Методическая разработка "Внедрение дистанционного обучения в систему единого информационного образовательного пространства школы"
методическая разработка

Зинатулина Ольга Вячеславовна

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka.docx338.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение дистанционного обучения в систему единого информационного образовательного пространства школы.

методист Зинатулина О.В.

В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств  стало  глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все  чаще мы начинаем говорить  о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль  за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  1. электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  1. телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников  на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений;  просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения),  принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  2. пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  3. гипертекстовые среды  ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые  будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга.  В  WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  4. ресурсы мировой сети Интернет  (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  5. видеоконференции  (Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями  «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).
  1. Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий.

Сегодня мы не можем рассматривать обучение  только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

  1. Индивидуализация  и гибкость обучения

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи, а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии и др.). В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.

Многие родители охотно обращаются к  дистанционному обучению в школе, чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания (т.к. их дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия). Также можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Но дистанционное обучение требует таких нешуточных качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя ДО в школе, можно добиться неплохих результатов. 

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной/внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.

Как еще можно использовать дистанционное обучение  в школе:

  1. организовать курсы различных (гуманитарного, естественнонаучного и
    технико-технологического) профилей;
  2. использовать дистанционное профильное обучение;
  3. создавать творческие работы, своё портфолио, разработать интернет-страницу;
  4. участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  5. создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  6. учиться на дистанционных курсах;
  7. использовать для  подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;  
  2. решать психологические проблемы учащихся;  
  3. снимать временные и пространственные ограничения и  проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

При реализации образовательного процесса с применением дистанционных  технологий следует опираться на нормативные документы. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (Ст.16)  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014г. № 2 г. Москва «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Профессиональный стандарт педагога предусматривает использование каждым педагогическим работником инструментов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие с участниками образовательного процесса и управление образовательным контентом. Для этого в ОО должна быть развернута система дистанционного обучения, обеспечивающая достижение следующих результатов:

  • повышение доли обучающихся получивших доступ к образовательным услугам в электронном виде (регистрация на портале «Петербургское образование»),
  • расширение перечня учебных предметов в составе индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
  • повышение доступности учебных материалов для различных категорий  учащихся, в том числе для детей с ограниченными возможностями,
  • снижение ресурсных затрат на организацию обучения.

Для реализации педагогами на практике обучения с использованием ДОТ может быть реализована средствами самых различных ИКТ-технологий. Начиная от обычной электронной почты и блога, и заканчивая – комплексной системой типа Moodle. На рисунке представлены наиболее широко используемые технологии.

Технологии построения системы ДО

Характерной особенностью дистанционного обучения является его интерактивность (регулярное взаимодействие педагога и обучающегося), а основной принцип – это принцип доступности (у всех должна быть возможность учиться) (ФЗ от 29.12.2102г. № 273-ФЗ ст.16).

Дистанционные технологии сегодня выгодно дополняют и расширяют традиционные формы организации образовательного процесса, поскольку они позволяют целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществлять независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий.

С помощью системы дистанционного обучения должен осуществляться постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а также консультирование и проведение дискуссий, тестирование знаний и навыков.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс может происходить также благодаря возможностям официального сайта образовательного учреждения. На платформе сайта можно использовать различные формы дистанционного обучения:

- хранилище образовательных ресурсов (презентации в различных форматах), мастер-классы;

- участие в виртуальных выставках;

- гиперссылки к сайтам, посвященным темам программы обучения, в том числе созданным самостоятельно педагогами (например, сообщества объединений в социальных сетях);

- различные тематические форумы.

Самый простой способ работы – беседа с учащимся с помощью какой-либо программы аудио- и видеосвязи. Для этого можно использовать Skype. С учащимся можно обсудить тему, проработать текст учебника, оговорить задание для самостоятельной работы. Такая работа подходит для определенной части урока устного предмета.

Необходимость организовать обучение с помощью дистанционных технологий и наблюдения за работой коллег позволили сделать вывод, что необходимо разнообразить формы подачи материала и организации работы на уроке. Прежде всего, можно использовать возможности системы Skype в режиме демонстрации.

Кроме использования Skype существуют и другие способы обучения с помощью дистанционных технологий:

  1. Использование готовых решений «Я-Класс»  – образовательный Интернет-ресурс (http://www.yaklass.ru.) для школьников, учителей и родителей.
  2. Использование своих курсов дистанционного обучения - создание своего блога через сервис Google blogger позволяет учителю подойти к этому вопросу творчески.
  3. Использование дистанционных технологий в процессе образования на базе сервисов  Google.

