Урок+презентация "Решение квадратных уравнений", 8класс
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Даннный урок является завершающим этапом в изучении темы "Квадратные уравнения". Цели урока: закрепление и углубление знаний и умений по пройденному материалу путем решения различных упражнений с учетом индивидуальных способностей учащихся. Групповая работа, работа в парах, различные методы проверки, использование презентации, составленной с помощью программы Microsoft Power Point - все эти необходимые атрибуты современного урока нашли свое место в данной разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc..docx25.26 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx104.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 8-м классе по теме

«Решение квадратных уравнений»

Цели урока:

  1. Образовательные - закрепление и углубление знаний и умений по данной теме путём решения различных упражнений с учётом индивидуальных способностей учащихся.
  2. Развивающие – развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей, внимания, речи и памяти.
  3. Воспитательные – воспитание интереса к предмету, умение общаться, умение слушать, побуждение учащихся к само и взаимоконтролю, видеть связь между математикой и окружающим нас миром.

Оборудование к уроку:

  1. мультимедийный проектор;
  2. ноутбук;
  3. оценочные листы учащихся для самоконтроля знаний;
  4. тест.

 План урока

  1. Организационный момент. Сообщить тему урока (2 мин).
  2. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда (7 мин).
  3. Математический диктант (5 мин).
  4. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов) (5 мин).
  5. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений. (3 мин)
  6. Работа в группах (10 мин).
  7. Тест (9 мин).
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин).
  9. Домашнее задание (2 мин).

I. Организационный момент

 Учитель:-  Квадратные уравнения - это фундамент, на котором возвышается величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении других типов уравнений и являются ступенькой в изучении более сложного материала средней школы, включая 11-ый класс. Поэтому каждый из вас должен уметь верно и рационально решать эти уравнения.

II. Актуализация знаний. Разгадывание кроссворда

На доске спроецирован слайд 1 (Приложение 1). Ребята разгадывают кроссворд, в это время ученик выполняет на доске домашнее задание. После завершения работы учитель зачитывает правильные ответы и показывает таблицу с критериями оценок (слайд 2) (Приложение 1). Учащиеся сами выставляют себе оценку в контрольный лист. Затем они проверяют домашнее задание, сверяя с доской, задают вопросы, исправляют ошибки (если имеются).  

III. Математический диктант

                                               I вариант

  1. Запишите пример квадратного уравнения.
  2. Запишите, чему равен второй коэффициент в уравнении: 2x2+x-3=0.
  3. Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0?
  4. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант

положительный?

  1. В каком случае квадратное уравнение имеет два равных корня?
  2. Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения.
  3. Напишите формулу корней квадратного уравнения, в котором второй

коэффициент является четным числом.

  1. Сформулируйте теорему Виета.
  2. Чему равна сумма корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
  3. Приведите примеры целого рационального уравнения.

                                                               II вариант

  1. Запишите пример неполного квадратного уравнения.
  2. Запишите, чему равен первый коэффициент в уравнении: -x2+4x-7=0.
  3. Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение вида

аx2+bx=0?

  1. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант отрицательный.
  2. Напишите формулу корней квадратного уравнения.
  3. В каком случае квадратное уравнение не имеет корней?
  4. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
  5. Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
  6. Чему равно произведение корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0?
  7.  Приведите пример дробного рационального уравнения.

После выполнения математического диктанта учитель показывает таблицу правильных ответов и критерии оценок (слайд 3) (Приложение 1). Работа выполняется в парах. Оценки после взаимопроверки выставляются в контрольный лист.

IV. Знакомство с одним из способов решения квадратного уравнения (через свойства коэффициентов)

         Повторяем способы решения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений по формуле корней – это общий способ решения любого квадратного уравнения.

Одному из учащихся класса было дано задание доказать, что если в квадратном уравнении ax²+bx+c=0, a≠0, то при условии:

  1. a+b+c=0,  x=1,  x=c/a;
  2. a-b+c=0,   x=-1,  x=-c/a;

Учащийся справился с заданием, доказал эти утверждения в классе и показал применение на практике:

Примеры:

  1. 345x²-137x-208=0,

a+b+c=345+(-137)+(-208)=0,

x₁=1, x=-208/345

Ответ: 1;  -208/345.

  1. 100x²-83x-183=0,

a-b-c=100+83-183=0,

x₁=-1, x=-c/a, x=1, 83

Ответ: -1; 1,83.

V. Выступление учащегося. Применение квадратных уравнений.

Знания, полученные на уроках, мы применяем в жизни. Ребята  с удовольствием послушали сообщение своего одноклассника о применении квадратных уравнений в технике, физике, в строительстве.

VI. Работа в группах

Класс делится на группы по усмотрению учителя.

Задание по группам (слайд 4) (Приложение 1). Свои выступления группа делает на отдельных листах и защищает их у доски. Оценку за выступление даёт класс, а учащиеся записывают ее в контрольный лист.

VII. Тест

                                                 I вариант

  1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5 является корнем уравнения 4x²-11x-3=0?

А. -1.     Б. -2.      В. 3.       Г. 5.

  1. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x²(x-4)-(x-4)=0?

А. 4.   Б. 18.   В. 16.   Г. 6.  

  1. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x²-7x+3p=0 имеет только один корень?

А. Нет таких значений.    Б. 49/12.   В. 49/24.   Г. -49/24.

                                                 II вариант

  1. Какое из чисел -2, -1, 3, 5, является корнем уравнения 2x²-11x+5=0?

А. -2.     Б. -1.    В. 3.    Г. 5.

  1. Чему равна сумма квадратов корней уравнения x²(x+1)-4(x+1)=0?

А. 4.    Б. -1.    В. 5.     Г. 9.

  1. При каких значениях параметра р квадратное уравнение 2x²+7x+2p=0 имеет только один корень?  

А. Нет таких значений.   Б. 49/32.    В. -49/16.    Г. 49/16.

VIII.    Подведение итогов урока. Рефлексия (Слайд 5) (Приложение 1).

IX.  Домашнее задание

Домашнее задание - дифференцированное.

Дополнительно. Решите уравнение: x³-x²-4(x-1)²=0.

Контрольный лист учащегося.

  1. Домашнее задание_____
  2. Самооценка за кроссворд_____
  3. Взаимооценка  за математический диктант_____
  4. Оценка за работу в группе_____
  5. Оценка за тест_____
  6. Работа по теме - в ходе решения учащиеся за более интересные предложения и дополнения получают оценки.
  7. Итоговая оценка _____.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 7 1 6 4 2 8 9 5 10 11 12 13 14 По вертикали: Значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство. Квадратное уравнение, в котором первый коэффициент равен единице. 6. Национальность математика Франсуа Виета. 7. Запись какого-нибудь правила с помощью букв. Равенство, справедливое для любых допустимых Символ, с помощью которого обозначают натуральные числа. Выражение, являющиеся произведением чисел, переменных и их степеней. значений, входящих в него переменных. По горизонтали: 2. Уравнения, в которых совпадают корни. 4. Величина, определяющая наличие корней квадратного уравнения. 5. Теорема, которая устанавливает связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. 8. Независимая переменная. 10. Квадратное уравнение, в котором один из коэффициентов равен нулю. 12. Одна из декартовых координат. 14. Числовое выражение, значение которого необходимо вычислить. Слайд 1

Слайд 2

оценка Количество верных ответов «5» 12-14 «4» 9-11 «3» 6-8 Критерии оценок за выполнение кроссворда Слайд 2

Слайд 3

3 . Два или ни одного корня Два корня 4 . Два корня Ни одного корня 5 . Если d=0 x₁,₂=-b±√d/2a 6 . D=b²-4ac если D˂0 7 . x₁ , ₂=-b/2±√d/a D=(b/2)²-ac 8 . Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коффициэнту , взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p , а произведение равно q , то эти числа являются корнями уравнения x²+px+q=0 . 9 . x₁+x₂=-b/a x₁∙x₂=c/a 10 . 4x³-5x²=0 x²-4/3x=2 № задания Вариант I Вариант I 1 . x²+4x-7=0 3x²+5x=0 2 . b=1 a=-1 Ответы к математическому диктанту. Слайд 3

Слайд 4

Критерии оценок за выполнение математического диктанта . Оценка Количество верных ответов «5» 10 «4» 8-9 «3» 5-7

Слайд 5

Задание по группам 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Решите уравнение (x+3)²=2x+6 Решите уравнение (4x-1)(x+4)=2(3x-2) Решите уравнение выделением квадрата двучлена x²-14x-32=0 Корни x ₁ и x ₂ квадратного уравнения x ²+6 x + q =0 удовлетворяют условию x ₂=2 x ₁ найти x ₁, x ₂, q . Слайд 4

Слайд 6

Оцените свою работу на уроке, закончив предложение. Моя мыслительная активность на уроке была… Больше всего мне понравилось… У меня пока не совсем получается… Сегодня я поняла, что думать… Сегодняшний урок показал мне… Слайд 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

Урок- игра по алгебре Детективное агентство. 8класс.Решение квадратных уравнений

Урок - закрепления по теме: "Решене квадратных уравнений". 8 класс....

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Урок по теме "Формулы корней квадратного уравнения" 8класс

Технологическая карта открытого урока в 8 классе по теме "Формулы корней квадратного уравнения". По тематическому планированию по алгебре  урок №58. В главе "Квадратные уравнения&q...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...