Урок-путешествие по теме "Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Урок разработан в форме путешествия на математическом поезде. Содержание материала соответствует учебнику "Математика5" Н.Я.Виленкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_m-5_po_des_drobyam.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема .Сложение  и  вычитание  десятичных  дробей . (5 класс , учебник «Математика5» Н,Я.Виленкина)

  Учитель КавкаеваЛ.А.

Урок – обобщение в  форме   игры «Математический  поезд».

Цели .  Тренировать   в  решении  примеров  ,  задач  и  уравнений  пo     указанной  теме .

          Формировать  интерес  к занятиям  математикой .

           Воспитывать  целеустремленность , умение  работать  в  паре .

Оборудование : карточки  «Математическое  лото» , ромашки  с  записанными  на  них   уравнениями .

Ход   урока.

 

-  Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  путешествие на  математическом   поезде  по  стране  «Десятичная  дробь» .  Девиз  путешествия  :  «Знания   имей  отличные  по  теме  «Дроби   десятичные» .»   Путешествуем  от  станции  «Малознайка»   до  станции  «Многознайка» .

Не  беда  , что  путь  наш  далек ,

Не  боимся  ,  что  будет  он  труден .

Никогда  не  давались  легко  

 Достижения    людям .

   Устный  счет.

- Идем  на  вокзал  по  пешеходному мосту  : запятая  под  запятой . Складываем  и  вычитаем  десятичные   дроби .

  1. 0,6+0,3                                       12. 0,3+1,7
  2. 1,5-0,4                                         13. 5,38-0,38
  3. 0,06-0,01                                      14. 0,7+0,02
  4. 5-0,2                                             15. 4-3,4
  5. 0,1+0,04                                       16. 0,25+0,4
  6. 0,24-0,11                                      17. 1,01+2,9
  7. 0,28+0,12                                     18. 1,3-0,5
  8. 5,7-3                                             19. 9-2,8
  9. 2,6+0,7                                          20. 4,8+0,4
  10. 0,37-0,14                                       21. 3,5-0,7
  11.  1-0,6                                            22. 2,4+0,6

- Мы – на  вокзале .Каждый  получит  билет  на  математический  поезд , если  правильно  решит задачу  на  округление  чисел . Считаем  свой  капитал , т.е.  проверяем  знания  по  указанной  теме .

- Сформулируйте  правило  округления  чисел.

До единиц  

     0,6

До  десятков

   15,3

До  десятых

     17,28

До  сотых

   0,278

До единиц  

    14,09

До  десятков

   74,8

До  десятых

    16,154

До  сотых

    15,064

До единиц

    19,1

До  десятков

    59,6

До  десятых

    19,209

До  сотых

   3,891

До единиц

    3,8  

До  десятков

    17,51

До  десятых

    2,19

До  сотых

    57,675

До единиц

   7,2  

До  десятков

     154,03

До  десятых

    0,87

До  сотых

    1,483

До единиц  

    5,64

До  десятков

    21,9

До  десятых

   45,09

До  сотых

    0,231

До единиц

    17,82  

До  десятков

    865,1

До  десятых

    6,81

До  сотых

    42,725

    - Все  заняли  места  согласно  купленным   билетам .  Как  и  всех  пассажиров , нас  интересует  вопрос , сколько  времени  мы  будем  находиться   в  пути .

     Расстояние  от  станции  «Малознайка»  до  станции   «Многознайка» - 30  км .  Скорость  движения  нашего  поезда  -  60  км/ч . Сколько  часов  мы  будем  находиться  в  пути ?

За  1час – 60 км .

За ? (ч) -  30 км .

- Расстояние  в  2  раза  меньше  - и  времени  потребуется   в  2  раза  меньше.

-  Внимание ! Внимание! Математический  поезд , идущий  по  маршруту «Малознайка – Многознайка»   отправляется  от  первого  пути  первой  пассажирской  платформы  . При  отправлении  поезда  будьте   внимательны  и  осторожны . Счастливого  вам  пути !

- Пока  поезд  едет  до  первой  станции  мы   успеем  записать  число ,  классная  работа .

  Первая  станция  «Историческая».

-  Внимание ! Внимание!   Станция  «Историческая». Экскурсовод  по  этой  станции - …  .

