Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"
учебно-методический материал

Улаханова Марина Родионовна

Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neuspevaemost_mladshih_shkolnikov.ppt847 КБ
Office presentation icon anketa_prichiny_neuspevaemosti.ppt575 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.

Слайд 3

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия. 2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков. 3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения

Слайд 4

Внутренние по отношению к школьнику: 1)недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии); 2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально - личностной сферы, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей); 3)недостатки воспитанности личности (недисциплинированность, безответственность, неумение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи).

Слайд 5

Внешние по отношению к школьнику: 1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях); 2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие).

Слайд 6

- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт; - пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); - медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая вырабатываемость; - не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; - индифферентно относится к результатам работы; - не подмечает своих неудач и трудностей.

Слайд 7

Неготовность к началу регулярного обучения в школе. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Такой ребёнок при поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательную самостоятельность, мотивационную сферу

Слайд 8

1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения (психолог, учитель). Желательно использовать тесты интеллекта, задачи на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы. Можно использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.

Слайд 9

2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости (психолог, учитель). В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками должен быть положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.

Слайд 10

- методика развития концентрации и устойчивости внимания; - методика развития объема внимания; - методика развития осмысления на основе слухового восприятия; - методика развития темперамента; - методика развития логического и механического запоминания; - методика развития долговременной памяти; - методика "Графический диктант"; - методика изучения переключения внимания; - методика "Незаконченные предложения"; - методика развития самооценки.

Слайд 11

Но, если организованная помощь не помогает преодолеть неуспеваемость ученика, то педагогу необходимо обратиться в ПМПК , на заседании которого будут рассмотрены дальнейшие пути сопровождения. Если же организованное сопровождение не помогло преодолеть неуспеваемость, необходимо обращаться в РПМПК для обследования ребёнка и определения дальнейшей программы обучения. Обследование школьников, имеющих трудности в усвоении программы, проходит два раза в год: в ноябре и мае. Консультацию о порядке представления документов можно получить, обратившись в РПМПК.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анкетирование учащихся «Причины неуспеваемости»

Слайд 2

1. Вы учитесь потому что: • этого требуют родители (6 чел.); • интересно (3 чел.); • это нужно для поступления в университет (2 чел.); • учиться необходимо (6 чел.); • это пригодится в жизни (7 чел.); • другое (2 чел.) 2. Вам нравится учиться: • всегда (3 чел.); • иногда (14 чел.); • никогда (1 чел.) 3. Вы ходите в школу (выберите 2-3 утверждения): • общаться с друзьями (10 чел.); • учиться (12 чел.); • потому что там интересно (6 чел.); • потому что там весело (6 чел.); • потому что любите школу (3 чел.); • потому что нравятся учителя (3 чел.); • потому что близко от дома (-)

Слайд 3

4. Сколько времени занимают у вас домашние задания? 30-45 мин (4 чел.) 1-2 часа (10 чел.) 3-4 часа (4 чел.) 5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? (Выберите одну или несколько причин) • лень (8 чел.); • телефон (2 чел.) ; • телевизор (3 чел.); • друзья (1 чел.); • музыка (2 чел.); • усталость (12 чел.); • неинтересные задания (9 чел.); • оторванность предметов от жизни (5 чел.); • запущенность материала (1 чел.); • все равно не спросят (1 чел.); • несправедливость в оценке знаний (6 чел.); • плохие учебники (2 чел.) ; • слабое здоровье (3 чел.); • чтение художественной литературы (2 чел.)

Слайд 4

6. Сколько времени в день у вас уходит на просмотр телевизионных передач? 30 мин.-1,5 часа (6 чел.) 2 – 4 часа (7 чел.) 5 – 6 часов (4 чел.) 0 (1 чел.) 7. Сколько времени вы гуляете? 15 мин.-1 час (7 чел.) 2 – 3 часа (8 чел.) 4 часа (1 чел.) 0 (2 чел.) 8. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом? 30 мин.-1,5 часа (8 чел.) 4 часа (4 чел.) 2 – 3 часа (7 чел.) 0 (1 чел.) Родители всегда уделяют мне внимание (1 чел.)

Слайд 5

9. Что входит в круг ваших обязанностей дома? Пропылесосить (5 чел.) Вытереть пыль (3 чел.) Помыть посуду (11 чел.) Убрать в комнате (5 чел.) Подмести (4 чел.) Управиться с хозяйством (3 чел.) Помыть пол (2 чел.) Позаметать (1 чел.) Помогать маме по дому (1 чел.) Кабеля покормить (1 чел.) Поесть (1 чел.) Уборка дома (2 чел.) Помыть обувь (1 чел.) Заправить кровати (1 чел.)

Слайд 6

10. Есть ли у вас дома любимый уголок? Да (1 чел.) Нет (3 чел.) В моей комнате (7 чел.) На диванчике (4 чел.) На кухне (2 чел.) Около стола (1 чел.) 11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов? 5 - 10 мин. (4 чел.) 30 мин – 1,5 часа (7 чел.) 2 часа (1 чел.) 0 (6 чел.)

Слайд 7

12. Сколько времени уходит на спортивные занятия? 20 мин.- 1 час (7 чел.) 1,5 – 2 часа (4 чел.) 3 - 4 часа (4 чел.) 0 (3 чел.) 13. Сколько времени уходит в день на прослушивание музыки? 20 мин.- 1 час (7 чел.) 2 – 3 часа (5 чел.) 4 - 5 часов (4 чел.) много (2 чел.) 14. Каким видом творчества вы занимаетесь и сколько на это уходит времени? Стихи (5 чел.) Рисование (9 чел.) Танцы (2 чел.) Цирковой (1 чел.) Аппликация (1 чел.) Вязание (1 чел.) Шитье (1 чел.) Лепка (1 чел.) Создание презентаций на компьютере (1 чел.) Никаким (2 чел.)

Слайд 8

15. Что же, по-вашему, является причиной ваших плохих отметок? Лень (5 чел.) Нехватка времени (2 чел.) Непонимание темы (3 чел.) Недоучивание (1 чел.) Проблемы в семье (2 чел.) Усталость (1 чел.) Неправильное выполнение д / з (1 чел.) Трудные задания (2 чел.) Плохое здоровье (1 чел.) Одноклассники мешают (1 чел.) Учителя обиделись (1 чел.) Плохое выполнение д / з (1 чел.) Не знаю (1 чел.)

Слайд 9

62 % 67 % Музыка Лень Просмотр телевизора Усталость 44 % 34 % 33 % 28 % 16 % Проблемы в семье Причины неуспеваемости Оторванность от жизни Несправедливость в оценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.

Как классному руководителю, мне пришлось столкнуться с серьезной проблемой неуспеваемости учащихся . Изучила огромное количество методической литературы. Данная статья показалась актуальной и полезной...

Реферат по педагогике "Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"

Работа написана по окончании курса "Педагогика" в ПАПО г. Москва, 2009г....

Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления

В выступлении классного руководителя рассматриваются причины и средства преодоления неуспеваемости обучающихся....

Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"

Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по  ранней профориентации  с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки   Современн...

2020 (январь) - Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»

Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»...

Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении

Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании созд...