Урок на тему: "Признак возрастания (убывания) функции"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Данная тема- первая, в которой учащиеся приступают к исследованию свойств  функций с помощью производной. Поэтому важно, чтобы учащиеся уже теперь усвоили определенные требования к выполнению и оформлению соответствующих заданий. Обучающей самостоятельной работе предшествует система упражнений, выполняя которые учащиеся сознают связи между характером монотонности функции на каком -либо промежутке области определения и знаком значений ее производной на этом же промежутке. В упражнениях на непосредственное применение достаточного условия возрастания (убывания) функции от учащихся требуется умение установить характер изменения функции по уже заданным значениям (или их знакам) производной на определенных промежутках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznak_vozrastaniya_ubyvaniya_funkcii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Признак возрастания (убывания) функции (1 курс, 2 ч)

В результате изучения темы студенты должны:

  1. знать: признаки возрастания и убывания функции, алгоритм исследования функции на промежутки монотонности.
  2. уметь: исследовать несложные функции на промежутки монотонности, находить промежутки возрастания и убывания  функции.

Ход урока

1. А теперь дадим некоторые определения свойствам функции. “Мозговой штурм”

  1. Что называют функцией?
  2. Как называется переменная Х?
  3. Как называется переменная Y?
  4. Что называется областью определения функции?
  5. Что называется множеством значения функции?
  6. Какая функция называется чётной?
  7. Какая функция называется нечётной?
  8. Что можно сказать о графике чётной функции?
  9. Что можно сказать о графике нечётной функции?
  10. Какая функция называется возрастающей?
  11. Какая функция называется убывающей?
  12. Какая функция называется периодической?

2. Система упражнений.

  1. Изобразите схематично график какой — либо непрерывной функции, обладающей следующими свойствами: функция возрастает на промежутке (-∞; 5); убывает на промежутке (5;0); постоянна на интервале (9;∞).
  2. Известно, что производная функции f на отрезке (-7;8) меняет свой знак, причем f´(x)<0  на промежутке [-7;2) и f´(x)>0 на промежутке (2;8]. Опишите характер изменения функции на промежутке [-7;8].
  3. Схематично изобразите график непрерывной на отрезке [-9;5] функции у= f(x), если: а) f´(x)<0 на промежутке [-9;-1];  б)f´(x)>0  на промежутке (-1;3);

            в)f´(x)<0 на промежутке (3;5].

  1. Схематично изобразите график непрерывной на отрезке [-7;10] функции y=g(x), если: а)g´(x) >0   на промежутке [-7;-4) и g(-4)=5; б)   g´(x)<0  на промежутке (-4;3); в)g´(x) >0 на промежутке (3;10] и g(10)=7.

3. Самостоятельная работа 1 (СО)

Вариант 1.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=5х -7.

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на множестве R.

2) y´=(5x-7)´=5.

3) y´>0 на промежутке (-∞;∞), следовательно, функция у=5х-7 возрастает на промежутке (-∞;∞). Ответ: функция возрастает на промежутке  (-∞;∞).

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=-9х+4.

Вариант 2.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=-8х2+3.

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на множестве R.

2) y´=(-8х2+3)´= -16х.

3) y´>0, если -16х>0. -16x>0 <=> x<0. Функция у возрастает  на промежутке (-∞;0).

4)у´<0, если     -16х<0. -16x<0 <=>  x>0. Функция у убывает  на промежутке (0;∞).

5) Так как функция у=-8х2+3 непрерывна в точке х0 =0, то у возрастает на промежутке (-∞;0] и убывает на промежутке [0;∞).

Ответ: функция возрастает на промежутке (-∞;0]; функция убывает на промежутке [0;∞).

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=6х2-3.

Вариант 3.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=2х2-4х.

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на множестве R.

2) y´=(2х2-4х)´= 4х-4.

3) y´>0, если 4х-4>0. 4x-4>0 <=> 4х>4 <=> x>1. Функция у возрастает  на

 промежутке (1;∞).

4)у´<0, если 4х-4<0. 4x-4<0 <=> 4x<4<=> x<1. Функция у убывает  на промежутке

(-∞;1).

5) Так как функция у=2x2-4x непрерывна в точке х0 =1, то у возрастает на промежутке  [1; +∞) и убывает на промежутке (-∞; 1].

Ответ: функция возрастает на промежутке [1; +∞); функция убывает на промежутке   (-∞; 1].

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у=2x-3x2.

 Вариант 4.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=1/х.

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на промежутке  (-∞;0)ᴜ(0;+∞).