Экскурсовод .   Правила  вычислений  с  десятичными  дробями  описал  в  начале  15   века  знаменитый  ученый  Средневековья аль- Каши  Джемид ибн  Масуд , работавший в  обсерватории  недалеко  от  города  Самарканда .

Записывал  аль – Каши  десятичные  дроби  также ,как  принято  сейчас  ,  но  не  пользовался  затятой  : дробную  часть  он  записывал  красными  чернилами  или  отделял  вертикальной   чертой .

  В  Европе  распространение  десятичных  дробей  началось  в  начале  17  века .

   В  Англии  в  качестве  знака  ,  отделяющего  целую  часть  от  дробной ,  была   введена  точка , которая  до  сих  пор  сохраняется  в  этой  роли  в  США ,  Англии  и  других  странах .  Запятая  вместо  точки  была  предложена  в  1616-1617  годах  английским  математиком  Джоном  Непером  .

  Огромная  заслуга  в  изучении   десятичных  дробей   также  принадлежит   фламандскому  инженеру  Симону  Стевину , который  написал  книгу  «Децималь». В ней  он  описал  десятичные  дроби  ,  их  применение  в  денежной  системе , в  мерах  весов  и  длин .

  В  России  учение  о  десятичных  дробях  впервые  изложил  в  своей  «Арифметике»    Леонтий  Магницкий (1703 г.).

Широчайшее  применение  десятичные  дроби  получили  в  нашей  стране  в  19  веке  после  введения  метрической  системы  мер  и  весов .  В  сельском  хозяйстве  и  промышленности  нашей  страны  десятичные  дроби  применяются  чаще  ,  чем  обыкновенные  дроби .

- Внимание ! Поезд  отправляется . Следующая  остановка -  полустанок «Энциклопедический».

- Пока  поезд  движется  ,  мы  с  вами  повторим  единицы  длины .

Вместе . 1дм = …0,1 м      1см = …0,01 м    1мм = …0,001 м  1м= …0,001 км

Самостоятельно . Выразить : а) в  км   3  км  157 м ;  258 м ;

                                                   б) в м     7 м 16 см   ; 1  км  58 м  95см ;  2  см .

-Внимание ! Полустанок  «Энциклопедический» . Экскурсовод- …  .    

Экскурсовод .  Я вам  расскажу  об  очень  маленьких  десятичных  дробях  на  примере  единицы  измерения  времени – секунде .

Дробь  0,001  очень  мала .  Возьмем  в  качестве  примера   0,001  с . Но  за   это  время  звук  в  воздухе  распространяется   на   33  см  ,  пуля  ,  летящая  со  скоростью   700 -  800  м/с , пролетает  70  см . Земной  шар  за  это  время  переместится  вокруг  солнца  на  30 м , даже  комар  за  это  время   успевает  взмахнуть  вверх  и  вниз  своими   крылышками .

   Дробь  0,000001  еще  меньше .  Но  за  для  современного   физика  0,000001  с  -  это  не  маленький  промежуток  времени  :  за  это   время  световой  луч  «пробегает»  300  м .

- Вы  видите  ,  что  для  мироустройства ,  Вселенной  нет  понятия  - очень  маленький  отрезок  времени .  Даже  очень  короткие  промежутки  времени  значимы  ,  и  их  нужно  беречь .

- Внимание ! Поезд  отправляется . Следующая  станция  «Цветочная   поляна» .

 - Пока  поезд  в пути ,  отдохнем  и  поиграем.

                     Физминутка.

- А сейчас  мы   вам  расскажем  и  покажем ,что  видели  в  пути .

Мы  отправились  в  поход ,

Сколько нас  открытий  ждет .

Мы   шагаем  друг  за другом

Лесом  и  зеленым  лугом .

Крылья  пестрые  мелькают ,

В  поле  бабочки  летают .

Раз , два , три , четыре ,

Полетели  ,  закружились .

Тишина  стоит  вокруг ,

Вышли  косари  на  луг .

Взмах  косой  туда – сюда ,

Делай  раз  и  делай  два .

Дети  к  реченьке  спустились ,

Наклонились  и  умылись .

Вышли   на  берег  крутой  

И  отправились  домой .

- Повернулись   к  левому  окну  вагона . Представили : лето , тепло ,  каникулы … . Порадовались  хорошей  погоде  . Улыбнулись .  

  -  Навстречу  нам  едет  поезд – экспресс. Сравним  длину  нашего  поезда  и  экспресса . Если  длиннее наш  -  хлопаем  в  ладоши  и  подпрыгиваем  ; если  длиннее  экспресс  - топаем  ногами .  

