Педсовет «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса».
методическая разработка

С целью выявления, какими  навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов. После прослушивания ответов групп коуч подводит коллектив к теме педсовета. Как сформировать, развить функциональную грамотность?

Для решения возникшей проблемы, предлагаем план работы педсовета:

1. Теоретическая часть. «Функциональная грамотность учителя –  основа развития функциональной грамотности ученика». Прокушева Н.А.

2. Педагогическая мастерская:

 «Читательская грамотность»  – Алексеева К.М.
«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.
 «Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
 3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия  – Малосаева И.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет (08.11.19)

«Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса»

        С целью выявления, какими  навыками функциональной грамотности владеют участники коучинга, предлагается поработать в группах с отрывками из текстов.

- Коллеги, чтобы перейти к теме педсовета, предлагаю в течение 5 минут прочитать отрывки текстов, не похожих по стилю написания и содержания,  и, обсудив в группах, ответить на вопрос «Что объединяет данные ситуации?» Либо определите индекс почтового отправления. Группам раздаются задания (см презентацию).

После прослушивания ответов групп коуч подводит коллектив к теме педсовета «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса». 

 -Действительно, во всех ситуациях мы сталкиваемся с недостатком функциональной грамотности. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, при столкновении человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом;  правильно заполнить документы, выбрать верную линию поведения в критической ситуации и т.д. Тот, кто правильно определил почтовый индекс (506905) владеет математической грамотностью.

Термин функциональная грамотность (ФГ) был введен в 1957 г. ЮНЕСКО, спустя более полувека мы ищем пути её формирования, так, 30.10.2019 г. Министерством просвещения РФ и ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО» на базе ГАУ ДПО ИРО был проведен межрегиональный семинар-совещание «Обновление содержания общего образования в достижении целей национального проекта “Образование”». В ходе семинара обсуждали особенности обновленного содержания проектов ФГОС начального и основного общего образования и предварительные результаты реализации проекта по формированию функциональной грамотности учащихся начального и основного уровней образования.

-Тема педсовета звучит в унисон «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса», поскольку         одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами, является формирование функционально грамотных людей.

-Что такое «функциональная грамотность»? Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий «личность», «функционировать», «грамотность».

Используя каждую букву слова «личность», назовите личностные качества: любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность.

 Подберите слова - синонимы к слову «функционировать»: работать, действовать, внедрять, применять...

Дайте определение слову «грамотность». Элементарная грамотность – способность личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

 -Опираясь на результаты работы, попробуем сформулировать понятие «функционально грамотная личность»  (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

-Так что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

- Какую проблему Вы видите(Как сформировать, развить функциональную грамотность)  

Для решения возникшей проблемы, предлагаем план работы педсовета:

1. Теоретическая часть. «Функциональная грамотность учителя –  основа развития функциональной грамотности ученика». Прокушева Н.А.

2. Педагогическая мастерская:

 «Читательская грамотность»  – Алексеева К.М.
«Математическая грамотность» –
Савостьянова Н.М.
 «Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
 3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия  –
Малосаева И.А.

«Функциональная грамотность учителя

–  основа развития функциональной грамотности ученика»

Практическая значимость функциональной грамотности  заключена в известном высказывании Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». 

Признаки функциональной неграмотности школьника: нелюбовь к чтению; избегание интеллектуальных задач любого рода; просьбы объяснить текст или способ решения задачи; неумение следовать инструкциям; легче понимают материал на слух; во время чтения часто пытаются артикулировать, а то и проговаривать текст.

 Функциональная неграмотность формируется рано – истоки ее в дошкольном детстве, результаты – в начальной школе. К 10 годам можно констатировать ее наличие.

Функциональная грамотность (лат.-направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.

Компетенции связанные с функциональной грамотностью:

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

Отличительные черты ФГ

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем; 

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире; для формирования ФГ в урочной деятельности используют продуктивные формы групповой работы, тестовые задания с использованием схем, рисунков, диаграмм и графиков. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.   Заданий на ФГ в учебниках мало, либо вообще нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя.

Функциональная грамотность  явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.

Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

В качестве источников для учебных заданий можно использовать – объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты. 

Функциональная грамотность имеет разнообразные формы проявления:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

 Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

 Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Концепция ФГ основывается на известных международных оценочных исследованиях – PISA, TIMSS, PIRLS.

 В создаваемой в настоящее время системе мониторинга качества общего образования в мире участвуют более 50 стран. Страны мира объединяются в проведении сравнительных исследований, которые позволяют не только получить информацию о достижениях учащихся, но и сравнить эти показатели по странам, объяснить результаты и выявить факторы, влияющие на эти результаты. Особый интерес на этапе окончания обязательного образования представляет то, насколько обучение в школе подготовило детей к успешной адаптации в обществе.

 В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественнонаучные предметы.

Перед вами структура циклов PISA и основные этапы мониторинга формирования функциональной грамотности в нашей стране.

 

Прежде, чем перейти к практической части педсовета, напомню, Государственная программа обучения ориентирует каждого учителя на развитие функциональной грамотности учащихся:

  • осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  • уметь извлекать информацию из разных источников;
  • учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  • уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  • реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Практикум.

«Читательская грамотность»  – Алексеева К.М.

«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.
 «Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.
 3. Принятие решения педагогического совета – Докучаева Т.Л.
4. Рефлексия  –
Малосаева И.А.

Решение педсовета

  1. Изучить критерии оценивания функциональной грамотности школьников для всех ступеней обучения;
  2. На заседаниях МО разработать рекомендации для преподавания всех предметов и всех ступеней школьного образования по формированию ФГШ;
  3. Изучать и использовать ППО коллег других школ города, области, мировой опыт по формированию ФГ у учащихся;
  4. Апробировать и внедрять в деятельность педагогов технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности учащихся.
  5. Организовать обучающие семинары по развитию математической и естественнонаучной грамотностей школьников.

Рефлексия педсовета

 «Функциональная грамотность и ее место в организации учебно-воспитательного процесса»

Этапы

(+) понравилось

(-) не понравилось

(!) интересно

Организационный этап (вхождение в тему педсовета) 

Прокушева Н.А.

Теоретический блок

Прокушева Н.А.

Практический блок

«Читательская грамотность»  – Алексеева К.М.

«Математическая грамотность» – Савостьянова Н.М.

 Естественнонаучная грамотность» – Малосаева И.А.

Заключительный этап

Выводы (моё отношение)


При помощи ассистента коуч объясняет как эмоционально настроиться на завершение коучинга: участники поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. Желаю (соприкасаются большими пальцами);
  1. успеха (указательными);
  2. большого (средними);
  3. во всём (безымянными);
  4. и везде (мизинцами);
  5. Пока! (прикосновение всей ладонью)

Пессимист жалуется на ветер.  Оптимист ждет, что ветер переменится.  Лидер поворачивает паруса по ветру.                                                                                                       Джон Максвелл 

Использованная литература и источники

1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory12.html

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа - Школа 2100, Педагогика здравого смысла / Под ред. А.А. Леонтьева

3. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Cоциологические исследования №5. Май 2007. стр. 140-144.

4.  Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом -Первое сентября http://rus.1september.ru/article.php?ID=200501401

5.  Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011. Сборник тезисов и докладов

6.Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/

7. Материалы сайта «Учитель в Сети» https://sites.google.com/site/ulejconf/

8. Материалы сайта «Веб сервисы для учителя» https://sites.google.com/site/tkvgelearning/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"

Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Педсовет "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса".

Цель педсовета: совершенствование работы школы по сохранению и укреплению здоровья участников учебно-воспитательного процесса.Задачи:анализ деятельности коллектива школы по развитию здорового образа ж...

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

Место искусства в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации

МЕСТО ИСКУССТВАВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ ДОООБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГАМ!Уважаемые коллеги!Помещаю фрагменты из моей книги -   Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в услов...

Место ГИС в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС третьего поколения

В настоящее время во многих странах мира цифровые образовательные ресурсы и географические информационные системы широко применяются в школьном географическом образовании. В России также ГИС-технологи...