2) y´=(1/х)´= -1/х2.

3) y´>0, если -1/х2>0. Нет таких значений х. Нет такого промежутка, на котором функция является возрастающей.

4)у´<0, если  -1/х2 <0. х- любое число, кроме нуля.  Функция  убывает  на промежутке

(-∞;0) и убывает на промежутке (0;+∞).

Ответ: Функция  убывает  на промежутке (-∞;0) и убывает на промежутке (0;+∞).

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= -7/х.

 Вариант 5.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=1/(5-х).

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на объединении  промежутков  (-∞;5)ᴜ(5;+∞).

2) y´=(1/(5-х))´= 1/(5-х)2.

3) y´>0, если 1/(5-х)2>0. х- любое число, кроме  5.  Функция  возрастает   на промежутке (-∞;5) и возрастает  на промежутке (5;+∞).

4) y´<0, если 1/(5-х)2 <0. Нет таких значений х. Нет такого промежутка, на котором функция является убывающей.

Ответ: Функция  возрастает  на промежутке (-∞;5) и возрастает на промежутке (5;+∞).

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= 2/(х+4).

Вариант 6.

1. Определите промежутки возрастания и убывания функции у=х3-9х.

Примерное оформление решения:

1) Функция определена на  промежутке  (-∞;+∞).

2) y´=(х3-9х)´= 3х2- 9.

3) y´>0, если  3х2- 9>0.  х2- 3>0. Решаем неравенство методом интервалов. Функция   возрастает   на промежутке (-∞;-√3) и   на промежутке (√3;+∞).

4) y´<0, если  3х2- 9 <0.  х2- 3<0. Функция убывает на промежутке (-√3;√3).

5) Так как функция у=х3-9х  непрерывна в точках х0 =-√3 и х1=√3, то функция   возрастает   на промежутке (-∞;-√3] и   на промежутке [√3;+∞).   Функция убывает на промежутке [-√3;√3].

Ответ:  Функция   возрастает   на промежутке (-∞;-√3] и   на промежутке [√3;+∞).   Функция убывает на промежутке [-√3;√3].

2. Проанализируйте решение задания 1 и выполните аналогичное задание для функции у= 2-х3.

4. Самостоятельная работа 2 (СК)

Вариант 1.

1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично  изобразите ее график, если: а) f ´(x)<0 на промежутке [-5;-3);   б)f ´(x)>0  на промежутке (-3;-1);  

в)f ´(x)<0  на промежутке (1; +∞).

Вариант 2.

1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично  изобразите ее график, если: а)f ´(x)>0  на промежутке (-∞;-1);     б) f ´(x)<0 на промежутке (-1;3);

в)f ´(x)>0  на промежутке (3; 4].

Вариант 3.

1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично  изобразите ее график, если: а) f ´(x)<0 на промежутке [-6;-4)  и f(-6)=3, f(-4)=-2;   б)f ´(x)>0  на промежутке (-4; 2),  f(2)=1;  в)f ´(x)<0  на промежутке (2; 3].

Вариант 4.

1. Опишите характер изменения непрерывной функции f и схематично  изобразите ее график, если: а) f ´(x)>0 на промежутке [-5;1) и f(-5)=-2;   б)f ´(x)<0  на промежутке

(1;3),  f(3)=0; в)f ´(x)>0  на промежутке (3; 5), f(5)=6.

5. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Признаки равенства треугольника"

Урок обобщения знаний по теме   "Признаки равенства треугольников"...

Конспект урока по теме: «Признаки равенства треугольников»

Конспект урока с презентацией и  использованием ЭОР...

Конспект урока по теме"Признаки делимости " (с презентацией)

Урок комбинированный.Задачи урока:-Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки делимости» -Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действия ссыл...

Конспект урока по теме"Признаки делимости " (с презентацией)

Урок комбинированный. Задачи урока: -Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Признаки делимости»  -Формирование умений проводить умозаключения, обосновывая свои действи...

Открытый урок в 10 классе «Признак возрастания (убывания) функции»

Данный урок проводится с целью закрепить и проверить знания, умения и навыки  на нахождение  промежутков   монотонности функции;также в  рамках подготовки к ЕГЭ проводится отработк...

Проверочная работа для 10 класса по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»

Работа представлена в двух вариантах. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ....

План-конспект учебного занятия "Признак возрастания (убывания) функции"

Занятие 38. Признак возрастания (убывания) функцииЦель занятия: продолжить формирование представления о производной, содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихс...