Урок-спектакль "Замок дробей"
план-конспект урока алгебры (5 класс) по теме

Соловьева Ирина Михайловна

Конспект урока-спектакля "Замок дробей", 5 класс по теме "Обыкновенные дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

УРОК - СПЕКТАКЛЬ  ЗАМОК ДРОБЕЙ

Тема урока: «Обыкновенные дроби»

Цели урока:

  • повторить: понятие обыкновенной дроби, сравнение дробей, понятие правильной и неправильной дроби, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа, расположение дробных и смешанных чисел на координатной прямой;
  • закрепить умение выделять целую часть из неправильной дроби и умение представлять смешанное число в виде неправильной дроби;
  • прививать интерес к предмету.

Ход урока.

1 ЭТАП Мотивационно-ориентировочный: разъяснение цели урока

2.ЭТАП Актуализация опорных знаний.

  • Инсценировка.

Приключения Циклопа в Замке Дробей

  ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Учитель: Откуда появились дроби  нам расскажут дроби из Замка дробей

                   ( Историческая справка)

  • Учитель: Итак сегодня мы совершим прогулку по замку дробей. Но что это? Вместе с нами в Замок хотят проникнуть печально известные Двоечка и Троечка с острова Ошибок. В руках у них лукошко. Зачем оно? Давайте  подслушаем и узнаем зачем они здесь.

Инсценировка.   Двоечка и Троечка.   Исправление Ошибок.

                       ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

  •  1. Про какие числа у стражника не было информации? ( смешанные числа)

             2. Какие числа называются смешанными числами?

             3. Как сложить смешанные числа?

             4. Как смешанное число представить в виде неправильной дроби?

          5. Как из неправильной дроби выделить целую часть?        

  • Чтобы попасть в Замок, мы должны разгадать код замка. Диктант. Верно ли утверждение? Если верно ставите 1, если нет – 0.

                     (записать на доске)

 

а)5/7 > 1/7;         (1)                б) 14/13 – правильная дробь;     (0)

в) 3/6 = ½;        (1)                г) 2/3 – правильная дробь;         (1)

д) 19/11 < 18/11;         (0)                е) 10/10 = 1;                                 (1)

ж) ½ > 1/3;        (1)                з) 5/3 + 2/3 = 7/6;        (0)              и) 4/9 – 1/9 = 3/9.   (1)

В тетрадях ученики фиксируют ответы только цифрами:  ДА -  1 или НЕТ – 0.

Проверяется правильность выполнения задания:101101101

3 ЭТАП. Выполнение заданий, контроль и оценка результатов.

1 ЗАЛ СРАВНЕНИЙ.

а) В этом зале столпились дроби и никак не могли встать в определенном порядке:

                2/3; 1/8; 1/5; 4/3; 1/3

     Расположите эти дроби в порядке возрастания.  

     (Выполняют самостоятельно, затем проверяем с места)  

   Ответ: 1/8; 1/5; 1/3; 2/3; 4/3.

б) Поспорили две неправильные дроби: «Я Больше!»  -  «Нет, я больше!»

    Вот они: 22/7 и 25/8.   Сравните  их.

    ( Все – в тетрадях, один ученик за доской, затем поверка)

    Ответ: 22/7 > 25/8.

2 ЗАЛ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ.

а) Чтобы попасть в Зал смешанных чисел, нужно расшифровать слово

     

 

18/5

7/5

14/5

11/5

9/5

О

Д

Ь

Р

Б

 ( Выполняют цепочкой с места)

Ответ: ДРОБЬ.

б) Откройте «окошки»:

( Выполняют самостоятельно, затем проверяют, учитель вписывает в «окошки» числа, учащиеся соглашаются хлопком)

3 ЗАГАДОЧНЫЙ ЗАЛ.

 Если                       , это 1, то чем будут следующие фигуры?

 (Выполняют фронтально, учащиеся соглашаются хлопком)

4 ЗАЛ КООРДИНАТНОГО ЛУЧА.

а) В Зале координатного луча царили строгость и порядок. Все правильные и неправильные дроби смиренно сидели на своих местах между натуральными числами. Но тишина и спокойствие внезапно были нарушены происшествием: несколько дробей и смешанных чисел потерялись и заблудились. Они горько плачут. Найдите их места на координатном луче. За единичный отрезок взять 10 клеток.      

 ( Комментирование с места)

б) А теперь Циклоп с добрыми намерениями чуть-чуть поколдовал и создал свой координатный луч с… чудесными цветами. Сорвите цветок, назовите его координату и подарите его другу.

5 ЗАЛ ВЫЧИСЛЕНИЙ.

В этом зале находятся «лишние» дроби, заполнив математическое лото, вы быстро определите их.

Математическое лото.

( Выполняют индивидуально, получают оставшееся число. Затем поверяем)

Ответ: Красные – 10/38.    Синие – 9/26.    Черные – 11/24.    Зеленые – 9/34.

6 ЗАЛ ПРОЩАНИЙ.

а) Практическая задача. ( устно)

  У меня в руках веревка. Ее длина 120 см. Мне необходимо от нее отрезать кусок 30 см, но у меня нет под рукой линейки. И все же я могу отрезать требуемый кусок. Как это сделать? А кусок длиной 45 см?

б) Миша прочитал ¾ книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц?

     ( 240 : 3 * 4 = 320 страниц. Комментарии с места)

в) Решить уравнение:  

                              ( у – 16/17 ) + 12/17 = 1.

    ( Ученик у доски)

г) Проведение теста.

  ( Учащиеся только ставят крестик в соответствующей клетке таблицы и сдают результат)

1

2

3

4

5

6

А

Б

В

4 ЭТАП. Подведение итогов. Задание на дом.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Приключения Циклопа в Замке дробей      

                                                                                                 

Жил да был в песках Циклоп,

Глаз один украсил лоб.

Два другие у него

Не видали ничего.

И решил он почудить:

Флозу с Фликсом заманить –

Марсиан завлечь в пески,

Чтоб не умереть с тоски.

Заклинание сказал –

Сразу Фликс пред ним предстал.

-Где же Флоза? – В замке добном

Изучает все подробно.

Захотел к дробям Циклоп.

Взял он Фликса в оборот.

Перенесся к замку вмиг –

Долго думать не привык.

О неправильных дробях

Задан был вопрос в дверях.

Наш Циклоп ответ представил:

-Дроби те не знают правил

И неправильно ведут.

Потому их так зовут.  

  Двоечка и троечка с острова Ошибок.

1.На острове ошибок

Счастливчики живут.

2.Там правила не учат,

Учебник не берут.

1.Там Двоечка и Троечка

Под пальмою сидят.

2.Ошибки собирают,

Учиться не хотят.

1.Двоечка и Троечка

С ошибками лукошко

Удивился стражник строгий,

Аж застыл он на пороге.

А Циклоп, взяв Фликса, - шмыг –

Зайцем во дворец проник.

Но защитная система

Вмиг сработала. С сиреной

Мчатся дроби на подмогу.

Оказалось их так много1

Но Циклоп не испугался,

Колдовством своим занялся:

«Превращу сейчас дробей

В тараканов и червей!»

Дроби же не изменились –

В частные лишь обратились.

Смысл при том не потерялся,

А колдун наш растерялся.

Навсегда смирил гордыню,

Отпустить просил в пустыню.

Дроби зла и не держали,

Но учиться приказали.

Стал Циклоп учеником,

Колдовал теперь тайком!                                                    

2.У замка захотели

Отставить под окошком,

1.А сами без оглядки

На остров побежали.

2.С дробями шутки плохи

Об этом мы уж знаем!

Исправление ошибок

Страж. Какое трудное дежурство

            Сегодня мне досталось:

            То штурмом двери брал Циклоп…

            Теперь с лукошком шалость…

             Ребята! Одному мне с этим

             Никак не справиться.

             Прошу вас, помогите от ошибок

             Навек избавиться!

  1-ая ошибка. Правильные дроби

                         Правильно живут.

                         Неправильные дроби

                         Неправильно ведут.

2-ая ошибка. Две дроби сложить –

                       Настоящий пустяк!

                       Прибавить все вверху

                       И внизу кое-как.

3-ая ошибка. Два меньше трех,

                       А потому все знают дети:

                       Одна вторая

                       Меньше одной трети!

4-ая ошибка.В игру хотите сыграть, дети?

                      В ней приз выигрывает тот,

                      Кто дробь такую назовет,

                    Которой меньше нет на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Дробь, дробь, дробь, дробь, вот такое чудо!

Математика 5 класс. Правила в частушках. Действия с обыкновенными дробями. Можно использовать при изeчении темы, на итоговом уроке по теме "Обыкновенные дроби", внеурочном мероприятии. Дети ...

Обыкновенные дроби, 5 класс ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби;

Урок математики 1. Обыкновенные дроби ( презентация), изучаем основное свойство дроби, учимся сокращать дроби...

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби".

Методическая разработка, план конспект урока по теме:"Понятие об обыкновенной дроби.Нахождение дроби от числа и числа по его дроби"....

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Повторение темы: « Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»....