Игра «Поле математических чудес».
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Цель: Привитие интереса к математике.

Задачи:   -Решать  логические задачи занимательного характера Решение логических задач развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки;

-Знакомить учеников и родителей с историческими фактами из ЖЗЛ - математиков;

-Межпредметная связь: разобрать с учениками значения пословиц и поговорок, ввести  детский фольклор в содержание урока.

Деятельность учеников: Решение логических задач, знакомство с фактами из жизни математиков, исполнение песен-частушек, соревнование .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-urok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение предметных  недель. Неделя математики в школе.

Игра «Поле математических чудес».

Составила учитель математики первой квалификационной категории Бадертдинова Василя Габдулловна.

Цель: Привитие интереса к математике.

Задачи:   -Решать  логические задачи занимательного характера Решение логических задач развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки;

-Знакомить учеников и родителей с историческими фактами из ЖЗЛ - математиков;

-Межпредметная связь: разобрать с учениками значения пословиц и поговорок, ввести  детский фольклор в содержание урока.

Деятельность учеников: Решение логических задач, знакомство с фактами из жизни математиков, исполнение песен-частушек, соревнование .

       В Игре принимают участие три группы из трех игроков, а так же гости, болельщики и родители. Участники каждой тройки получают призы: математическую книгу, шоколадку, кроссворд.

                                 Задание первой тройке.

    Древнегреческий ученый философ, живший в 6 веке до н. э., которому приписывают высказывание «Все есть число». Согласно философскому мировоззрению этого ученого и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа- 1,2,3,4- означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел-10, изображало весь мир. Ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он?      [Пифагор]

                                    Музыкальная пауза;                                                                                                                                Ведущий приглашает на сцену вторую тройку игроков

                                  Задание второй тройке.

   Старинная русская мера веса (массы). С конца 16 века он служил мерой веса драгоценных металлов и камней. Он же - устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (дикости, газа) в тепловых гидравлических машинах. Назовите эту меру веса (массы).     [Золотник - около 4,3 г.]

   Послесловие. Предполагается, что это слово произошло от слова Злотник - названия монеты во время правления князя Владимира Святославовича. С конца 16 века золотник служил единицей массой всех драгоценных металлов и камней.                                                                 Поговорки:                                                                                                                                                            Мал золотник, да дорог.                                                                                                                                     Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.                                                                                   Мал золотник, да золото на нем весят, велик верблюд, да воду на нем возят.                                                            Свой золотник чужого пуда дорог.

                        Разминка.

                                  Задание третьей тройке.                                                                                                  Он был задумчив и спокоен,                                                                                                                                                     Загадкой круга увлечен.                                                                                                                                       Над ним невежественный воин  

Взмахнул разбойничьим плечом.                                                                                                                 Прошли столетий вереница,                                                                                                                      Научный подвиг не забыт.                                                                                                                              Никто не знает, кто убийца,                                                                                                                                  Но знают все, кто убит.                                                                                                             Формулу S=√p(p-a)(p-b)(p-c) называют формулой Герона. Она позволяет вычислить площадь любого треугольника, если известны его стороны. Но в действительности первым ее доказал другой математик древности, который погиб от меча римского солдата, горда воскликнув: «Отойди, отойди, не трогай моих чертежей!»      [Архимед]

Послесловие. Архимед - греческий ученый, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт, гигантских кранов, защитник Сиракуз. И сегодня известны: спираль Архимеда, закон Архимеда, аксиома Архимеда и т.д. Это он определил приближенное значение числа p. Осталось имя Архимеда и в физике: закон Архимеда, винт Архимеда. Крылатой стала фраза: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю!»                                                                                  Математическая пауза (музыкальная)    

                                                                                                         

 I. По утрам шурша листами,            2.К вечеру им всем не спится,                                                                                                  Собирается народ.                                 В логарифмы Бриг глядит,                                                                                                           Пифагор штаны стирает,                       Брадис возится с таблицей,                                                                                                                                                                            Эйлер интеграл берет.                           Измеряет мир Евклид.                                                                                                                      Гаусс корни извлекает,                          Сам Безу там без остатка                                                                                                            Ньютон делает бином,                           Делит сложный многочлен.                                                                                                                               Кто-то оси расставляет,                                                                                                                            Архимед сидит с числом.                                                                                                                            Припев:                                                     Припев.                                                                                                                

          Ведущий.                                                                                                                                                                        И стоит в стране чудесной                                                                                                                             Новый город со дворцом,                                                                                                                                                             А в дворце златоглавом                                                                                                                                        Знаки дружно там живут,                                                                                                                               Знаки терем стерегут,                                                                                                                                  Вместе песенку поют.                                                                                                                                                                                  II.

