Урок-деловая игра по математике для 11 класса "ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ" в рамках подготовки к ЕГЭ
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Ушакова Валентина Александровна

 

Цели урока:

 

1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания,закрепление знаний, умений и навыков при решении  практических задач с экономическим содержанием, а также навыковматематического моделирования реальных процессов.Интеграция математики с другими предметами при подготовке к ЕГЭ.

2. Научить находить решения различными методами.

Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Повышение интереса учащихся к экономическим знаниям.

 4.При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой.

Презентация к уроку"Жильё для учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl__ege_delovaya_igra.matematika_i_ekonomika.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ п. Мирный

Март  2012 год

11 класс. Математика.

ШМО

 Методическая тема. Интеграция математики с другими предметами при подготовке к ЕГЭ

Урок – деловая игра «ЖИЛЬЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»

МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА

ТЕМА УРОКА

ЕГЭ.  Задания    практического характера.

Цели: 

1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении  практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического моделирования реальных процессов. Интеграция математики с другими предметами при подготовке к ЕГЭ.

2. Научить находить решения различными методами.

Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Повышение интереса учащихся к экономическим знаниям.

План – конспект урока учителя

 математики первой категории

Ушаковой В.А.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

(Презентация к уроку. Слайд 1) Эпиграф:

Особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека, как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды.                   (П.Л. Чебышев)

А.А. Фурсенко:

« Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни. Изменения в КИМах – это требование жизни.»

 ( Из интервью   журналу  «Математика в школе» №1 2011 год.)

      Экономику сегодня нужно представлять, как совокупность методов, создающих условия для выживания и прогресса человечества. Многие экономические понятия, такие как депозит, акция, стоимость, инфляция, прибыль, банковский процент, режим экономии, банкротство, дивиденды составляют тот фон, на котором проходит жизнь нашего общества. Поэтому, сегодня встает вопрос об экономической грамотности общества, его культуре.

При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой.

  1. (Слайд 2) Итак, чтобы правильно описать экономические процессы и явления, необходимо владеть соответствующими математическими знаниями и умениями, владеть экономическими понятиями, повторением которых мы и займемся.
  1. Что изучает экономика?
  2. А-В=С, где С-прибыль. Что такое А и В?
  3. Что такое прибыль?
  4. Что называется экономией?
  5. Что такое стоимость?
  6. Что такое производительность труда?
  7. Что такое договор?

Ответы: 

  1. Экономика - это деятельность людей, направленная на создание необходимых жизненных благ. Наука, изучающая, как люди используют имеющиеся у них ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
  2. А-В=С, если С - это прибыль, то что такое А и В? (А - доход, В - затраты или себестоимость).
  3. Прибыль - разница между выручкой от продажи товаров или услуг и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг.
  4. Экономия - бережливость при расходе чего-то.
  5. Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд товаропроизводителей.
  6. Производительность - это эффективность трудовой деятельности, которая выражается количеством продукции, произведенной в единицу времени.
  7. Договор - соглашение между физическими или юридическими лицами с указанием прав и обязанностей.

Экономику принято считать гуманитарной дисциплиной. На самом деле эта наука оперирует преимущественно количественно измеряемыми величинами (экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами). Современная экономика - наука точная.

  1. (Слайд 3)  Объявление условий ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.

а) Учитель, желая построить собственный дом  в соответствии с президентской программой, имеет намерение взять кредит в банке. Проблема – какую сумму нужно взять?  Он обратился в агентство для составления бизнес-плана. Креативное  агентство «ВСЁ  ДЛЯ  ВАС»

В бизнес-план должны быть включены следующие расходы:

          1.      Закупка стройматериалов на выгодных условиях.

2.     Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки.

3. Найти компанию-перевозчика для транспортировки      стройматериалов по самым дешёвым расценкам.

4.      Подключиться к наиболее дешёвому  Интернет-тарифу и

        телефонной связи.

б) Руководитель агентства, разделив всех «сотрудников» (учащихся класса) обращается в фирмы, которые могут оказать эти виды услуг:

1. Компания «МЕГАФОН» - услуги связи;

2. Компания-перевозчик «АВТОТРАНС» - услуги перевозки;

3.Торгово-строительная фирма «ХОЗЯИН» - продажа стройматериалов.

  1. (Слайд 4, 5, 6) Презентация услуг, которые могут оказать вышеназванные фирмы

- трое учащихся «презентуют» услуги и их стоимость на рынке:

а) Компания «МЕГАФОН» (задачи из открытого банка заданий)

1. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает  шесть  тарифных планов.

Тарифный план 

Абонентская плата 

Плата за трафик 

1. План "0"

Нет

2,5 р. за 1 Mb.

2. План "500"

550 р. за 500 Мb трафика в месяц

2 р. за 1 Mb сверх 500 Mb.

3. План "800"

700 р. за 800 Mb трафика в месяц

1,5 р. за 1 Mb сверх 800 Mb.

4. План "700"

600 р. за 700 Мb трафика в месяц

2 р. за 1 Mb сверх 700 Mb.

5. План "1000"

820 р. за 1000 Mb трафика в месяц

1,5 р. за 1 Mb сверх 1000 Mb.

6.План "Безлимитный"

1100 р. в месяц

Нет

Пользователь планирует, что его трафик составит 1100 Mb и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 1100 Mb?

2. Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за 1 минуту разговора

1. Повременный

Нет

0,35 р.

2. Комбинированный

140 р. за 350 минут в месяц

Свыше 350 минут в месяц — 0,3 р. за каждую минуту.

3. Безлимитный

200 р.

0 р.

Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонного разговора составляет 700 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 700 мин? Ответ дайте в рублях.

  б). Компания-перевозчик «АВТОТРАНС» (задачи из открытого банка заданий)

1. Клиент хочет арендовать автомобиль на сутки для поездки протяженностью 600 км. В таблице приведены характеристики трех автомобилей и стоимость их аренды. Помимо аренды клиент обязан оплатить топливо для автомобиля на всю поездку. Какую сумму заплатит клиент за аренду и топливо, если выберет самый дешевый вариант?

Автомобиль

Топливо

Расход топлива(л)

       на 100 км

Арендная плата за 1 сутки

1. ИНО

Дизельное

4

2600

2. БМВ

Бензин

6

2000

3. ЭМИ

Газ

10

2400

Цена дизельного топлива 16 р. за литр, бензина 18 р. за литр, газа 15 р. за литр.

 

2. Для транспортировки 15 тонн груза на  300 км. можно использовать одного из трех перевозчиков. Причем у каждого из них своя грузоподъемность используемых автомобилей. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую перевозку за один рейс?

Перевозчик 

Стоимость перевозки одним автомобилем
(руб. на 100 км)
 

Грузоподъемность автомобилей (тонн) 

А

3200 р.

3,5

Б

4100 р.

5

В

9500 р.

12

в) Торгово-строительная фирма «ХОЗЯИН» (задачи из открытого банка заданий)

ДЛЯ ДОМА СРЕДНИХ РАЗМЕРОВ:

1. При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

ДЛЯ  НЕБОЛЬШОГО ДОМА:

4. При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 7 тонн природного камня и 7 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 5 тонн щебня и 36 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, щебень стоит 610 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

ДЛЯ БОЛЬШОГО ДОМА:

7. При строительстве сельского дома можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 10 тонн природного камня и 11 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1400 рублей, щебень стоит 670 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 220 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

  1. Выполнение расчетов по группам для каждой фирмы      (10 минут) (три группы, в группе по три человека)

- доклад руководителю агентства результатов работы групп с аргументацией; суммирование всех затрат и занесение их в таблицу:

«ВСЁ  ДЛЯ  ВАС»»

БИЗНЕС-ПЛАН  НА ПОСТРОЙКУ ДОМА

         СУММА

1

2

3

4

В бизнес –план должны быть включены следующие расходы:

1. Закупка стройматериалов на выгодных условиях: 9800  руб.

2.  Дёшево арендовать легковой автомобиль на сутки:  2648 руб.

3. Найти компанию-перевозчика для транспортировки

стройматериалов по самым дешёвым расценкам: 36900 руб.

4. Подключиться к наиболее дешёвому  Интернет-тарифу

и    телефонной связи:  1170 руб.

                                                                                                                                  ИТОГО:  50518  руб.

  1. Работа с клиентом: называется сумма будущих затрат на строительство дома:

СУММА:      50518 рублей + 3000 рублей за услуги агентства = 53518 рублей

ВЫВОД: нужно взять кредит на сумму 54000 рублей.

  1. БОНУС  от агентства.

( [< лат. Bonus  добрый, хороший]. ком. 1. Дополнительное вознаграждение, премия. 2. Дополнительная скидка, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения) 

- Вы – наш первый клиент, поэтому мы предлагаем в качестве бонуса, рассчитать расходы на отделку плиткой ванной комнаты. (Слайд 8)

  1.  Расчёт кредитных выплат.
  1. Рассчитать ежемесячную сумму платежа, если клиент собирается взять  в банке 54000 рублей под 6% годовых и планирует выплатить кредит за один год.

  1. ВЫВОДЫ по работе:

1.Итог работы агентства подводит руководитель: рассказывает о порядке действий клиента, о сумме, которую нужно взять в банке.

2. Клиент делает вывод о том, что он может ежемесячно выплачивать такую сумму без ущерба для семейного бюджета.

2. Выводы учителя:

    На свете существует очень много наук и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии... Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед и с огромной точностью ход вещей.

Рассмотренные на уроке задачи проиллюстрировали вам, как при помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы реально увидели связь между экономикой и математикой.

  1. Домашнее задание.
  1. ЕГЭ, открытый банк заданий, В1, В4, В12.
  2. По экономике: узнать виды погашения кредитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-деловая игра "Жилье для учителя"(ЕГЭ. Задачи с практическим содержанием. )

урок обобщения по теме "ЕГЭ. Задачи с практическим содержанием типа В1,В4....

Урок - деловая игра по математике в 5 классе

Деловая игра разработана по теме "Умножение и деление десятичных дробей"...

"Дом для учителя" урок - деловая игра. 11 класс

Решение задач практического содержания. Подготовка к ЕГЭ...

Урок- деловая игра "Жилье для учителя"

10 класс Интеграция математики с другими предметами при подготовке к ЕГЭ(Задания практического характера)...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

«Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»

laquo;Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»...


 

Комментарии

Спасибо за урок!