элективный курс "Решение текстовых задач"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деятельности. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых способов решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Уссурийска

Уссурийского городского округа

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей математики, информатики, физики



Слукина  О.В.

Протокол №_____

От «___»____________2011

Утверждено на заседании

Методического совета

МОУ СШ №30




Ярмоленко Г.Г.

Протокол №_____

«___»___________2011г

Утверждаю

Директор МОУ СШ №30



Гришина Г.В.

Приказ №________

От «____»__________2011г

                                                       Программа

элективного курса для учащихся 9 класса

«Решение текстовых задач»

                                                 

Автор-составитель: Попова Л.Д.,

 учитель математики.

2011 год

Содержание

Пояснительная записка…………………………………….3

Учебно-тематический план курса………………………....5

Содержание программы…………………………………….6

Тематический план………………………………………….7

Литература……………………………………………………9

Пояснительная записка

       Разработка программы данного курса обусловлена двумя важными причинами: первая –  по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%, следовательно, большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения таких задач.

      Вторая причина разработки данного курса – это новая форма аттестации для выпускников 9-х классов (ГИА). Задания 2-ой части содержат задачу, которая оценивается максимумом баллов. За  нетрадиционной формулировкой этой задачи необходимо научить учеников видеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.

     Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике, в соответствии с которым обучение математике понимается как обучение определенной математической деятельности. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых способов решения задач.

    Реализация мотивационного компонента при изучении предлагаемого материала осуществляется за счет создания общей атмосферы сотрудничества, использования различных форм организации деятельности учащихся, показа значимости приобретаемых знаний. Предполагается диалоговая форма обучения.

    Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-го класса.

      При разработке  программы элективного курса за основу взята программа курса по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики» авторов Дорофеева Г.В., Бунимовича Е.А., Кузнецовой Л.В., Минаевой С.С., Мищенко Т.М., Рословой Л.О., Суворовой С.Б. (Математика в школе –№10.- 2003 г), который я дополнила требованиями «Стандартов основного общего образования по математике» и  «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (составители: Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк), утвержденной  Министерством образования Российской Федерации (2004 г) и адаптировала к условиям современной школы.

      Цель данного курса -  подготовка учащихся к итоговой аттестации по окончанию 9 класса, продолжению образования в старших классах, формирование представлений о математике как науке, полезной в повседневной жизни, повышение уровня их математической культуры.

       Задачи:

сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;

сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

способствовать профориентации.

     Учебный процесс элективного курса  предусматривает следующие методы и формы работы:

  1. изложение нового материала учителем в форме лекции;
  2. дифференцированный подход на практических занятиях: для всех тем курса подобраны задания различного уровня сложности;
  3. самостоятельная работа с учебной литературой;
  4. индивидуальные консультации.

    Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов.

   Основная деятельность учащихся на этом этапе – предварительная подготовка и самостоятельный поиск материалов, с последующим обсуждением на занятиях. Курс состоит из пяти тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. Следующие четыре темы - «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу», «Задачи на проценты» -  закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.

   Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,  сведениями,  важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

     В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач,  лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

      После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

     Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, анкетирование, творческие работы.

 Критерии эффективности и реализации программы.

Программа может считаться усвоенной учеником, если по каждой теме он решил не менее 60% предложенных задач. Учитель и ученик, по своему усмотрению, могут составить «таблицу успешности», куда вносятся баллы, набранные учеником при выполнении заданий. Причем необходимо учитывать не только те задания, которые решены верно и  полностью, но и те, в которых ребенок верно усмотрел путь решения. Особо отмечаются оригинальные способы решения.

           

Учебно-тематический план курса

        

№ занятия

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Вид занятий

I. Введение в курс

1

1.

Текстовые задачи и техника их решения.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

II. Задачи на движение.

5

2.

Задачи на движение, техника их решения.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

3.

Движение по течению, против течения, по окружности.

1

Комбинированное занятие

4-5.

Практикум по решению задач.

2

Практикум по решению задач.

6.

Творческий отчет по теме «Задачи на движение».

1

Контроль знаний.

III. Задачи на сплавы, смеси, растворы.

4

7.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

1

Комбинированное занятие.

8-9.

Практикум по решению задач.

2

Практикум по решению задач.

10.

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы»

1

Урок «Математическое сочинение».

IV. Задачи на работу.

3

11.

Задачи на работу.

1

Лекция с необходимым минимумом задач.

12.

Практикум по решению задач.

1

Практикум

13.

Зачёт по теме «Задачи на работу»

1

Урок - зачет

V. Задачи на проценты.

3

14.

Задачи на проценты.

1

Комбинированное занятие.

15.

Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов.

1

Практикум по решению задач.

16.

Практикум по решению задач.

1

Практикум по решению задач.

17.

Итоговое занятие.

1

Математический калейдоскоп.

Содержание программы.

Текстовые задачи и техника их решения. (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи.

Задачи на движение. (5ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Задачи на работу. (3ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Задачи на проценты. (3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Тематический план изучения спецкурса

 «Решение текстовых задач»

№№ разделов

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая   форма   контроля

Всего

Классная работа

Внекл. работа

Лекции

Сем.

Практ.

Лаб

Виды внекл. работы

I

Введение  в спецкурс.

Текстовые задачи и техника их решения.

1

1

1

(работа с дополнительной литературой)

II

Задачи на движение.

Движение по течению и против течения.

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

Движение по окружности.

5

1

1

3

1

(работа с дополнительной литературой)

Практическая работа, творческий отчет

III

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Практикум по решению задач.

4

1

3

1

(работа с дополнительной литературой)

Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» (в форме математического сочинения)

IV

Задачи на работу.

Задачи на работу. Практикум по решению задач. Зачёт по теме «Задачи на работу»

3

1

2

1

 (работа с дополнительной литературой)

Письменный зачет

V

Задачи на проценты.

Задачи на проценты. Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. Практикум по решению задач.

3

1

2

1

(подготовка презентаций о роли процентов в жизни)

Результат

 и анализ работы по группам

Итоговое занятие.

1

Математический калейдоскоп (разные задачи)

Литература для учителя:

  1. Барабанов, О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.
  2. Бродский И.Л., Видус А.М., Коротаев А.Б. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов. 7-11 классы // М. АРКТИ, 2004.
  3. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
  4. Дорофеев Г.В., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Мищенко Т.М., Рослова Л.О., Суворова С.Б. Курс по выбору для IX класса «Избранные вопросы математики»// Математика в школе. –№10.- 2003.- с.2-37
  5. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995. – С. 24.
  6. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. –№6.

Литература для учащихся:

  1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. – С. 73.
  2. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. – 120 с.
  3. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
  4. Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. - М.: Дрофа, 2007.

       

 

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"

данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"

программа расчитана для учащихся 9 класса....

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Программа элективного курса « Текстовые задачи »

Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...

План элективного курса "Текстовые задачи"

Данный элективный курс рассчитан в первую оче­редь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный вы­бор профиля обучения в старших классах и качест...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Текстовые задачи в ЕГЭ» (для учащихся 10 класса.)

данный курс поможет учащимся 10 класса научиться решать текстовые задачи ЕГЭ...