Урок по теме: " Решение показательных уравнений". в 11 классе
методическая разработка (алгебра, 11 класс) по теме

 Хуснутдинова Татьяна Ивановна

Цели урока повторить, обобщить и систематизировать теоретические знания и методы решения показательных уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_otkryt_urok.rar194.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Пяльма Пудожского района Республики Карелия

Учитель математики Венскович Алла Сергеевна.

Конспект  урока-консультации

 по теме « Решение показательных уравнений».

Урок проводится в 11классе при подготовке к итоговой аттестации.

                                                                        Цели урока:

а) образовательные: 

-закрепить решение  простейших показательных уравнений;

-показать  дополнительные методы решения показательных уравнений;

-обобщить и систематизировать методы решения показательных уравнений;  

б) развивающие: продолжить работу по развитию умений работать с дополнительной литературой;  

в) воспитательные: 

-организация совместных действий, ведущих к активизации учебного процесса;

  -стимулирование учеников к самооценке образовательной деятельности;

  -учащиеся работают над решением проблемы, поставленной учителем;

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация к уроку.

Время: (2 урока).

Ход урока.

I .Организационный момент. (3 мин)

Учитель формулирует тему и цели урока.  Ученики всего класса записывают число и тему урока в тетрадях. Учитель проверяет состав групп, на которые класс был разбит на предыдущем уроке.

II.Устный счет. (5-7минут)

1.Среди заданных функций укажите те, которые являются показательными:

А) у=3;Б) у=х.; В) у=х ;Г) у=();     Ответ: А); Г).

2.Какие из заданных функций  являются возрастающими и какие, убывающими?

  А) у=6;Б) у=(0,1);В) у=(); Г) у=π.   Ответ: А); В); Г).

3. Решите уравнения.

А) 3=27 ;  Б) 4=64 ;В) 5=25; Г) 10=10000.   Ответ: А) 3; Б)3 ;В)2 ;Г)4.

4. Решите уравнения. А) 5*2=0,1 ;Б) 0,3*3=; В)()* 3= ;

Г) 6*()= ;                              Ответ: А)2; Б) ; В) -; Г)-2.

5. Решите неравенства:

А) 3>9;  Б) 3;  В); Г) 3<-27.

Ответ: А) (2;+; Б) (--1]; В)[-2;+); Г) нет решений.

III.Актуализация знаний (15 мин). Учитель обращает  внимание учащихся на то, что  показательные уравнения входят в задания ЕГЭ. Представители каждой группы с помощью презентации домашнего задания показывают теоретические и практические знания решения простейших показательных  уравнений.

Задание 1 группы: 

 Определение показательного уравнения. Показательное уравнение-это уравнение, содержащее неизвестное в показателе степени.

 Основные методы решения показательных уравнений.

1. Простейшие показательные уравнения вида а=b (a>0, a)При b0 уравнение а=b не имеет решений. При b>0 данное уравнение решается логарифмированием обеих частей по основанию a;  log а= logb ;  х= logb. Ответ: х= logb.

Пример1. Решите уравнение:  4= - 4

Данное уравнение решений не имеет, т.к. -4<0, а показательная функция принимает только положительные значения.

 Пример2. 8; log8= log3; х log8= log3; х= log3;Ответ: х= log3.

Задание 2 группы: 1.Решение показательных уравнений методом уравнивания показателей, т.е. преобразование данного уравнения к виду а,а затем к виду f(x)=g(x).  Пример1. Решите уравнение Решение. Приведем все степени к одному основанию 0,2. Получим уравнение (0,2); (0,2);х=2х-3; х=3;           Ответ: х=3.

2.Решение показательных  уравнений методом вынесения общего множителя за скобки. Пример1. Решите уравнение 7;Решение.7; 7; 77=539; 7=539:77;  7=7; х=1;                    Ответ: х=1

Задание 3группы. Решение показательных уравнений способом подстановки. С помощью удачной замены переменных некоторые показательные уравнения удается свести к алгебраическому виду, чаще всего к квадратному уравнению.