1. Плюсик ты мой, я - твой минус.                                                                                                                            Косинус ты, я – твой синус.                                                                                                                                                    Ты аксиома, я – теорема.                                                                                                                              Следствие ты, а я - лемма.                                                                                                                      Ма-те-ма-ти-ка моя…

2. Знание - ты, я - шпаргалка,                                                                                                                                      Если ты ноль, то я палка,                                                                                                                                                              Ты - ордината, я - абсцисса.                                                                                                                                                                      Ты - уголок, я - биссектриса.                                                                                                                                                                       Частное - ты, я - делитель,                                                                                                                                       Ты - знаменатель, я - числитель,                                                                                                                                Ты -  мой кружок, я- твой сектор,                                                                                                                      Ты- модуль мой, я- твой вектор,                                                                                                                            Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев.                                                                                                                                                                             Я ночами плохо сплю,                                                                                                                                                                                                                                                          Математику я так давно люблю.                                                                                                                              Я и днем теперь не сплю,                                                                                                                                        Я и вечером не сплю,                                                                                                                                                               Ма-те-ма-ти-ку, математику люблю.

Припев: Сумма моя, а я разность,                                                                                                                                                                                Дольная ты, а я - кратность,                                                                                                                                 Гипотенуза ты, я - твой катет.                                                                                                                                  Терминов нам с тобой хватит.                                                                                                                                   Ма-те-ма-ти-ка моя.

                                                                                                                                                                        III. Гимн математике.  

1,  До наших дней от мира сотворенья                                                                                                                         Заслуги математиков важны.                                                                                                                                 Мы создали таблицу умножения,                                                                                                                     Бином и Пифагоровы штаны.                                                                                                                                      

3. В больших делах мы неутомимы.                                                                                                                                               И интеллекта, как один, полны.                                                                                                                       Мы лишь с тобой по модулю сравнимы,                                                                                                        Все остальные в друзья лишь на годны.

2.Мы дали миру интеграл и синус,                                                                                                                                          Мы научили множить и делить.                                                                                                                  Мы знаем, где поставить + и -,

 Какие числа в степень возводить.    

Припев.В больших делах мы неутомимы.                                                                                                                                               И интеллекта, как один, полны.                                                                                                                       Мы лишь с тобой по модулю сравнимы,                                                                                                        Все остальные в друзья лишь на годны.

                                                                                                                                                  До

                                                Финальная игра.

                  Задание финалистам.                                                                                                                 Любая область знаний - физика, химия, биология, социология, лингвистика, геодезия и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи этих объектов. Как называется «связь» в математике?                                                                                                Подсказка. Синонимы этого термина: соответственно, отображение, преобразование, оператор и т.д. [Функция]

                  Игра со зрителями.                                                                                                                                Задание 1.Что легче: пуд воды или пуд железа? [Одинаковы]                                                     Задание 2. Однажды учитель начальных классов,  чтобы занять детей на продолжительное время самостоятельной работой, предложил им такое задание: вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но один мальчик, ставший потом знаменитым математиком, выполнил это задание моментально.  Ему принадлежать слова «Математика - царица наук, арифметика - царица математики». Назовите имя мальчика - будущего математика. [Гаусс]

                Подведение итогов игры.                                                                                                                Жюри определяет победителей среди болельщиков. Вручаются призы и награды.

Резервное задание: Многие термины, которые используются в школьном курсе математики, имеют греческое или латинское происхождение. Что означает в переводе с греческого языка математический термин «хорда»? [Струна]

                                                     Литература.                                                                                                                        1. Лиман, М.М. Школьникам о математике и математиках. Просвещение, 1981.                                2.Глейзер, Г.И. История математики в школе. Просвещение, 1981.                                                           3.Олехник, С.Н. и др. Старинные занимательные задачи. Наука, 1985.                                                   4. Балк, М.Д., Математика после уроков./ Балк Г.Д. / Просвещение, 1971.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле математических чудес"

Игра проходит по анологии программы капитал - шоу "Поле чудес", для 7-9 классов....

Игра: Поле математических чудес « О женщинах – математиках» для учащихся 8 класса

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предме...

Игра "Поле математических чудес".

Методическая разработка внекласного мероприятия в форме игры "Поле математических чудес". Тема игры "История возникновения и развития математики"....

Игра "Поле математических чудес"

ГБ(О)ОУ школа–интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, город Липецк Учитель математики...

Внеклассное мероприятие, игра "Поле математических чудес"

Данное мероприятие проводится с целью расширения кругозора учащихся, повышения их интеллекта и развития интереса к изучению математики....

Внеклассное мероприятие. Игра "Поле математических чудес"

Игра по математике по аналогии с телеигрой "Поле чудес". Использованы интересные вопросы из истории математики. Игра направлена на привитие интереса к предмету и расширение кругозора....

Сценарий математической игры «Поле математических чудес».

Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет....