Рабочая программа по математике. 6 класс. / Зубарева И.И.
рабочая программа (алгебра, 6 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_matem._2012-13.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании» 2002 г.; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.04; федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике утверждённого Приказом Минобразования РФ  от 05.03.2004 года № 1089;  авторской программы Зубаревой И.И. с учётом  примерной программы  по математике (www.mon.qov.ru,2005год).  

В рабочей программе учтены рекомендации методического письма «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч. году; федерального перечня учебников на  2012-2013 уч. год утвержденных приказом Минобрнауки  России от  27.12.11 г.  № 2885, зарегистрированного  в Минюст России 21.02.12 г.    № 23290, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих  образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, требований здоровьесберегающих технологий.

Количество часов

Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов из расчёта 5 учебных часов в неделю. На проведение контрольных работ отводится  10 часов

Общая  характеристика  учебного  предмета

В ходе освоения содержания курса математики обучающиеся получают возможность развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, сформировать навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Цели обучения  

  1. Формирование представлений о целостности и непрерывности курса, систематическое развитие понятия числа;
  2. Овладение умением обобщения и систематизации знаний, выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
  3. Развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей  в области математики;
  4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Результаты обучения к концу 6 класса (в соответствии с требованиями  к уровню подготовки выпускников школы).

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
  2. правила выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  1. понятия обыкновенной и десятичной дробей, положительного и отрицательного числа;
  2. о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
  3. о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах;
  4. понятие процента;
  5. о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах, о подсчёте вероятности.

должны уметь:

  1. выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
  2. использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования  простейших буквенных выражений, применять приобретённые навыки в ходе решения задач;
  3. находить значения степеней с целыми показателями;
  4. изображать точками числа на координатной прямой;
  5. применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием  калькулятора;
  2. для решения практических задач, связанных с нахождением  длины окружности и площади круга;
  3. устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приёмов;
  4. интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Учебно-методический комплект

       Литература для учителя:

1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., А.Г. Мордкович  М.: Мнемозина, 2010

2. Методическое пособие для учителя/Зубарева И.И., Мордкович А.Г., М.: Мнемозина, 2008

3. Зубарева И.И. Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: Учебное пособие для   общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, И.П.Лепешлнкова; под редакцией И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2009.

4. Тематические зачёты/Бобренко Н.Н.,Ключникова М.Н. и др.под руков.к.п.н.ФилипповойН.А. НПЦ «Образование для всех» - М., 2004

5. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажёр. 6 класс:  Пособие для учителей и учащихся – М.: Мнемозина, 2007.

6.Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных   учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.

7. Тульчинская Е.Е. Математика. 6 класс. Блиц-опрос: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Мнемозина, 2010.

8. Математика.  5-11 классы:  Игровые  технологии  на  уроках  / автор - составитель  Н.В.Барышникова. –  Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для обучающихся:

1. Учебник «Математика 6 класс» /Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010

2. Рабочая тетрадь по математике для 6 класса / Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Изучаемый материал

Количество

часов

Количество к/р

1

Повторение материала 5 класса

4

1

2

Положительные и отрицательные числа

62

3

3

Преобразование буквенных выражений

36

2

4

Делимость натуральных чисел

30

2

5

Математика вокруг нас

28

1

6

Повторение материала 6 класса

10

1

Итого

170

10

                   

                           

Перечень контрольных работ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Вводная контрольная работа

1

2

Контрольная работа № 1 по темам «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел»

1

3

Контрольная работа № 2 по темам «Числовые выражения и промежутки. Алгебраическая сумма. Осевая симметрия»

1

4

Контрольная работа № 3 по темам «Координатная плоскость. Умножение и деление обыкновенных дробей»

1

5

Контрольная работа № 4 по темам «Упрощение выражений. Решение уравнений»

1

6

Контрольная работа № 5 по темам «Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность. Круг. Шар. Сфера»

1

7

Контрольная работа № 6 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

8

Контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел»

1

9

Контрольная работа №8 по теме «Отношение двух чисел. Диаграммы. Пропорции»

1

10

Итоговая контрольная работа

1

ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

Тема

Домашнее задание

Дата проведения

6 а

6 б

Повторение материала 5 класса  (4 ч.)

