Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»
материал

Тузова Елена Петровна

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ

И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ

В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ

ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

В. А. Сухомлинский

Цель: выявить проблемы формирования мотивации учебной деятельности
школьников в современных условиях и пути решения; повысить компетентность педагогов по вопросам формирования и развития у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.

     Мотивация к обучению  - одно из главных условий реализации учебно-
воспитательного процесса. Она не только способствует развитию интеллекта,
но является движущей силой совершенствования личности в целом.
Формирование мотивации у учащихся к учебно-познавательной деятельности является одной из главных проблем современной школы.

        Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

-В чем сущность потребности в знаниях?

-Как она возникает?

-Как она развивается?

- Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний?

Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

 Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы.

    Мотивация…Мотив… 

    Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. 

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны ему, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

  На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, сдать ЕГЭ, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.

      Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательный интерес к предмету.

     Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.

Мотив учения– побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. 
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. 
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели учебной деятельности школьников.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. 

  Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 

во-вторых, - организацией образовательного процесса;

 в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

 в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; 

в-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.

Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передается ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

        

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Вернёмся к высокому уровню мотивации учения  он необходим  для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

К педагогическим факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности относят:

-содержание учебного материала;

-организация учебной деятельности;

-стиль педагогической деятельности учителя;

-коллективные, групповые формы учебной деятельности;

-оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем

эмоциональные:

• поощрение;

• порицание;

• учебно-познавательные игры;

• стимулирующее оценивание;

• свободный выбор задания;

• создание ярких наглядно-образных представлений;

• удовлетворение желания быть значимой личностью.

познавательные:

• активизация познавательных интересов;

• создание проблемных ситуаций;

• опора на жизненный опыт обучающегося;

• выполнение творческих заданий;

• побуждение к поиску альтернативных решений;

• использование метода «мозгового штурма»;

• использование сравнений, опытов, парадоксов;

• экскурс в историю;

• использование обучающей интеграции между обучающимися.

волевые:

• предъявление учебных требований;

• информирование об обязательных результатах обучения;

• формирование ответственного отношения к учению;

• рефлексия поведения

• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;

• прогнозирование будущей деятельности.

социальные:

• развитие желания быть полезным обществу;

• сопереживание;

• создание ситуации взаимопомощи;

• поиск контактов и сотрудничества;

• взаимопроверка и рецензирование;

• заинтересованность результатами коллективной работы.

Почему всё таки происходит спад школьной мотивации?

Причины спада школьной мотивации

-Переизбыток медийной информации

-Возрастные особенности

-Умственное развитие ученика

- Пропаганда легкого образа жизни

-Чрезмерные нагрузки

- Завышенные требования

 -Нечетко сформированное чувство будущего

 -Негативное отношение ученика к учителю

 -Негативное отношение учителя к ученику

 -Стиль воспитания в семье

 -Отсутствие личной значимости предмета

- Низкая продуктивность учебной деятельности

- Непонимание цели учения

-Страх перед школой

В чём причина нежелания учиться?

Причины нежелания учиться

-Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности

- Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.

-Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни

-Однообразие  учебного процесса.

-Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.

-Упорно - однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Личность учителя и характер его отношения к ученику также формирует положительную мотивацию к обучению. 

Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Причины, связанные с        деятельностью  самого         учителя:

-учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию  любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню развития  и уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом  их повторяет);

-приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению

активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке,  вопросы, рассчитанные только на запоминание);

-выбранные педагогом средства побуждения не формируют положительное  отношение к учению.

-учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;

-преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала,  закрепление, задание на дом);

-универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

-изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит  поэтому при сниженной работоспособности учеников;

-как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске.

требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны,  соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим  особенностям учащихся.


Как же воздействовать на ученика?

Формы педагогического воздействия:

-всегда сохранять уважительное отношение к личности ребёнка;

-говорить как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, не противопоставлять свой или чей-то иной авторитет мнению ребенка в качестве абсолютного образца;

-совместно разрабатывать правила и нормы жизнедеятельности, уметь прощать, но не закрывать глаза на несоблюдение договора;

-создавать ситуацию успеха, скомпенсировать недостатки выявлением положительных сторон, организовывать переубеждение на его собственном опыте;

-предъявлять требования, не вспоминая прошлые просчеты или негативный опыт, формировать отношение ответственности перед собой и коллективом за выполнение того или иного поручения, поощрять за выполнение;

-вовлекать и включать во все мероприятия коллектива, подчеркивая роль каждого ученика в итоговом результате.

Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению  к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.

Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

1. Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

2. Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

3. Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

4. Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

5. Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

6. Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

7. Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Выводы:

Мотивацию учения необходимо формировать, развивать, стимулировать.

Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутст...