Конспект урока математики в 6 классе по теме "Умножение дробей"
план-конспект урока алгебры (6 класс) по теме

 

 Урок математики в 6-ом классе  представляет собой закрепление изученного материала по темам «Умножение дробей», «Нахождение дроби от числа».  В урок включены упражнения на развитие математической  речи учащихся, наблюдательности,  самостоятельности мышления, тест.  Самостоятельная работа проводится в форме игры.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Умножение обыкновенных дробей.

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель урока: повторить и  закрепить знания и умения, связанные с правилами умножения дробей и применением их для решения задач, выявить наиболее слабо понятые вопросы данной темы для их дальнейшей коррекции.

Образовательные задачи урока: 

  1. Закрепить в ходе урока правила умножения обыкновенных дробей.
  2. Закрепить в ходе урока правило нахождения дроби от числа.
  3. Продолжить формирование общеучебных умений‚ умение выполнять самопроверку.

Развивающие задачи урока:

  1. Развитие самостоятельности мышления.
  2. Развитие памяти и наблюдательности учащихся.
  3. Развитие и обогащение речи учащихся.
  4. Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные задачи урока: 

  1. Воспитывать интерес учащихся к занятию зимними видами спорта.
  2. Пропагандировать здоровый образ жизни, особую роль физкультуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности.

Оборудование:

  1. Для учителя – презентация к уроку, мультимедийное оборудование
  2. Для учащихся - сигнальные карточки, подготовленные учителем задания для выполнения теста,  карточки для работы в паре с чертежом Координатная прямая»,  индивидуальный набор заданий и кружков (красного и зеленого цвета) для игры «Математический биатлон», клей, тетрадь, пенал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Математику, друзья!

Изучаем мы не зря!

Вас наука развивает,

На уроках  помогает

Ум в порядок приводить

И открытия творить!

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Лев Николаевич Толстой писал, что «Человек есть дробь… Увеличить своего числителя – свои достоинства,  не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться  к своему совершенству». Сегодня на уроке мы будем тоже приближаться к совершенству, но к математическому, и закреплять знания и умения по теме «Умножение обыкновенных дробей».  

3. Актуализация знаний учащихся

а) Устная работа (разминка)

Учитель:  Приготовьте сигнальные карточки. Отвечать на вопросы необходимо при помощи этих карточек. Если вы согласны с утверждением, то показываете зеленую сигнальную карточку, если вы не согласны с утверждением – красную сигнальную карточку.

  1. Верно ли, что дробь  можно сократить на 9?  (Да, так как сумма цифр числителя и знаменателя делится на 9)
  2. Верно ли, что если произведение двух дробей равно одному из сомножителей, то второй множитель – единица? (Да)
  3. Верно ли, что из двух дробей больше та, знаменатель которой меньше? (Нет.  Данное утверждение верно только, если дроби имеют одинаковые числители)
  4. Верно ли, что , а  .  (Да)
  5. Верно ли, что при представлении смешанного числа в виде неправильной дроби надо знаменатель умножить на целую часть и прибавить числитель. Тогда получим новый числитель, а знаменатель записываем тот же? (Да)

Учитель:

На дворе зима запорошила

И дорожки, и поля, и лес.

Детвора на лыжах поспешила

Прокатиться в белый мир чудес.

Сегодня на уроке мы не только будет говорить об умножении дробей, но и о зимнем виде спорта – лыжных гонках.

б) Сравнение дробей.

Учитель: Мы находимся на «Старте» лыжной трассы. Чтобы определить, по какому направлению пройдет трасса, надо выбрать указатель: «Налево», «Направо», «Прямо».  Выполнив письменно сравнение дробей, вы определите направление.

Задание выполняется по рядам. (У доски работают 3 человека)

1 ряд

Сравните:

 от 100 *  от 50

2 ряд

Сравните:

 от  *  от

3 ряд

Сравните:

 от  *  от

Ответ: знак «больше» - двигаемся «Направо».

в) Решение уравнений (фронтальная работа, устно):

Учитель: Далее нам предстоит участвовать в лыжной гонке. Но вдруг произошло неприятное событие: потеря лыжной палки. Необходимо её найти, иначе мы не сможем участвовать в лыжной гонке. Для этого решим уравнения:

а)                            б)  

Наводящие вопросы учителя:

а) Какие числа можно сократить в левой части уравнения?(6 и 18). На сколько? Какой  результат получим? На сколько надо сократить 25, чтобы в результате получить в знаменателе 15? Чему равно х? (5)  

б) Представьте смешанное число   в виде неправильной дроби (). Какие числа               можно сократить? Каким арифметическим действием можно заменить  дробную черту?  Чему равно х? (8).

Учитель: Молодцы, ребята, вы отлично провели рассуждения. Значит, мы нашли пропажу и   смело отправляемся на трассу.

4. Закрепление материала

а) «Лыжная трасса» - решение примеров с определение порядка действий по вариантам (2 человека работают на доске, с обратной стороны).

1 вариант                         2 вариант

                                 

Ответ: 1 вариант - , 2 вариант – 8.

Взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу другого варианта по готовым решениям на доске.  

б) Применение полученных знаний и умений при решении задач.

Учитель: На нашей дистанции впереди  тяжелый подъем в гору. Для того, чтобы преодолеть этот подъем, необходимо решить задачи. 

Решение учащиеся выполняют в тетрадях. (2 человека работают у доски, записывают решения задач).

Тест

 Задача № 1.

Скорость участника лыжных гонок под номером 24 составляет 10 км/ч, а участника под номером 39 – в 3 раза больше. Какова скорость участника под номером 39?

а) 23 км/ч;     б) 32 км/ч;      в) 30 км/ч;      г) 96 км/ч.

Задача №2.

Лыжник Иван Терпимов преодолевает дистанцию в тысячу метров  за 1  минуту, что в 2 раза меньше времени лыжника Василия Белова. За сколько минут преодолевает эту дистанцию Белов?

а)  мин;     б) км/ч;      в)  км/ч;      г) км/ч.

Задача №3

Организаторы лыжных гонок доставили за 3 дня 651 тонну искусственного снега. В первый день доставлено  всего снега, во второй день было доставлено 0,9 того, что доставили в первый день. Сколько тонн снега было доставлено в  третий день?

а) 210 тонн;     б) 189 тонн;      в) 399 тонн;      г) 252 тонны.

в) Историческая справка. Рассказ учителя.

Известно, что Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925 года нашей эры представлен хорошим лыжником. В 960 году лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников. Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII векам: лапландцы и финны использовали лыжи в быту и на охоте. Когда же лыжи стали спортивными снарядами? В 1733 году Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск со спортивным уклоном.

Первые лыжные гонки были проведены в 1767 году. Популярность лыжных гонок стремительно начала расти с XIX века: праздники в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г.), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г.).

г) Физкультминутка.

Мы здоровье сбережём

И минутку отдохнем.

Дышим тихо, глубоко,

Ведь учиться нелегко.

Руки выше, плечи шире.

Повороты – три, четыре.

Приседаем – пять и шесть.

А теперь – тихонько сесть!

Спорт здоровье бережет!

Школа знания даёт!

д )Работа в парах.

Учитель: А сейчас мы переходим к другому виду лыжных гонок.

Составьте числовые выражения и найдите их значения. Расположите ответы в порядке возрастания и поставьте им в соответствие буквы. Прочитайте полученное слово.

1)6 от ;   2)от 14;   3)  от 31;  4) 20% от  5) 0,4 от ;   6) от ;  

7) 75% от .

Ответы и соответствующие им буквы задуманного слова:

Н

Т

Л

О

А

Б

И

10

12

8,5

8

 Ответ: биатлон.

е) Рассказ учителя.

Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, в котором сочетаются  лыжная гонка со стрельбой из винтовки. В биатлоне спортсмены соревнуются на дистанциях от 6 до 20 километров, от двух до четырех раз останавливаясь на огневых рубежах. На огневом рубеже спортсмен стреляет по мишеням. Количество мишеней — 5. Задача спортсмена — закрыть все 5 мишеней пятью выстрелами. Стрельба проводится из двух положений — лежа и стоя. По мере попадания мишени закрываются белым клапаном, что позволяет биатлонисту сразу видеть результат своей стрельбы.

5. Проверка и контроль знаний.

Учитель: Сегодня на уроке проведем игру «Математический биатлон».

Для участия в этой игре вам потребуется умение решать примеры по теме «Умножение дробей», а также ручка, 5 красных и 5 зеленых кружков из цветной бумаги, клей (клей - карандаш) и карточка – задание. Каждый игрок получает индивидуальную карточку с пятью примерами, записанными в кружках. Там же участник должен записать свой ответ.

По сигналу все участники одновременно начинают решать примеры. Через 2 минуты решение должно быть окончено.

Далее осуществляется проверка: если получен правильный ответ, то участник наклеивает зеленый кружок на пример,  если неверный – то красный. Выигрывает тот участник, у которого все кружки на карточке будут зелёного цвета.

Игра «Математический биатлон» (карточки – задания)

Вариант 1

Примеры (в кружках):  ;   ;   ;    ;   .

Вариант 2

Примеры (в кружках):  ;   ;   ;    ;   .

Вариант 3

Примеры (в кружках):  ;   ;   ;    ;   .

Вариант 4

Примеры (в кружках):  ;   ;   ;    ;   .

Самопроверка.

Учитель: На слайде  находятся ответы по вариантам. Проверив ответы,  наклейте кружки выбранного вами цвета, соблюдая правила игры: верно – зеленый цвет, неверно – красный цвет.  

6. Обобщение. Учащиеся формулируют правила умножения обыкновенных дробей, правило нахождения дроби от числа.

7. Домашнее задание. Индивидуальное домашнее задание по вариантам.         

9. Подведение итогов урока.

 

а) Учитель: Сегодня на уроке мы не только закрепляли умения выполнять умножение дробей, находить дробь от числа, но говорили о зимнем виде спорта – лыжных гонках. Поэтому в заключении предлагаю  вам, ребята, ответить на вопросы викторины.

б)  Викторина  «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы, ребята, основные виды гонок?

  1. Соревнования с раздельным стартом
  2. Соревнования с общим стартом (масс-старт)
  3. Гонки преследования (персьют)
  4. Эстафеты
  5. Индивидуальный спринт

Знаете ли вы стили передвижения на лыжах?

  1. Классический стиль
  2. Свободный стиль (или коньковый стиль)
  3. Стили преодоления подъемов (скользящий шаг, ступающий шаг, бегущий шаг, «елочкой» и т.д.)
  4. Спуск
  5. Поворот

Знаете ли вы самых известных лыжников или биатлонистов России?

  1. Николай Семенович Зимятов (спортсмен – лыжник, четырёхкратный олимпийский чемпион, серебряный призер Олимпийских Игр 1984 года в эстафете, многократный чемпион СССР  в различных видах лыжных гонок).
  2. Александр Иванович Тихонов (спортсмен – биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и СССР)
  3. Раиса Петровна  Сметанина (спортсменка – лыжница, пятикратная олимпийская чемпионка, 26 наград мировых чемпионатов и олимпиад по лыжным гонкам)
  4. Елена Валерьевна Вяльбе (советская и российская лыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира, президент Федерации лыжных гонок России).

в)  Учитель:  Спортом смело занимайтесь

И в примерах упражняйтесь!

Спорт здоровье бережет,

Школа знания даёт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики. 5 класс. Тема: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок выработки умений и навыковЦели урока:Образовательная: закрепить знания, выработать умения и навыки, научить применять ЗУН в новых условиях....

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...

Учимся работать с дробями. (Конспект урока математики. 5 класс.)

Урок "Учимся работать с дробями" обобщает и систематизирует знания, умения и навыки обучающихся по данной теме....

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...

Конспект урока математики 5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробейЗадачи:Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.Побудить учащихся к открыт...