Решение задач с помощью квадратных уравнений
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

В работе представлены два урока с презентациями и методическими рекомендациями. Преподавание ведется по учебнику Ю.Н. Макарычев и др. "Алгебра - 8"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ №23»                                             Кустова Маргарита Олеговна                                      алгебра - 8

У р о к  1 (50)
Квадратное уравнение как математическая
модель текстовой задачи

Цели: ввести понятие «математическая модель», выделить этапы решения задач алгебраическим методом; формировать умение составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа. (Презентация)

III. Объяснение нового материала.

Объяснение следует начать с решения задачи (с. 124 учебника). В процессе её решения учащиеся узнают  новый факт: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять этому условию. В то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи. Поэтому возникает необходимость выбора ответа.

Важно,  чтобы  учащиеся  осознали  значимость  новой  ситуации. Можно с учениками выделить этапы решения задачи алгебраическим методом:

1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.

2. Перевод естественной ситуации на математический язык (построение математической модели текстовой задачи).

3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели.

4. Выбор ответа по условию задачи.

Четвёртый этап решения задачи алгебраическим методом является принципиально новым для учащихся, поэтому на нём следует заострить внимание. Можно попросить учащихся привести примеры ситуаций, когда полученный корень уравнения может противоречить условию задачи.

В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций:

1) Корень уравнения является отрицательным числом, когда за неизвестное принята какая-то мера, которая может выражаться только положительным числом (например:  длина, площадь, объём и т. п.).

2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (например: получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах или отрицательное число, когда речь о натуральных числах).

3) Несоответствие  полученных  положительных  размеров  с  реальными  (например: скорость пешехода равна 80 км/ч и т. п.).

При решении задач учащиеся могут в процессе интерпретации полученных решений соотносить ситуации с тремя выделенными.

IV. Формирование умений и навыков.

1. № 559, № 561.

2. № 563.

Р е ш е н и е

Пусть х см – длина одного катета прямоугольного треугольника, тогда (23 – х) см – длина второго катета. Зная, что площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов и составляет 60 см2, составим уравнение:

 · х · (23 – х) = 60;

х (23 – х) = 120;

23х – х2 – 120 = 0;

х2 – 23х + 120 = 0;

D = (–23)2 – 4 · 1 · 120 = 529 – 480 = 49;    D > 0;    2 корня.

x1 =  = 15;

x2 =  = 8.

Оба корня удовлетворяют условию задачи.

О т в е т: 8; 15.

3. № 564.

В задаче встречается понятие «последовательные натуральные числа». Нужно убедиться, что учащиеся понимают, о чём идёт речь.

4. № 568 (самостоятельное решение).

Р е ш е н и е

Пусть х – число рядов в кинотеатре, тогда (х + 8) – число мест в ряду. Количество мест в кинотеатре равно х · (х + 8). Зная, что всего в кинотеатре 884 места, составим уравнение:

х · (х + 8) = 884;

х2 + 8х – 884 = 0;

D1 = 42 – 1 · (–884) = 16 + 884 = 900;    D1 > 0;    2 корня.

x1 = –4 +  = –4 + 30 = 26;

x2 = –4 –  = –4 – 30 = –34 – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 26 рядов.

V. Итоги урока.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Что понимается под математической моделью текстовой задачи?

– Какие этапы решения задачи алгебраическим методом выделяют?

– В чём состоит интерпретация полученного решения задачи?

– Приведите примеры, когда полученное решение противоречит условию задачи.

Домашнее задание: № 560, № 562, № 565, № 567.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Решение задач с помощью квадратных уравнений"

образовательная программа – углублённое изучение математики,тема: «Решение задач, с помощью квадратных уравнений», 8 - класс.автор УМК Виленкин Н.Я. Глава 6 - Квадратные уравнения. Сис...

урок по теме Решение задач с помощью квадратных уравнений

Цели урока: закрепть решение квадратных уравнений, научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений. Урок построен в форме игры. Учащиеся , решая квадратные уравнеия всех видов, зарабатывают ден...

Решение задач с помощью квадратных уравнений

       Тема: решение задач с помощью квадратных уравнений.Цель: обучение решению задач с помощью квадратных уравнений, развитие логического мышления, воспитание внимания и у...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

Разработка урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 8 класс

Цель урока: - научиться решать задачи с помощью квадратных уравнений; - закреплять навыки решения квадратных уравнений; - развивать логическое мышление учащихся.Задачи урока: Науч...

урок по теме "Решение задач с помощью квадратных уравнений"

решение задач из жизни с помощью квадратных уравнений....

Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме: «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Презентация к уроку обобщения и систематизации по теме:  «Квадратные уравнения: Решение задач с помощью квадратных уравнений»...