1

Повторение материала 5 класса. Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями

2

Решение уравнений

3

Решение текстовых задач арифметическим способом

4

Вводная контрольная работа

Глава 1.Положительные и отрицательные числа (62 ч.)

5

Анализ контрольной работы

Поворот.

§1

6

Центральная симметрия.

7

Построение фигуры, симметричной данной относительно  заданной точки

8

Решение задач по теме «Поворот и центральная симметрия».

9

Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой.

§2

10

Построение на координатной прямой точек с положительными и отрицательными координатами.

11

Нахождение координат симметричных точек на координатной прямой

12

Решение примеров и задач по теме «Положительные и отрицательные числа.  Координатная прямая».

13

Модуль числа. Геометрический смысл модуля числа.

§3

14

Противоположные числа. Понятие о целых и рациональных числах. Неотрицательные и неположительные числа.

15

Изображение чисел с противоположными знаками на координатной прямой. Вычисление значений выражений, содержащих знак модуля

16

Решение простейших уравнений и неравенств, содержащих модуль

17

Сравнение чисел с помощью координатной прямой

§4

18

Сравнение чисел с одинаковыми и разными знаками

19

Сравнение чисел их модулей

20

Сравнение рациональных чисел

21

Параллельность прямых

§5

22

Построение прямой параллельной данной, проходящей через данную точку

23

Решение задач по теме «Параллельность прямых»

24

Контрольная работа №1 по темам «Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел».

25

Анализ контрольной работы

Числовые выражения, содержащие знаки +, -

§6

26

Нахождение значений числовых выражений, содержащих знаки +, - с помощью координатной прямой.

27

Вычисление значений числовых выражений, порядок действий в них, использование скобок

28

Составление числовых выражений при решении задач

29

Понятие алгебраической суммы.

§7

30

Алгебраическая сумма и её свойства

31

Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный

32

Нахождение значений алгебраической суммы

33

Решение примеров и задач по теме «Алгебраическая сумма и её свойства»

34

Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел

§8

35

Приёмы рационального устного и письменного  счёта. Вычисление значения алгебраической суммы двух чисел

36

Решение текстовых задач арифметическим способом

37

Расстояние между точками координатной прямой

§9

38

Формула расстояния между точками координатной прямой

39

Нахождение расстояния между точками координатной  прямой

40

Понятие осевой симметрии

§10

41

Простейшие геометрические построения: построение точек, симметричных данным относительно прямой

42

Построение фигур, симметричных данным относительно заданной прямой

43

Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч

§11

44

Определение вида числового промежутка соответствующего заданному неравенству

45

Символическая запись, графическая и аналитическая модели числового промежутка

46

Работа с числовыми промежутками.

47

Контрольная работа № 2 по темам «Числовые выражения и промежутки. Алгебраическая сумма. Осевая симметрия»

48

Анализ контрольной работы

Решение примеров и задач по темам «Алгебраическая сумма. Числовые промежутки»

49

Умножение чисел на  1  и  -1.  Умножение двух чисел с разными знаками

§12

50

Умножение чисел с одинаковыми знаками

51

Деление положительных и отрицательных чисел

52

Решение примеров и задач по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»

53

Координаты

§13

54

Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости

§14

55

Построение в координатной плоскости точек с заданными координатами

56

Определение координат отмеченных на плоскости точек

57

Вычисление площадей фигур, построенных в координатной плоскости

58

Построение в координатной плоскости фигур, симметричных данным

59

Арифметические действия с обыкновенными дробями. Умножение обыкновенных дробей

§15

60

Умножение смешанных чисел

61

Деление обыкновенных дробей

62

Решение текстовых задач на применение всех арифметических действий с обыкновенными дробями

63

Правило умножения для комбинаторных задач

§16

64

Решение  задач  с использованием правила умножения комбинаторных задач

65

Перебор вариантов.  Дерево возможных вариантов как геометрическая  модель  рассматриваемой ситуации

66

Контрольная работа №3 по темам «Координатная плоскость. Умножение и деление обыкновенных дробей»

Глава II. Преобразование буквенных выражений (36 ч.)

