Реализация Концепции математического образования в образовательном учреждении
опыты и эксперименты

Главный принцип Концепции развития математического образования состоит в осознании реального сосуществования в методической системе обучения математике двух функций школьного образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование.

Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности в соответствии с уровнем общего образования. Рассуждая о реализации Концепции развития математического образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования города Ноябрьска, следует говорить не только о преподавании предмета «Математика», но и проанализировать все возможности школы, направленные на развитие у учащихся научного творчества, свидетельствующего о повышенном уровне математических знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_kontseptsii_matematicheskogo_obrazovaniya.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Реализация Концепции математического образования в образовательном учреждении».

Соколовская Татьяна Николаевна, директор школы, учитель математики МБОУ СОШ №3, Афанасьева Елена Викторовна, заместитель директора, учитель математики МБОУ СОШ №3

«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества»

Роджер Бэкон

Главный принцип Концепции развития математического образования состоит в осознании реального сосуществования в методической системе обучения математике двух функций школьного образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование.

Российская система образования устроена так, что для многих школа дает единственную в жизни возможность приобщиться к математической культуре, овладеть ценностями, заключенными в математике.

Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности в соответствии с уровнем общего образования. Рассуждая о реализации Концепции развития математического образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования города Ноябрьска, следует говорить не только о преподавании предмета «Математика», но и проанализировать все возможности школы, направленные на развитие у учащихся научного творчества, свидетельствующего о повышенном уровне математических знаний.

На начальном этапе обучения математика носит общеобразовательный характер. Чтобы усилить эту функцию, на первом уровне образования введён предмет «Умникам и умницам», который способствует развитию логического мышления младших школьников, интуиции, учит выдвигать и обосновывать свои гипотезы.

Осознавая, что информационные и коммуникационные технологии являются важнейшим фактором развития математического образования, в учебный план со 2 класса введён предмет «Информатика» (за счёт часов учебного плана в части, формируемой участниками образовательного процесса).Таким образом, в школе создаются условия для формирования математической компетентности средствами ИКТ.

Для совершенствования математического образования в 5-7 классах введён факультативный курс «Учимся учиться, размышлять, исследовать» (автор Н.А. Криволапова). Цель курса – развитие логического мышления, формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, создание условий для овладения учащимися способами деятельности, повышение их учебной мотивации.

Не менее значимы для этой возрастной группы введение факультативов, направленных на углубление знаний по предмету:

  • 7 класс - «Избранные вопросы математики» (автор О.В. Притчина). Программа ориентирована на формирование  навыков решения логических задач, направлена на выявление детей с логико-математическими способностями;
  • 8 класс - «Квадратные уравнения и неравенства» (авторы А.Ф. Клейменова, А.Е. Шнейдер). Цель курса – интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности, устойчивого интереса к предмету.

        В рамках предпрофильной подготовки в 9 классах реализуются программы элективных курсов:

  • «Квадратный трёхчлен в задачах» (С.Б. Тишкин). Цель курса – показать общий подход к овладению «азбукой» трёхчлена, повысить познавательный интерес к математике;
  • «Самый простой способ решения непростых неравенств» (Л.Н. Харламова). Цель курса - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.         

        В соответствии с запросом учащихся и их родителей на протяжении многих лет в школе открываются  классы, где математика является профильным предметом: социально-экономический, информационно-технологический, физико-математический и биолого-географический профиль (профильные предметы – «География», «Биология» и «Математика»).

В классах гуманитарного профиля выбор программы по математике делается в пользу общеобразовательной. Это объясняется тем, что, во-первых, математические методы все активнее проникают в методы исследования гуманитарных наук, а во-вторых, ученики часто к концу 11 класса решают поступать в ВУЗ негуманитарного профиля.