Пример1. Решите уравнение 9;Решение.  (3; Пусть 3, t>0; Тогда t;t;   t;     3 ; х=log ;            или  3;  х=0;Ответ: х=log ;  х=0

IV.Изучение нового материала.(20-25 минут)

Учитель демонстрирует учащимся  другие методы решения показательных уравнений.

1.Метод почленного деления.  Данный метод заключается в том, чтобы разделить каждый член уравнения, содержащий степени с одинаковыми показателями, но разными основаниями, на одну из степеней. Этот метод применяется для решения однородных показательных уравнений.

Пример1.Решите уравнение 3

Решение:3  (:)

3;   Пусть (, где y >0; Тогда  3y

D=49-24=25; y;y=2 ;  y= ;

Далее имеем: ;   х=log ;                                                                                      ; x=log=log.

Ответ: х=log;    х=  -log                                                            

2.Способ группировки. Способ группировки заключается в том, чтобы собрать степени с разными основаниями в разных частях уравнения, а затем разделить обе части уравнения на одну из степеней.

Пример1.  Решить уравнение. 3

Решение. Сгруппируем слагаемые следующим образом:

4,5

31,5  (:9; 31,5=21;; (; 2х=-1;х=-0,5;   Ответ: х=-0,5

3. Использование графического метода решения уравнений.

Решить уравнение.  3;  Построим таблицы значений.  

Y=

х.

y

0

1

1

9

-1

1/3

 Y=10-x    

х.

y

0

10

10

0

Построим графики и найдем абсциссу точки пересечения. Она и будет корнем уравнения.  Строить графики можно с помощью программы «Живая математика».  Ответ: х=1

4.Решение показательных уравнений методом подбора.

При решении показательных уравнений этим методом вначале находят путем подбора корень исходного уравнения, а затем  доказывают, что  этот корень единственный, с использованием свойства монотонности показательной функции.

Решить уравнение:  6

Решение: подбором находим, что х=2-корень исходного уравнения. Покажем, что других корней нет. Разделив исходное уравнение на 10, получаем равносильное уравнение:

;;

А) Покажем, что среди чисел х.<2 корней нет. Если х<2, то (>

> при х.<2 корней нет.

Б) Покажем, что среди чисел х.>2 корней исходного уравнения также нет. Если х >2, то

(<<при х.>2 исходное уравнение корней не имеет.

Ответ: х=2.

V. Закрепление изученного материала. (25минут).  Каждой группе учащихся в конвертах даются задания.  Консультант раздает каждому ученику по одной задаче и через 10 минут решения собираются и сдаются учителю. Затем продолжается обсуждение  и решение в группе  остальных уравнений.

Задания  группам:  

Решить уравнения.

  1. Решить графическим способом   (решают самостоятельно).

 Решение:   2 Строим в координатной плоскости графики функций. Находим абсциссу точки пересечения.  Строить графики можно с помощью программы «Живая математика».Ответ: х=1

2.Решить уравнение:  (решают в группах).

9

Решение: поскольку 12=3*4, 16=4, 9=3, то исходное уравнение можно записать в виде

9Делим обе части исходного уравнения  на 4

Получаем:9;9-7;Пусть >0;

Тогда 9-7y-16y=0;16y+7y-9=0;y=; y<0 – посторонний корень.

Отсюда y=; ;(;х=2;   Ответ: х=2.

3.Решить  уравнение(3      

Решение: Произведение двух выражений равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а второй при этом не теряет смысл.1)3;   3; х.; х=2 и х=-2.

Прих=2  подкоренное выражение отрицательно, значит, число 2 не является корнем уравнения.

2)  при х=1. Это число является корнем данного уравнения, так как выражение

3 имеет смысл при любом х. Ответ: х=-2 и х=1

4. Решить уравнение:  (х+3) =(х+3)

Решение: выражение в левой части уравнения представляет собой функцию, содержащую переменную, как в основании, так и в показателе степени. Для решения показательно-степенного уравнения нужно рассмотреть три случая:

Когда основание степени равно 1, 0 и когда оно отлично от указанных значений.

1).Если х+3=1, т.е. х=-2, то получаем 1 -верное равенство; значит, х=-2 –корень уравнения.

