Формирование образовательной среды школы как условие реализации ФГОС второго поколения.
учебно-методический материал

Тема выступления на методический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ms.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образовательной среды школы

 как условие реализации ФГОС второго поколения.

План:

1.        ФГОС-немного

2.        Этапы внедрения(образ. Программа, семинары (были посещены уроки, система школьного мониторинга-как узнаем профессионализм педагога), курсы)

3.        Обновление материально-технической базы, выбор УМК

4.        Духовно-нравственное развитие

5.        Портфолио учителя (конкурсы)

6.        Стимулирование и мотивация педагогов(ранжирование)

7.Портфолио ученика

1. ФГОС слайд 1.

В связи с внедрением        ФГОС второго поколения возникла необходимость  формирования образовательной среды с целью обеспечения достижения  планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностного  развития обучающихся, в том числе формирования системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни.

2. Этапы внедрения

    В части организационного обеспечения введения ФГОС НОО  нами был  разработан план методической работы школы.

ЦЕЛЬ методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Остановлюсь на некоторых  составляющих:

-изучение нормативных документов и методической литературы по вопросам ФГОС НОО (ШМО, самообразование);

- курсы повышения квалификации по теме   «Программа «Истоки». Особенности методики», Инновационные педагогические технологии – УМК «Перспективная начальная школа», »Компетентность учителя начальных классов. Профессиональное мастерство»- учитель 1 класса Сарипова Н.Б.. Остальным учителям  начальных  классов предстоит пройти курсовую подготовку.

    «Психологические особенности обучения школьников при реализации ФГОСа второго поколения» - учитель русского языка и литературы Шустова Н.А.;

- изучение опыта учителей, работающих по ФГОС с 2010-2011 уч. года (посещение экспериментальных площадок «ВГАПК РО» по теме   «Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона в условиях сельской школы»)-2чел.

- активное участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, районного, областного уровня.

Администрацией школы были  проведены   семинары: аналитический, проектировочный, методический по темам «Системно-деятельностный  подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации инициативы «Наша новая школа», «Инновации в образовании », « От традиционной педагогики к педагогике взаимодействия», при подготовке к которому педагоги заполнили лист  самозаписи ,   в котором педагоги выбрали для себя участие в одной из  инициативных групп семинара. Слайд.2-3  В ходе семинара каждая группа оформила проект и результатом работы стала общая таблица «Основные характеристики традиционного и современного образования» .

Наиболее развитый педагогический коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, но и  наращивать путем повышения профессионализма через курсовую подготовку.  Обратите внимание на итоги курсовой переподготовки за 5 лет. Слайд 4 «Итоги курсовой переподготовки за 5 лет».

Если в 2006-2007 уч.г. -9, 5%, в 2007-2008 уч.г.-5%,  в  2008-2009 - (5%) 1 учитель, в 2009-2010 учебном году-3 учителя (13%),  то в 2010-2011 учебном году – 6 (28,5%) учителей.

- разработка и представление разделов ООП НОО на ШМО. Наша школа  разработала план мероприятий для введения обновлённого стандарта. Слайд 5«Модель введения ФГОС в ОУ». В прошлом учебном году в школе была создана рабочая  группа, в состав которой вошли руководство школы, руководитель МО начальных классов , педагоги начальных классов. Состав рабочей группы  и порядок ее работы был утвержден приказом директора школы. Рабочая группа  провела большую работу по разработке документов, необходимых для введения стандарта нового поколения в образовательном учреждении. Также она осуществила анализ условий для введения стандарта и определение предметов изменения условий в образовательном пространстве ОУ;
спланировала свою деятельность по созданию условий;
разработала образовательную программу первого  класса.

Проект образовательной программы обсуждался на педагогическом совете школы и после внесения дополнений  был утвержден директором школы

- открытые уроки учителей .   В рамках подготовки к практическому семинару «Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения» администрацией школы были посещены уроки по теме семинара, где уровень эффективности урока был отслежен по методике  Ю.Конаржевского. Слайд 6

    10% педагогов достигли высокого уровня эффективности урока, 58% педагогов –хорошего уровня;  29 % педагогов достигло удовлетворительного уровня. Объективность данной карты системного анализа посещенного урока мы увидели в ходе аттестации 2 педагогов на высшую категорию.

- мастер-класс учителя, включающий вопросы ФГОС 2 поколения (Сарипова Н.Б.)

- участие школьников в дистанционном интеллектуальном проекте «Познание и творчество»,основанном на компетентностном подходе (заложен в ФГОС второго поколения) – 3-хлетний опыт.

Таким образом, данная работа способствует повышению информационно-методической культуры педагогов, их готовности к работе по ФГОС НОО.

             Важный аспект апробации ФГОС второго поколения – активная работа с родительской общественностью. В МКОУ  «Комсомольская СОШ» был заключен договор с родителями  в отношении ожидаемых результатов образования, с распределением взаимных обязательств между всеми участниками образовательного процесса. На родительских собраниях  Администрация школы  обсуждала  проект стандартов с родителями. Они согласны, что важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников. Все участники общественного договора должны иметь равные права.

С  родителями будущих первоклассников проводилась информационная работа по вопросам обучения детей 1 класса, реализующего ФГОС.

3.        Обновление материально-технической базы, выбор УМК

В начальной школе обучается     79 человек,   4 класса- комплекта, из них по новым ФГОС 1 класс -первый, в количестве 25 человек. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта.

        Приказом по школе утвержден перечень учебников, принадлежащих к системе учебников , рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год в соответствии с ФГОС НОО. Это УМК «Перспективная начальная школа». С комплектом были ознакомлены родители наших первоклассников. Все учебные пособия приобретены в полном объеме, они имеют логотип на соответствие ФГОС НОО.

     Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО предусматривает соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса.

     Для организации учебной деятельности по новым стандартам для кабинета 1 класса школа приобрела: мультимедиапроектор, принтер, сканер,  компьютер, экран, мебель . Слайд7

Одним из направлений  введения стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности. На внеурочную деятельность отведен час. Форма организации -  кружок по теме «Изучение природы родного края», где ученики 1 класса собирают материал о дикорастущих и культурных растениях , составляют проекты.

Слайд 8.

4.Духовно-нравственное развитие

В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В 2012-2013 уч.г. будет введен комплексный  учебный  курс «Основы религиозных культур и светской этики». Администрацией школы был проведен ряд мероприятий для родителей обучающихся 3 класса, которые на следующий учебный год будут обучаться в 4 классе, с целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией обучения,  обеспечения свободного и компетентного выбора родителями модуля изучения, в рамках которых провели:

-родительское собрание по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ;

-организация встречи родителей с преподавателем модулей  курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы.

Результаты выбора родителями обучающихся модулей изучения курса ОРКСЭ зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенных модулей для обучения своего ребенка.

Учитель географии Карменова Тамара Андреевна  прошла курсовую переподготовку  по выбранному модулю  «Религиозная культура народов России», получила удостоверение,  ожидает вызова на курсы по модулю «Светская этика».

5.        Портфолио учителя (конкурсы)

     В современном образовании  учителю необходимо  перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. С этой целью педагоги нашей школы ведут портфолио. Презентация «Портфолио Сарпиповой Н.Б.»

      Настоящее портфолио разработано на основании Локального акта от 31.08.2011 г.      Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Сариповой Натальи Борисовны, учителя начальных классов.   Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио состоит из 5 разделов.  

      В разделе I «Общие сведения» дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, сведения о повышении квалификации, копии документов, подтверждающих уровень профессиональной подготовки педагога (диплом, выписки из трудовой книжки, аттестационные листы, приказ об аттестации), перечень документов за личные  заслуги и их копии.

        Раздел II «Научно-методическая работа» содержит сведения о курсах повышения квалификации, о самообразовательной работе, копию публикации, таблицу участия учителя в профессиональных конкурсах, информацию об участии в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров различного уровня. Приложение состоит из перечня показательных уроков, внеклассных мероприятий, копий документов, подтверждающих участие в конкурсах.

      В разделе III «Результаты педагогической деятельности» представлены таблицы и диаграммы с результатами тестирования, показателями успеваемости за 5 лет, по которым можно проследить позитивную динамику учебных достижений обучающихся.  Раздел содержит список выпускников, поступивших в ВУЗы и СУЗы по специальности «учитель» и план индивидуальной самообразовательной работы , в котором отражена система работы учителя над индивидуальной методической темой.

      Раздел IV «Внеурочная деятельность» содержит сведения о кружковой работе; информацию о  творческих работах обучающихся; списки призёров, победителей олимпиад, конкурсов,  научно-исследовательских работ районного, областного,  и всероссийского уровней. В приложении представлены фотографии-отчёты о внеурочной деятельности;  копии дипломов, грамот , сертификатов за достижения обучающихся.

      Раздел V « Учебно-материальная база» включает  информацию с обоснованием выбора учебно-методического комплекта « Перспективная начальная школа»; перечень учебной, методической, дополнительной  и периодической литературы,  мультимедийного приложения; названия сайтов;  таблицу с измерителями выполнения образовательного стандарта; перечень информационно - технических средств обучения.

Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы.

6.        Стимулирование и мотивация педагогов (ранжирование)

Одним из пунктов президентской инициативы является система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации. В нашей школе руководством школы совместно с  профсоюзным  комитетом , Управляющим Советом были разработаны критерии ранжирования. С  предложенными критериями администрация школы выступила перед педагогическим коллективом. Педагогами школы были приняты все критерии ранжирования учителей-предметников.  Слайд  9-11.«Ранжирование учителей – предметников».

1.Работа с документацией

2. Количество открытых уроков и внеклассных мероприятий

3. Выступления на ПС и МС

4. Динамика входного и итогового тестирования

5.Результаты итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ, 4 класс: результаты тестирования)

6.Районные олимпиады.

7.Успеваемость

8.Количество  учеников, обучающихся на «4» и «5».

9.Категория

10.Образование

11.Курсы

12.Конкурсы.

Критерии оцениваются по 10-балльной системе и результаты ранжирования отражаются в стимулирующей части заработной платы педагога.

Одним из критериев является участие педагогов в конкурсах различного уровня. Слайд12. «Участие во Всероссийских конкурсах» .Учителя нашей школы являются участниками, призерами и победителями различного уровня.  Участвуют не только учителя, но и дети – под их руководством.

7.        Портфолио ученика

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся освоена в школе: все ученики  1 класса накапливают свои результаты и представляют их  в индивидуальном портфолио.  Всеми  учениками 1 класса были приобретены Портфолио обучающегося начальной школы по Стандартам второго поколения , состоящего из  книги и  папки-накопителя. Показ ученического портфолио. Благодаря умелой организации педагога  учащиеся включаются  в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.

     Многолетнее  взаимопонимание  родителей  и  педагогов  школы  позволяет  нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Накопленный опыт социального партнерства дошкольного, дополнительного  и начального образования, высокий уровень педагогического мастерства -  все это и многое другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!

Вашему вниманию мы предлагаем видеоролик «Защита портфолио»

Благодаря  созданной среде  налажен контакт с будущими первоклассниками,  активизировалась работа с родителями, педагоги повышают свой профессиональный рост, учащиеся проявляют активность и инициативу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения

Кургузов В.А., к.г.н., заместитель  директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на  Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческо...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...