В 10-11 классах реализуются программы элективных учебных предметов математической направленности, ориентированные на усвоение, углубление и расширение математических знаний, интеллектуальное, творческое развитие учащихся; закрепление устойчивого интереса к предмету, приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры: «Иррациональные уравнения и трансцендентные уравнения и неравенства» (авторы А.Ф. Клейменов, А.Е. Шнейдер.) и «Задачи с параметрами» (автор С.Ю. Энгбрехт).

В классах, реализующих ФГОС, расширяется поле деятельности для развития математического мышления через обучение по программам внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Так, начиная с 1 класса, введена программа внеурочной деятельности «Шахматы», которая позволяет создать определенные условия для личностного и индивидуального развития учащихся, их общей культуры и организации содержательного досуга посредством игры в шахматы.

В целях формирования представления о математических моделях, умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, осознания значения математики в повседневной жизни человека для учащихся 5-7 классов разработана и реализуется программа внеурочной деятельности «Математическое моделирование» (автор В.П. Труднев).

Ещё одним важным структурным звеном, работающим в школьной системе по реализации Концепции математического образования в образовательном учреждении, является блок дополнительного образования:

  • для учащихся 1-4 классов разработаны программы, направленные на развитие логики, математического мышления: «СИРС», «Легоконструирование», «Робототехника», а также реализуется программа для 4 классов «Азбука офиса», формирующая ИКТ-компетентность.
  • в 5-8 классах, соблюдая принцип преемственности,  реализуются программы  «Робототехника», «Основы программирования», «Методика проектной деятельности»;
  • в 9-11 классах организовано обучение по программе «Основы научно-исследовательской деятельности».

Проектная и научно-исследовательская работа являются завершающим этапом интеллектуального развития учащегося, в процессе которого происходит овладение основами научного поиска, методологией научного исследования, развитие познавательной активности в процессе самостоятельных научных исследований, что способствует выбору специализации для получения дальнейшего образования.

Занятия в блоке дополнительного образования по программам  «Методика проектной деятельности», «Основы научно-исследовательской деятельности» ведут учителя математики высшей квалификационной категории, имеющие за плечами богатый опыт руководства проектной и исследовательской деятельностью. В 2013/2014 учебном году работы учащихся («Гимнастика для ума- головоломки», «Геометрия вокруг нас») отмечены дипломами I степени по итогам конкурса проектов, организованного   Общероссийской Общественной Организацией «Малая Академия Наук «Интеллект будущего».

Учителя математики не только принимают активное участие в олимпиадах для учителей-предметников, курсах повышения квалификации, практико-ориентированных семинарах, интеллектуальных конкурсах различного уровня, но и организуют и проводят математические недели и декады, вовлекая в эту деятельность учащихся, их родителей. Результаты этих мероприятий широко освещаются на официальном сайте школы и в школьной газете «Наш голос».

Чётко следуя цели - заинтересовать изучением математики, и, как следствие, повысить качество знаний по предмету, администрацией школы, учителями математики и родителями учащихся организуются поездки в каникулярные математические школы в города Омск и Белорецк.

        Основными результатами развития математического образования в школе можно считать:

  • увеличение числа победителей и призёров в предметных, компетентностных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах;
  • стабильная результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике;
  • увеличение числа победителей и призёров Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсов проектной и исследовательской деятельности;
  • наличие победителей и призёров в соревнованиях по робототехнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

Реализация Концепции математического образования в МОУ "Александровская СОШ"

В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность и обсуждается на самом высоком государственном уровне. Компетенции в математике считаются ключевыми в развитии л...

План мероприятий по реализации Концепции математического образования в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году.

План мероприятий по реализации Концепции математического образования  Российской Федерации в МОУ СОШ № 3 г. Балашов в 2017 году...

Реализация Концепции математического образования

Информация о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Концепцииматематического образования в Российской Федерации  на территории Аркадакского района Саратовской области...

Реализация концепции математического образования средствами образовательной робототехники.

В основе образовательной робототехники лежат игровые технологии, этим в значительной степени обусловлена еѐ популярность.  С другой стороны, образовательная робототехника – это интегративна...