  -Итак , длина  нашего  математического  поезда 60,2  м  ,  длина  экспресса -  60,17 м . Какой  поезд  длиннее ?

 - Повернулись  к  правому  окну .Все  увидели  большую  реку. По ней  плывет  баржа .  Она  везет  вкусные  ,  спелые  арбузы . Баржа  движется  вверх  по  реке . Приветливо  помахали  морякам  руками  и  сели  решать  задачу  про  баржу  со  спелыми  арбузами .

 Задача . Скорость  баржи  против  течения  реки  равна  29,6 км/ч .  Скорость  течения  реки -  3,9  км/ч . Найти  собственную  скорость  баржи .

      29,6 + 3,9 =34,5 (км/ч)

Ну  и  чтобы  скоротать  время   в  пути  поиграем  в  математическое  лото . Выкладываем  по  очереди  карточки  .  Первая  карточка   1; 6.7- 1,2 ,далее  выкладываем  ответ  этого  примера ,получится  новый  пример  и  так  далее.

1

       6,7 – 1,2

5,5

8,6 + 1,24

9,84

17 – 2,3

14,7

29,6 + 0,04

29,64

0,8 -0,35

0,45

2,23 – 1,23

1

9,3

15 – 7,2

30

8,4

0,55

3,17 – 0,1

 - Внимание ! Станция  «Цветочная  поляна» .

   Жители  этой  станции  дарят  вам  необычные  ромашки . Решить  уравнения  ,  записанные  с  обратной  стороны  ромашек. Пассажир  слева  решает  1 , 3 , 4 уравнения ; справа – 2 , 4 ,6 .

1. х + 2,8 = 7   х=4,2                     4.  3,7 + в =3,7   в=0

2. у – 4,5 = 11   у=15,5                   5. 2,1 +х +3,4 = 6,5  х=1

3.  13,4 – а =1,8    а=11,6               6. (7,6 – у) +2,4 = 9  у=1

- Внимание  !  Поезд отправляется . Следующая  станция  конечная  «Многознайка» .

     Врач .

- Уважаемые  пассажиры !  В поезде  обнаружен  вирус  «малорешайкинус» .              

 Я  объявляю  карантин . Никаких  контактов  с  соседями  по  купе . Каждому    пассажиру  назначаю  лечение  в  виде   самостоятельной   работы .  Кто  не  закончит  лечение -  долечится  дома – закончит  самостоятельную  работу .

Рецепт .

Самостоятельно  решить :

№  1294.

№  1325 в ,г .

№  1329   1).

№ 1324 .

№ 1261 .

 - Уважаемые  пассажиры  ! По  прибытию  на  конечную  станцию  -  сдать  отчет  о  работе  , проделанной  в  пути  -  тетради  с  классной  работой .

 -Внимание ! Математический  поезд «Малознайка – Многознайка» прибыл  на  первый  путь  первой  пассажирской  платформы . При  выходе  из  поезда  не  забудьте  взять  свой  багаж .

 - Наш  багаж  -  это  знания  и  умения .  Проверяем  наличие  багажа . Исправляем  ошибки .

2,7 + 0,03 = 3

50 – 1,8 = 42

2,4 < 2,457

Да .путь  познания  не гладок , но  знаем  мы  и  с  юных  лет

Загадок  больше  ,чем  отгадок ,  и  поискам  предела  нет .

И  на  следующих  уроках  мы  продолжим  изучение  десятичных  дробей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Цели урока: систематизация знаний учащихся по данной теме;закрепление знаний правил сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями;развитие интереса учащихся к изучению математ...

Урок – путешествие. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей» для 5 класса

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок-закрепления проводится в форме  путешествия по планетам солнечной системы....

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"...

Урок- путешествие по теме "действия с обыкновенными дробями" математика 5 класс

Конспект обобщающего  урока по теме "Действия с обыкновенными дробями" 5 класс в форме урока- путешествия по планетам солнечной системы. Урок разработан по учебнику Г.В. Муравина....

Урок - путешествие теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация создана к обобщающему уроку по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ И ДРОБЕЙ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ И ДРОБЯМИ

Данный урок разработан с целью повторить и систематизировать базовые знания, полученные за первое полугодие полученные на уроках математики в 5 классах....