67

Анализ контрольной работы.

Раскрытие скобок с числовым множителем перед скобками

§17

68

Правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+»,   «-»

69

Использование правил раскрытия скобок при нахождении значений выражений

70

Раскрытие скобок при решении уравнений

71

Подобные слагаемые. Коэффициенты.

§18

72

Приведение подобных слагаемых.

73

Раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.

74

Решение уравнений, содержащих подобные слагаемые

75

Применение распределительного закона умножения при упрощении выражений

76

Упрощение выражений

77

Решение примеров и задач по теме «Упрощение выражений»

78

Уравнения. Постоянная и переменная величины

§19

79

Способы решения уравнений

80

Последовательность выполнения действий при решении уравнений

81

Применение различных способов решения уравнений

82

Решение уравнений

83

Понятие математической модели при решении задач. Три этапа математического моделирования

§20

84

Применение этапов математического моделирования при решении задач с помощью уравнений

85

Решение задач на составление уравнений

86

Решение текстовых задач на процентные вычисления в жизненных ситуациях

87

Решение разных задач с помощью уравнений

88

Решение уравнений, решение задач на составление уравнений

89

Контрольная работа №4 по темам «Упрощение выражений. Решение уравнений»

90

Анализ контрольной работы

Решение примеров и задач на упрощение выражений, содержащих положительные и отрицательные числа

91

Правила нахождения части от целого и целого по его части

§21

92

Нахождение части от целого и целого по его части

93

Решение текстовых задач на нахождение части от целого и целого по его части

94

Окружность. Формулы длины окружности. Число π

§22

95

Вычисление длины окружности

96

Определение радиуса и диаметра окружности по заданной длине окружности.

97

Круг. Формула площади круга

§23

98

Вычисление площади круга

99

Решение задач по теме «Круг. Вычисление площади круга»

100

Шар и сфера. Вычисление объёма шара и площади сферы

§24

101

Решение текстовых задач на применение формул площадей и объёмов геометрических фигур и тел

102

Контрольная работа №5 по темам «Нахождение части от целого и целого по его части. Окружность. Круг. Шар. Сфера»

Глава III.  Делимость натуральных чисел (30 ч.)

103

Анализ контрольной работы

Делители и кратные чисел

§25

104

Наименьшее общее кратное чисел

105

Наибольший общий делитель

106

Нахождение НОД и НОК чисел

107

Делимость произведения

§26

108

Признак делимости произведения

109

Решение примеров и задач по теме «Делимость произведения»

110

Делимость суммы и разности чисел

§27

111

Свойства делимости суммы и разности чисел

112

Применение свойств делимости суммы и разности чисел при решении задач

113

Решение примеров и задач по теме «Делимость суммы и разности чисел»

114

Признаки делимости на 2, 5, 10

§28

115

Применение признаков делимости на 2, 5, 10 при решении примеров и задач

116

Признаки делимости на 4 и  25

117

Применение признаков делимости на 4 и  25 при решении примеров и задач

118

Признак делимости на 3

§29

119

Признак делимости на 9

120

Применение признаков делимости на 3 и на 9 при решении примеров и задач

121

Контрольная работа № 6 по теме «Делимость натуральных чисел»

122

Анализ контрольной работы

Понятие простого и составного чисел. Таблица простых чисел

§30

123

Разложение натурального числа на простые множители

124

Использование разложения чисел на простые множители при сокращении дробей

125

Применение разложения чисел на простые множители при вычислении произведения и частного дробей

126

Наибольший общий делитель. Правило отыскания наибольшего общего делителя (НОД)

§31

127

Использование нахождения НОД при сокращении дробей. Совершенные и дружественные числа