Существует большое количество дорогостоящих профессиональных платформ дистанционного обучения, однако начинать применение дистанционных образовательных технологий целесообразно с простых, доступных и бесплатных, особенно, если перед учителем стоит задача включить в образовательный процесс учащихся, которые много болеют или отсутствуют по различным уважительным причинам. Следует подчеркнуть тот факт, что все продукты компании Google предназначенные для работы дистанционно, предоставляются пользователям бесплатно, данный сервис, не требует больших мощностей и предоставляет возможности для дистанционной работы учителя и ученика в режиме реального времени. Особенно в этом плане удобны сервисы из группы Документы Google. С их помощью можно:

  • создавать и редактировать документы, таблицы и презентации в сети из любой точки мира, в которой есть доступ к Интернету;
  • использовать документы совместно с другими пользователями, в том числе совместно работать с одним и тем же документом в режиме реального времени;
  • обеспечить безопасность документов. Поскольку данные хранятся на защищенных серверах компании Google, даже в случае выхода жесткого диска из строя они останутся в целости и сохранности.
  1. Реализовать принцип дистанционного обучения можно на сайте «Мультиурок» (https://multiurok.ru)
  2. Использование ресурсов MOODLE в online обучении школьников стало наиболее эффективным.

Создание информационной образовательной среды образовательного учреждения направлено на создание площадки дистанционного обучения, но создавать ее не нужно, она уже существует. Это портал дистанционного образования  - do2.rcokoit.ru

Использование элементов дистанционного обучения,  выбирая элементы дистанционных образовательных технологий  из готовых решений и создавая свое (или готовое, переделывая «Под себя») на Санкт-Петербургском ресурсе для дистанционного обучения – http://do2.rcokoit.ru 

Данный ресурс дистанционного обучения делает работу педагога инновационной и более творческой, а также активизирует изучение предмета обучающимися, решает проблемы с пробелом в знаниях часто пропускающих уроки детей, трансформировав его в увлекательный интерактивный процесс не только для обучающихся и учителей, но и родителей.

Задачи создания дистанционного курса:

  1. стимулировать познавательную активность подбором актуальных учебных материалов и заданий;
  2. создать условия для эффективной учебной деятельности обучающихся с помощью различных методических приемов;
  3. используя ресурсы MOODLE обеспечить формирование у школьников приемов самоконтроля и самооценки.

Основные этапы построения дистанционного курса:

  1. Конструирование учебной программы: в начале работы необходимо было выбрать формат курса. Выделить модули  (тем) курса или предмета и соответствующих уроков (выбрать единый цвет оформления заголовков).
  2. Проектирование урока: в основе структуры урока лежит модульный подход. Основное содержание урока представлено в материалах лекции. Оно разделено на этапы (разделы  темы), а этапы – на части (смысловые единицы). Переходами между этапами урока служат тестовые вопросы, которые при неправильном ответе возвращают ученика к соответствующим материалам урока. Ученики работают по заданиям с текстом ресурса «лекция» или учебником.
  3. Предусмотрены задания устного и письменного характера. Форма подачи материала представляет собой беседу обучающего с обучаемым.
  4. Обратная связь: обратная связь реализуется через различные формы контроля средствами

телекоммуникационного взаимодействия.

Ведущие принципы построения дистанционного курса:

  • отбор оптимального объема информации;
  • деление текста на небольшие смысловые части;
  • доступность;
  • изложение материала в виде беседы;
  • поэтапный контроль в виде системы вопросов.

Проблемы, возникающие при конструировании и реализации  дистанционного курса обучения:

Методическая составляющая:

  • как скомпоновать материал, реализовать поэтапное целеполагание, подготовить тестовые задании;
  • низкий уровень информационной компетентности у школьников (не совсем готовы к самостоятельному прохождению программы: сразу приступают к решению заданий, не имея достаточного опыта, возникают вопросы технического характера);
  • недоступность использования сети Интернет в некоторых местах проведения занятий.

Предположительный анализ результатов может показать:

  • Повышение качества обучения учащихся;
  • Возрастание мотивация учащихся к изучению предмета;
  • Снижение  процента слабоуспевающих учеников.

Считаю, что обучение в  динамической обучающей среде MOODLE способствует более контролируемому прохождению обучающимися школьной программы, развивает такие качества, как самоконтроль и самодисциплина, стимулирует познавательный интерес к предмету и школьному образованию в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Реализация принципов педагогической техники в информационном образовательном пространстве "Основ безопасности жизнедеятельности""

Принципы педагогической техники в ОБЖРеализация принципов педагогической техники в урочной деятельности в ОБЖДиагностика и самодиагностика достижений учащегося...

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Проект "Школьное телевидение как элемент информационно-образовательного пространства школы"

Проект направлен на формирование творческой саморазвивающейся личности, способной социально и профессионально самоопределиться через включение в социально значимую деятельность в рамках школьного теле...

Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...