2). Если х+3=0, т.е. х=-3, то в левой части уравнения получаем 0, а в правой части 0

- выражение, не имеющее смысла. Поэтому  х=-3 не является корнем уравнения.

3). Наконец, приравняв показатели, имеем х.

Откуда х=-1, х=3.  При этих значениях  х.  получим соответственно -верные равенства, т.е. х=-1 и х=3 –корни уравнения.

Ответ: -2;-1;3.

VI. Проверка и обсуждение заданий: (10-12 минут). Готовые решения одного из трех оставшихся заданий записываются на доске каждой группой. Выдвинутый группой ученик объясняет решение, основываясь на теории, выдвигает алгоритм действий. Объяснения длятся около 4 минут. Другие группы могут задать вопросы по решению уравнения. 

V II. Итог урока:  (3минуты)

1)Учитель задает вопросы классу: Какими методами можно решать  показательные уравнения?

2)Оценка знаний учащихся: Учитель оценивает деятельность каждой группы. Для выставления отметок за урок раздаются оценочные листы. Предпоследняя колонка заполняется учеником (см. условные обозначения). Консультант заполняет вторую и третью колонки. Учитель ставит итоговые отметки, оценив деятельность всей группы.

Ф.И.

Устный счет (ставит консультант)

Актуализация знаний (ставит консультант)

Работа в группе (ставит учитель)

Оценка за урок

( ставит ученик)

Оценка

за урок

(ставит учитель)

Условные знаки для оценивания учеником самого себя: «+»– отлично изучил тему;  «+;-»– есть проблемы, но я их решил самостоятельно; «^» были проблемы, но я их решил с помощью группы; «-» проблемы не решены.

V III. Домашнее задание:  стр299, №163(б); №164(а);№165(а);№166(а;г); Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Колмогорова. 13-е издание. Москва «Просвещение»,2003.

Список  литературы.1.В.С.Крамор « Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа». Москва. ОНИКС. Мир и образование.2008г.416стр.

2.Новейший полный справочник школьника 5-11 классы. Математика.  Авторы – составители А.М.Титаренко; А.М. Роганин. Под редакцией Т.И. Максимовой. ООО « Издательство «Эксмо»,2008.

3.Большая энциклопедия школьника. Математика. Якушева Г.М. и другие. М,: СЛОВО, Эксмо,2006. -640с.

4.Математика. Репетитор. ЕГЭ-2009. Авторы: В.В.Кочагин; М.Н.Кочагина. М.: Эксмо,2009. 272с.

5.Балаян Э.Н. Устные упражнения по математике для 5-11 классов: учебное пособие. Ростовн/Д: Феникс,2008

6. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Колмогорова. 13-е издание. Москва «Просвещение»,2003.          

7.Т.Н. Маслова; А.М. Суходский. Справочник школьника по математике 5-11классы. Москва. ОНИКС.Мир и образование.2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Решение показательных уравнений"

Цели и задачи  урока:·        формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления;·...

11 класс, обобщающий урок по теме: "Решение показательных уравнений"

В различных теоретических и практических исследованиях часто приходится сталкиваться с необходимостью решения показательных уравнений. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значитель...

Урок по теме "Решение показательных уравнений и неравенств". 11 класс.

Данная разработка содержит  конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств" для 11 класса, общеобразовательной школы , а также презен...

конспект урока по теме: "Решение показательных уравнений", 11 класс.

С целью развития познавательного интереса к предмету предложен следующий план урока:- "Ты - мне, я - тебе".- "Думать, мыслить, не зевать. Быстро всё в уме считать".- "Кто быстрей?"- "На ЕГЭ идти готов...

урок-обобщение темы "Решение показательных уравнений в 10 классе" по учебнику Г.К.Муравина, О.В. Муравиной

Этот урок проходит до введение понятия логарифма, поэтому при повторении в конце 10 класса возможно дополнение таблицы, которая будет создана на этом уроке....

Урок алгебры по теме "Решение показательных уравнений", 11 класс

Урок представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает реальную поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной обл...