128

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение взаимно простых чисел

§32

129

Наименьшее общее кратное. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю

130

Применение нахождения наименьшего общего кратного при сложении и вычитании обыкновенных дробей

131

Контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел»

132

Анализ контрольной работы

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю и нахождение значения данного выражения

103

Анализ контрольной работы

Делители и кратные чисел

§25

104

Наименьшее общее кратное чисел

105

Наибольший общий делитель

106

Нахождение НОД и НОК чисел

107

Делимость произведения

§26

108

Признак делимости произведения

109

Решение примеров и задач по теме «Делимость произведения»

110

Делимость суммы и разности чисел

§27

111

Свойства делимости суммы и разности чисел

112

Применение свойств делимости суммы и разности чисел при решении задач

113

Решение примеров и задач по теме «Делимость суммы и разности чисел»

114

Признаки делимости на 2, 5, 10

§28

115

Применение признаков делимости на 2, 5, 10 при решении примеров и задач

116

Признаки делимости на 4 и  25

117

Применение признаков делимости на 4 и  25 при решении примеров и задач

118

Признак делимости на 3

§29

119

Признак делимости на 9

120

Применение признаков делимости на 3 и на 9 при решении примеров и задач

121

Контрольная работа № 6 по теме «Делимость натуральных чисел»

122

Анализ контрольной работы

Понятие простого и составного чисел. Таблица простых чисел

§30

123

Разложение натурального числа на простые множители

124

Использование разложения чисел на простые множители при сокращении дробей

125

Применение разложения чисел на простые множители при вычислении произведения и частного дробей

126

Наибольший общий делитель. Правило отыскания наибольшего общего делителя (НОД)

§31

127

Использование нахождения НОД при сокращении дробей. Совершенные и дружественные числа

128

Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение взаимно простых чисел

§32

129

Наименьшее общее кратное. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю

130

Применение нахождения наименьшего общего кратного при сложении и вычитании обыкновенных дробей

131

Контрольная работа №7 по теме «Делимость натуральных чисел»

132

Анализ контрольной работы

Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю и нахождение значения данного выражения

Глава IV.  Математика вокруг нас  (28 ч.)

133

Отношение двух чисел

§33

134

Применение понятия отношения двух чисел к решению примеров и задач

135

Пропорция. Свойство крайних и средних членов пропорции

136

Решение пропорции

137

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков

§34

138

Диаграммы. Типы диаграмм. Чтение диаграмм

139

Составление диаграммы по условию задачи

140

Использование компьютера для построения различных диаграмм

141

Прямо пропорциональные величины

§35

142

Обратно пропорциональные величины

143

Пропорциональность величин

144

Применение понятия пропорциональности величин к решению задач

145

Использование прямо пропорциональной зависимости величин при решении задач

§36

146

Использование обратно пропорциональной зависимости величин при решении задач

147

Решение задач, связанных с обратно пропорциональными величинами

148

Решение задач с помощью пропорций

149

Решение текстовых задач «Пропорциональные отношения в жизни»

150

Контрольная работа №8 по теме «Отношение двух чисел. Диаграммы. Пропорции»

151

Анализ контрольной работы

Решение задач на движение

§37

152

Решение задач на совместную работу

153

Решение задач на проценты

154

Решение задач на пропорциональные отношения

155

Решение задач удобным способом

156

Решение разных задач

157

Понятие «вероятность». Достоверные, невозможные и случайные события

§38

158

Решение задач с использованием понятия «вероятность»

159

Равновозможные события и подсчёт их вероятности. Формула для вычисления вероятности, запись вероятности в процентах

§39

160

Решение задач, связанных с подсчётом вероятности

Повторение  (10 ч.)

161

Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами.

162

Упрощение выражений.

163

Решение уравнений.

164

Решение задач с помощью уравнений.

165

Делимость натуральных чисел.

166

Наименьшее общее кратное. Наибольший общий делитель

167

Решение геометрических задач

168

Решение текстовых задач на определение вероятности случайных событий. Решение комбинаторных задач

169

Итоговая контрольная  работа

170

Обобщение и систематизация материала изученного за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...