностей: школа для детей».  По сравнению с 2021 годом к концу срока реализации программы в 2025 году планируется:

  •  повысить степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг до 95%;
  •  обеспечить переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней;
  •  довести долю выпускников, успешно освоивших общеобразовательные программы и сдавших ЕГЭ до среднегородских баллов до 30%;
  •  обеспечить дистанционную поддержку 70% объема образовательных программ;
  •  обеспечить стабильную деятельность школы в сложных экономических условиях;
  •  обеспечить 60% охват детей 5-6 лет предшкольным образованием;
  •  обеспечить возможность участия в новых моделях системы повышения квалификации (дистанционной, сетевой) 100%педагогических работников школы;
  •  обеспечить 70% охват учащихся школы, вовлеченных в волонтерскую и благотворительную деятельности;
  •  обеспечить 100 % охват учащихся школы внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;
  •  ввести систему медиации, используя также дистанционные возможности

        Обобщая сказанное, можно определить роль программы развития образовательного учреждения в развивающей и развивающейся школе следующим образом – программа развития школы обеспечивает [6 ], [7 ]:

  •  способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи;
  •  достижение оптимального объема и полноты реализации школой кадрового, научно-методического, материально-технического и иных потенциалов и ресурсов;
  •  положительную и стабильную динамику процессов развития школы, совершенствования всех структур как педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной, информационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей);
  •  позитивное восприятие школы обществом, участниками образовательного процесса;
  •  гуманистическую миссию школы как социокультурного института формирования духовности, воспроизводства интеллектуальных ресурсов;
  •  связи школы с учреждениями культуры, другими учреждениями образования – дополнительного, профессионального и т.д.;
  •  достижения школы, педагогов, обучающихся в различных конкурсах;
  •  подготовленность и конкурентоспособность ее выпускников;
  • развитие школы как социальной системы;
  •  совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.

        Управление школой через программу развития нацеливает на то, чтобы достаточно быстро и гибко, с определенным опережением,  реагировать на изменения ситуации во внешней среде, обеспечить успех и процветание  образовательной системы и ее субъектов в длительной перспективе.

Список литературы

  1. Национальный проект «Образование» (2019–2024гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03.09.2018.  № 10  // [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://do.sev.gov.ru/images/document/Pasport_naciona_proekta_Jbrazovanie_compressed.pdf

  1. Федеральный закон «Об образовании в  Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 2018 год). – М.: Эксмо, 2018. – 144 с.  
  2. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 323 с.
  3. Управление образовательными системами : Учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова ; Междунар. акад. наук пед. образования. – М. : Академия, 2002. – 319 с.
  4. Пять образовательных технологий, которые изменят мир в ближайшие пять лет // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/82371/
  5. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика: Монография / Т. М. Давыденко; Науч. редактор Т. И. Шамова; Моск. пед. гос. ун-т, Фак. подгот. и повышения квалификации организаторов образования, Белгор. гос. пед. ун-т им. М.С.Ольминского. – М.; Белгород : БГПУ, 1995. – 250 с.
  6. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление/ Ю.А.Конаржевский; [гл.ред. В.М.Лизинский]. – Москва: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития образовательного учреждения

Изучив социальный заказ общества, проведя анализ образовательных потребностей, включая мнение родителей, определив мотивацию школьников к обучению, педагогический коллектив принял решение о принятии и...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Программа развития образовательного учреждения "экология духовности"

Основной целью Программы развития образовательного учреждения "Экология духовности" является воспитание обучающихся в контексте национальных ценностей и культуры в современных учловиях мегаполиса....

Опыт реализации модели социокультурного системного развития образовательного учреждения в московской школе №12

В статье представлен опыт школы №12 по опыту реализации модели социокультурного системного развития....

Роль инноваций в развитии образовательного учреждения

В статье рассмотрены понятия педагогических инноваций и новаций, приведены и классифицированы параметры оценивания идей модернизации ОУ....